Какие бывают эпохи в истории человечества. Краткая хронология истории искусства

Лекция «Тема № 2»

Эпохи, стили, направления

Художественное произведение – это форма существования искусства. Оно отражает мир во всей сложности многообразия, эстетического богатства.

Художники* всегда стремятся правдиво передавать мир. В процессе творчества рождается определённый художественный метод, поэтому правда в искусстве не всегда тождественна правдоподобию.

В формировании художественно – образных приёмов, методов участвуют многие социальные и культурные предпосылки, связанные с представлениями о правде, с религиозно – идеологическими воззрениями общества, с мировоззрением собственно художника.

Исторически сложившиеся структурное единообразие художественных приёмов, художественного языка, взаимоотношений содержания и формы, объединяющее в данную эпоху произведения мастеров, работавших в разных видах и жанрах искусства, называется стиль .

Слово стиль может употребляться в широком смысле – стиль жизни, стиль игры, стиль одежды и т. п., и в узком – «стиль в искусстве».

В разных исторических эпохах Стиль проявляется в отдельных видах, которые называются актуальными.

Общественное развитие происходит неравномерно. Если оно носит замедленный характер как в Древности, то смена системы художественных форм происходит очень медленно на протяжении тысячелетий, столетий, то такое развитие принято называть художественная эпоха.

Позднее, с XVII в. мировое общественное развитие значительно ускоряется, искусство сталкивается с многообразными задачами, обострением социальных противоречий, поэтому происходит быстрая смена стилей.

В искусстве ХІХ – ХХ веков проявляются лишь отдельные стилистические тенденции, идеологическая неустойчивость общества препятствует образованию единых стилей и возникают быстро сменяющие друг друга направления.

Первобытное искусство (20000 – 5000 лет до н.э.) развивалось в полной зависимости от природы, от бытовых потребностей человека, было связано с магией. Характерно развитие керамики правильной формы, орнамента, резьбы, реалистического изображения животных (наскальные рисунки).

*Слово «художники» употребляется в широком смысле, т.е. художники, архитекторы, писатели и т.д. , т.е. создатели произведений искусства.

:

    Наскальная живопись с изображением животных. Росписи в пещерах Ласко (Франция), Альтамира (Испания), Тассилин Аджер (Северная Африка).

    Скульптурные изображения женщин, так называемые палеолитические Венеры.

    Мегалитические сооружения Стонхендж (Англия), Каменная могила (Украина).

Древние деспотии (искусство междуречья и Древнего Египта (5000 лет до н.э. – VIII в до н.э.)) представляют собой художественную эпоху. За этот период происходит множество художественных открытий, но главное, что определяет эпоху остается неизменным:

Полное подчинение религии,

Развитие погребальных культов,

Развитие канонов во всех видах искусства,

Становление основ строительной техники,

Синтез искусств в архитектуре,

    гигантизм.

Основные памятники и ведущие художники :

    Междуречье.

    Быки – шеду из дворца Саргона ІІ в Дур Шуррукине.

    Арфа с головой быка из царской гробницы Ура.

    Ворота богини Иштар. Вавилон.

Древн ий Египет:

    Пирамиды в Гизе

    Храмы амона Ра в Карнаке и Луксоре

    Храм Абу Симбел

    Тутмос. Скульптура. Голова царицы Нефертити

    Скульптура царского писца Каи

    Фаюмский портрет юноши в золотом венце

Античность (искусство Древней Греции (VII-Ш век до н.э.) и Древнего Рима (ІІІ век н.э)) объясняла мир мифологически. Это был одновременно реалистический и иллюзорно – фантастический взгляд на мир. В искусстве это выражается в:

    героизации идеального образа

    гармонии внутреннего и внешнего облика

    гуманизации искусства

Скульптура становится актуальным искусством. Античные художники передают образ совершенного человека с высочайшим мастерством и реалистичностью. В Древнем Риме развивается скульптурный портрет.

Античность выработала строительные системы, которыми мы пользуемся до сих пор. В Древней Греции сложилась ордерная строительная система, это сочетание колонн и перекрытий, а в Древнем Риме на основе открытия цемента использовали круглую арку и купол. Создали новые типы общественных и инженерных построек.

:

    Кносский дворец, о. Крит

    Львинные ворота, Микены

Древняя Греция:

    Архитектурный ансамбль Парфенона (основные храмы: Парфенон, Эрехтейон).

    Пергамский алтарь.

    Галикарнасский мавзолей.

    Фидий (скульптор). Скульптурное оформление Парфенона.

    Фидий. Скульптура Зевса Олимпийского.

    Мирон (скульптор). Дискобол.

    Поликлет (скульптор). Копьеносец.

    Скульптура. Венера Милосская.

    Скульптура. Ника Самофракийская.

    Скульптура. Лаокоон.

Древний Рим:

    Пантеон в Риме (храм всех богов)

    Колизей, амфитеатр Флавиев (Рим)

    Понт Дю Гар (Франция)

    Конная статуя Марка Аврелия

    Колонна Траяна (Рим)

Средневековое искусство (V – XVI в) подчинено христианской идеологии, наполнено аллегориями и символами. Характерен синтез искусства подчиненного христианской литургии. Актуальным видом была архитектура.

Эпоха делится на два периода: романское (XI – XII в.) и готическое (конец XII – XIV в.)

Романская архитектура использует конструктивные особенности архитектуры Древнего Рима (Rоmа). Романские соборы строят в форме базилик, они тяжеловесны с темными интерьерами, с двумя круглыми в плане башнями на фасаде здания. Скульптура украшающая собор плоскостна, схематична (чаще рельеф), расположена в основном над порталами.

Готическое искусство – это качественный скачок развития средневекового искусства. Собор сохраняя форму базилики, строится теперь на основе новой каркасной системы. Суть которой состоит в том, что используя стрельчатую арку строится кирпичный каркас. Промежутки между столбами – опорами (контрфорсами) заполнены окнами – витражами. Поэтому интерьеры становятся как бы пронизанными светом. Здание обильно украшено скульптурой, архитектурным декором. Фасад фланкируют башни теперь квадратные в плане. Фасад собора единственно настоящая стена богато украшена скульптурой. Теперь преобладает очень реалистическая, круглая скульптура. Над главным порталом находится круглое резное окно, которое называют «роза».

Поздняя готика (ХV – ХVI в.) отличается архитектурным декором фасада – напоминает языки пламени, исчезает окно – роза. Такая готика получила название пламенеющая.

Основные памятники и ведущие художники :

    Вормский собор (Германия) – романская архитектура

    Нотр Дам де Пари (Париж) - готическая

    Кёльнский собор (Германия) – поздняя

    Собор Святой Анны (Вильнюс, Литва) – пламенеющая

После распада Великой Римской империи в IV в н.э., она разделилась на Западную со столицей в Риме и Восточную со столицей в Византии. В Западной развивался католицизм и, соответственно, романская и готическая культура. А в Восточной (она стала называться Византия ) распространялось православие. В Византии вся культура тоже была подчинена религиозной идеологии. Византия существовала с IV по XV в. но наивысшего расцвета искусство достигло в период правления Юстиниана (VI в н.э.). В архитектуре православию соответствовали центрические, купольные, а позднее крестово-купольные соборы. Развивается живопись монументальная (мозаика и фреска) и станковая (иконопись). Подчиняясь религиозной догме, живопись была строго канонизирована.

Основные памятники и ведущие художники :

    София Константинопольская (г.Стамбул)

    Церковь Сан Апполинаре (г.Равенна)

    Церковь Сан Витале (г.Равенна)

Древнерусское государство (X – XVII вв.) восприняло Православие, соответственно крестово-купольную систему храмовых построек и живописный канон. Но в процессе развития выработало неповторимые национальные черты. Складывается национальный тип храмовой постройки: крестово-купольные, кубовидные с волнообразным или килевидным завершением стен (закомар). Купола подняты на высокие барабаны.

В строго канонизированной живописи преобладает славянский тип лица, появляются русские святые, национальный орнамент и вся характеристика образов становится более человечной.

Влияние народного зодчества очень сильно проявлялось в перенесении художественных прислов, декора, цвета в каменное строительство и называлось «узорочье» (XVI – XVII в.) . Народные технические приёмы воплотились в появлении каменных и шатровых храмов.

Основные памятники и ведущие художники :

    София Киевская, г. Киев. (13 куполов)

    Дмитриевский собор, г. Владимир. (1 купол)

    Церковь Параскевы Пятницы, г. Чернигов. (1 купол)

    Аристотель Фиорованти. Успенский собор Московского кремля. (5 куполов)

    Икона Владимирской Богоматери.

    Храм Василия Блаженного (Покрова что на рву), г. Москва.

    Икона Покрова с портретом Б.Хмельницкого.

    Оранта. Мозаика Софии Киевской.

    А.Рублев. Троица (икона).

Возрождение (Renessanse) как основание античного наследия на новом историческом этапе возникло в Италии, здесь в конце XIII – XVI веках возрождались гуманистические идеалы античности. Отсюда название эпохи «Возрождение». Эпоха Возрождения утверждает что мир познаваем, а человек – титаническая личность, способная изменить мир. Художники открыли индивидуальность человека, поэтому появился портрет; они разработали теорию и практику перспективы, художественно освоили анатомию человеческого тела, разработали гармонию композиции, использовали цветные эффекты, изображение обнаженной натуры, женского тела было зримым аргументом борьбы со средневековым аскетизмом.

В скульптуре главным становится образ челнока, а не божества. Сложились основные типы скульптуры: монументальная и декоративная. После античности вновь возрождается конная статуя.

В архитектуре наряду с требованием античных форм (использованием аркад, греческого портика) происходит выработка собственного художественного языка. Создается новый тип общественных сооружений, городской дворец (плац) и загородные дома – вилы..

Основные памятники и ведущие художники :

    Джотто ди Бонде. Росписи капеллы дель Арена, г. Падуя.

    Ботичелли. Рождение Венеры.

    Леонардо да Винчи. Джокона. Мона Лиза.

    Леонардо да Винчи. Мадонна в скалах.

    Леонардо да Винчи. Роспись «Тайная вечеря» (г. Милан).

    Рафаэль Санти. Сикстинская Мадонна.

    Рафаэль Санти. Росписи в Ватикане (Стансы Ватикана, Рим).

    Микеланджело. Скульптура. Давид.

    Микеланджело. Росписи потолка Сикстинской капеллы (Ватикан)

    Джорджоне. Юдифь.

    Джорджоне. Гроза.

    Тициан. Портрет папы Павла ІІІ с племянниками.

    Тициан. Молодой человек с перчаткой.

    Тициан. Ассунта.

    Веронезе. Брак в Кане Галилейской.

    Брунеллески. Церковь Санта Мария дель Фьоре, г. Флоренция.

    Палладио. Вилла под Римом.

    Донаттелло. Конная статуя Гаттамелаты, г. Падуя.

В странах Северной Европы (Нидерланды, Германия, Франция) идеи Возрождения проникают с конца XV века. Своеобразие национальных культур, средневековые традиции в сочетании с идеями Итальянского Возрождения, выработали своеобразный стиль, который принято называть Северное Возрождение.

XVII век – время интенсивного образования национальных государств, национальных культур, становления абсолютной власти в одних странах и зарождения буржуазных отношений в других. Стало невозможно выразить в одной художественной формуле сложность и противоречивость эпохи, поэтому в XVII веке возникло многообразие художественных форм, т.е. стилей. В XVII веке появились стили: классицизм, барокко, реализм.

Основные памятники и ведущие художники :

    Дюрер. Портрет Венецианки.

    Дюрер. Четыре Апостола.

    Дюрер. Графические иллюстрации к «Апокалипсу»

    Ван Эйк. Мадонна Канцлера Роллена.

    Ван Эйк. Гентский алтарь.

    Братья Лимбурги. Миниатюры «Великолепного часослова герцога Беррийского».

    Брейгель. Слепые.

    Босх. Корабль дураков.

Барокко – самый распространённый стиль XVII в. Это искусство построенное на контрастах, асимметрии, тяготению к грандиозности, перегруженности декоративными мотивами.

В живописи и скульптуре характерно:

    диагональные композиции

    изображение преувеличенного движения

    иллюзорность изображения

    светотеневые контрасты

    яркий колорит, живописное пятно (в живописи)

В архитектуре :

    гнутые, волютообразные формы

    асимметрия

    использование цвета

    обилие декора

    желание обмануть глаз и выйти за реальное пространство: зеркала, анфилады, плафоны на потолках, изображающие небо.

    ансамблевая организация пространства

    синтез искусств

    контраст вычурно украшенной декором архитектуры и четкая геометрия садов и парков, или городских улиц.

Барокко торжествовал в тех странах, где господствовал феодализм и католическая церковь. Это такие страны: Италия, Испания, Фландрия, позже Германия и в XVIII веке – Россия. (в архитектуре)

Основные памятники и ведущие художники :

    Караваджо. Лютнист.

    Рубенс. Персей и Андромеда.

    Рубенс. Автопортрет с Изабеллой Брант.

    Бернини. Скульптура «Экстаз Святой Терезы»

    Бернини. Скульптура «Аполлон и Дафна»

    Жюль Ардуен Мансар.Версальский дворец (Франция).

    Бернини. Площадь Святого Петра в Риме.

Классицизм (лат. образцовый). Французский абсолютизм XVII в. регламентировал жизнь, заключая ее в жесткие рамки государственности. Герой классицизма не свободен в своих действах, а подчинен строгим нормам, общественному долгу, смирение чувств разумом, следование абстрактным нормам добродетели – таков эстетический идеал классицизма.

Образцом для себя классицизм XVII в. избрал греческую античность. В архитектуре используется греческий ордер. В скульптуре – идеальные мифологические образы. В живописи:

    строгая величавость

    возвышенная красота образов

    горизонтальная или кулисная композиция

    тщательный отбор деталей и цвета

    стандартность образов, театральность жестов и чуств

Основные памятники и ведущие художники :

    Пуссен. Аркадские пастухи.

    Пуссен. Времена Года.

    Лоррен. Похищение Европы.

Голландская культура. В XVII в. в странах, где зарождался капитализм, велась борьба за национальную независимость. Победа бюргерства определили характер Голландской культуры, рождение реализма, появление самостоятельных жанров станковой живописи (портрет, бытовой жанр, натюрморт).

Основные памятники и ведущие художники :

Голландия XVII :

    Рембрандт. Автопортрет с Саскией на коленях

    Рембрандт. Возвращение блудного сына.

    Вермар Дельфтский. Девушка, читающая письмо.

    Вермар Дельфтский. Географ.

    Терборх. Стакан лимонада.

    Хальс. Цыганка.

Испания XVII :

    Веласкес. Пряхи.

    Веласкес. Портрет папы Иннок Х

    Веласкес. Сдача Бреды

    Веласкес. Портрет Инфланты Маргариты

    Эль Греко. Похороны графа Оргаса

Рококо. С началом XVIII столетия обозначился кризис французского абсолютизма. Строгий этикет сменяется атмосферой легкомыслия и наслаждений. Возникает искусство способное удовлетворять самые вычурные и изысканные вкусы – это рококо. Это полностью светское искусство, главная тема – любовные и эротические сцены, любимые героини – нимфы, вакханки, мифологические и библейские темы любви.

Это искусство миниатюрных форм свое главное выражение нашло в живописи и прикладном искусстве. Светлые колориты, дробные и ажурные формы, сложный орнамент, асимметрия, создающая ощущение беспокойства.

Основные памятники и ведущие художники :

    Ватто. Общество в парке.

    Буше. Купание Дианы.

    Буше. Портрет Мадам Пампадур.

    Фрагонар. Качели.

    Фрагонар. Поцелуй украдкой.

Просвещение. С 40-х годов во Франции появляется новый социальный слой зарождающийся буржуазии, так называемое «третье сословие». Именно это определило развитие нового философско-художественного течения Просвещение. Зародилось оно в недрах философии, и смысл его заключался в том, что все люди от рождения имеют равные возможности и только воспитание и просвещение (т.е. обучение), может выделить их из общей массы равных членов общества.

Основным жанром становится бытовая картина, изображающая скромный быт третьего сословия, прославляется добропорядочность и трудолюбие.

Основные памятники и ведущие художники :

    Шарден. Кухарка.

    Грёз. Балованное дитя.

    Гудон. Скульптура. Вольтер в кресле.

В Англии Просвещение зародилось в литературе, в конце XVII века. Поэтому бытовая живопись становится повествовательной, т.е. художники и графики создают целые серии картин, последовательно рассказывающие о судьбе героев и носят морально – назидательный характер. Для Английского Просвещения характерно развитие портретной живописи.

Основные памятники и ведущие художники :

    Хагарт. Модный брак.

    Гейнсборо. Портрет Герцогини де Бофор.

Русское Просвещение развивалось XVIII – начало XIX века, связано с идейно – философским течением. Русские Просветители: философы – Ф. Прокопович, А. Кантемир, М. Ломоносов и писатели – Татищев, Фонвизин, Радищев верили в безграничный разум человека, в возможность гармонизации общества через развитие творческих начал каждой личности, через образование. В это время в России стремительно развивается домашнее образование, открываются новые учебные заведения, развивается газетно-журнальное и книжное издательство.

Все это служило образовательным целям, воспитанию личности – «сына Отечества»; а значит развитию портрета.

Но русское Просвещение носило еще и антикрепостническую направленность, т.к. совершенно справедливо считали, что крестьяне (крепостные) тоже были наделены богатством умственных и эмоциональных способностей.

Основные памятники и ведущие художники :

    Аргунов. Портрет П.Жемчуговой.

    Никитин. Портрет напольного гетьмана.

    Ливицкий. Портреты Смолянок.

    Боровиковский. Портрет Лопухиной.

    Рокотов. Портрет Струйской.

    Шубин. Портрет Голицына.

    Фальконе. Памятник Петру I в Санкт Петербурге («Медный всадник»)

Но создавая идеальные образы крестьян искусство Просветителей конца XVIII – начала XIX в. сливалось с сентиментализмом .

Основные памятники и ведущие художники :

    Тропинин. Портрет А.Пушкина.

    Тропинин. Золотошвейка.

    Венецианов. Весна.

    Венецианов. На пашне.

Барокко в русской и украинской архитектуре. С появлением абсолютистских монархий, в том числе и в Ватикане – центре капиталистической церкви, усиливается парадность, пышность, театрализованность придворного искусства, что способствовало развитию барокко в архитектуре Италии и Франции в XVIII в, в России (XVIIIв.), Украине (“казацкое барокко”) вторая половинаXVII – XVIII в.

Особенности архитектуры барокко:

    синтез искусств в архитектуре

    ансамблевость (дворец в парке с большим количеством павильонов)

    возрастание декоративности, лепных украшений, скульптуры

    использование ордерных элементов: гнутых фронтонов, пучков пилястр или полуколонны, ниш, которые полностью закрывают стену и усиливают светотеневой контраст

    использование цвета: бирюзовая стена, белые архитектурные детали, золотая лепнина

    интерьеры: пышная декоративная театрализованность, анфилады, живопись с иллюзорными эффектами, использование зеркал

Украинское или «казацкое барокко» - это совершенно самостоятельный этап развития Европейского барокко. В нем нет дворцовой пышности. Используются гнутые фронтоны, «заломы» крыш и куполов церквей. Декор стен – это плоская резьба, белая по белому или светло-голубому фону стены. Вместо дворцов строятся дома казачей верхушки, канцелярии, коллегиумы. А культовая архитектура продолжает традиции народного деревянного зодчества (трех купольные соборы).

Основные памятники и ведущие художники :

    Растрелли. Зимний дворец (Санкт Петербург)

    Растрелли. Андреевская церковь (Киев)

    Григорович Барский. Церковь Николы на Набережной (Киев)

    Ковнир. Колокольня на Дальних печерах (Киево-Печерская Лавра)

    Ковнир. Покровский собор в Харькове.

В последней трети XVIII столетия во Франции произошла буржуазная революция. Её задачи, требования к гражданам общества совпадали с героико-гражданскими идеалами римской античности. В Древнеримском обществе личность, ее свобода и даже жизнь приносятся в жертву обществу. История трактовалась как деяние выдающейся личности. Именно герой, выдающаяся личность – носитель моральных ценностей общества. Это и стало образцом для художников конца XVIII в. и сложилось в последний великий общеевропейский стиль.

Классицизм (в творчестве Ж.Давида – принято говорить «революционный классицизм»).

Для живописи характерны художественные приемы классицизма XVII в. Но историческая картина отражает гражданственно – публицистическую тематику, а портреты в соответствии с идеалами революции отражали личность, образ современника великих перемен.

С начала XIX в. классицизм в живописи теряет гражданственность, остается лишь внешняя сторона: строгая логика композиции деталей, цвета, статуарность фигур. Таким образом классицизм в живописи превращается в академизм.

Основные памятники и ведущие художники :

    Давид. Смерть Марата

    Давид. Клятва Горациев

    Энгр. Одалиска

Классицизм в архитектуре. Во Франции в конце XVIII века, а в России с начала XIX века в архитектуре господствует стиль классицизм. Стиль сформировался под влиянием идей патриотизма и гражданственности на основе использования античных образцов. Композиционные приемы:

    симметричность; обычно главный корпус с портиком в центре и двумя флигелями

    скульптура сосредоточена на главном входе – портике. Часто используется скульптурное изображение колесницы, запряженной четверкой, шестеркой коней управляемых богиней Славы.

Классицизм связан с ростом городов, потребностью организации их пространства. В России классицизм появляется как идея универсального стиля, который создает единые строительные приемы; использование местных материалов, штукатурки, создает новые типы зданий: гимназий, университетов, торговых домов, триумфальных арок, тип дворянской усадьбы.

Архитектурный стиль позднего классицизма называется ампир – завершая развитие стиля. Наряду с использованием античных форм (как греческих так и римских) появляются стилизованные египетские мотивы особенно в интерьерах.

Основные памятники и ведущие художники :

    Росси. Здание Генерального штаба (Санкт Петербург)

    Воронихин. Казанский собор (Санкт Петербург)

    Боженов. Пашков дом. Москва.

    Баретти. Здание университета. Киев.

    Суффло. Пантеон (Париж)

Романтизм. Великая Французская буржуазная революция закончилась реставрацией монархии. Стиль романтизм (начало XIX в.) явился результатом разочарования людей в возможности разумного преобразования общества на основе принципов свободы, равенства, братства. Стремление возвысится над прозой жизни, убежать от гнетущей обыденности, поэтому так велик интерес художников к экзотическим сюжетам, мрачной фантазии средневековья, теме борьбы за свободу. Художников интересует древний мир человека, его индивидуальная исключительность. Романтический герой всегда изображается в чрезвычайных ситуациях, обычно это гордый герой одиночка, переживающий яркие и сильные страсти. Это нашло выражение в выразительной и чувственной мощи цвета, где цвет начинает доминировать над рисунком.

Для живописи характерно:

    нервная возбужденность, экспрессия композиции

    сильные контрасты цветовых пятен

    экзотические темы, готическая символика

    программные произведения, т.е. основанные на исторических и литературных сюжетах

Основные памятники и ведущие художники :

    Жерико. Плот «Медузы».

    Делакруа. Свобода на Баррикадах.

    Рюд. Скульптурный рельеф «Марсельеза» на Триумфальной арке в Париже.

    Гойя. Махи.

    Гойя. Портрет семьи короля.

Исторические периоды принято выделять с точки зрения общих идей и направлений. Названия эпохам даются ретроспективно, после оценок прошлых событий. Такая периодизация сильно влияет на точность последующих исследований, поэтому тут стоит быть предельно осторожными. Какие исторические эпохи на данный момент представлены?

Хронология исторических эпох

Античность

В этой эпохе существует еще несколько основных периодов:

  • Ранняя античность;
  • Классическая античность;
  • Поздняя античность.

Этот период истории длился с начала VІІІ века до н. э., до конца VІ века н. э. культурное наследие античных времен сохранилось в быту, языке, культуре и традициях многих романских народов. Элементы классической античности долго сохранялись в ядре Восточной Римской империи до самого ІХ века н. э.

Средневековье

Средневековье. Наступило после конца античной эпохи. Началом этой ветви истории считается крушение Западной Римской империи в конце V века. А вот по поводу того, когда пришел конец эпохи, до сих пор существует много споров. Существует несколько вариантов того, что стало концом Средневековья:

  • Падение Константинополя в 1453 году;
  • Открытие Америки в 1492 году;
  • Начало Реформации в 1517 году;
  • Начало Английской революции в 1640 году;
  • Конец Тридцатилетней войны в 1648 году.

В последнее время конец эпохи относится на XV-XVІ века. Вернее всего считать эту великую эпоху всемирным процессом, а также особенным периодом в развитии каждой страны. Какие есть эпохи в дальнейшем ракурсе истории?

Возрождение

Далее наступила эпоха Возрождения. Какой век относится к ее началу? Примерным отсчетом начала этой эпохи считается начало XІV века, а приблизительный конец наступил в XVІ веке. Самой отличительной и характерной чертой возрождения принято считать то, что она носила светскую сторону культуры и интерес к деятельности человека, а также к самой личности. Происходит возрождение античной культуры. Такая парадигма возникла после того, как произошли изменения в обществе Европы. В городах появились светские центры искусства и науки, деятельность которых была неконтролируема церковью. Страной зарождения этой эпохи стала Италия.

Барокко

Барокко. Центром этой культуры также считается великая Италия. В итальянских городах эпоха зародилась в XVІ-ХІVІ веках, а именно в Риме, Венеции, Флоренции и Мантуе. Такой поворот истории принято считать началом триумфа становления «западной цивилизации». Какая эпоха начинается вслед за неожиданным Барокко?

Классицизм

  • Классицизм. Это направление художественного стиля в европейском искусстве наступило вслед за Барокко в XVІІ веке, а завершилось в XІX. В основе такого направление лежал рационализм. Например, художественные произведения эпохи классицизма должны быть построены на строгих канонах. Для классицизма интерес представляло только вечное и неизменное. Классицизм установил строгую иерархию всех жанров, которые никак не подлежали смешиванию:
    • Эпопея;
    • Трагедия;
    • Комедия;
    • Сатира;
    • Басня.

Романтизм

Романтизм, наступивший в XVІІІ веке, утверждает духовно-творческую жизнь каждой личности, изображает сильные и боевые характеры. Распространение пошло на все сферы деятельности человека. Романтическим стали называть все странное, неизведанное, фантастическое, оригинальное, существующее только в книгах, а не в реальной жизни. Какие существуют эпохи после того, как нахлынуло романтическое восприятие действительности?

Импрессионизм

Импрессионизм зародился во Франции в XІX веке, а затем распространился по всему миру. Все представители такого направления старались изобразить все вокруг в реальных очертаниях, но в ракурсе подвижности и с внедрением своих впечатлений. Наиболее важным было правильно суметь передать свои впечатления в картине, в литературе и музыке.

Экспрессионизм

Экспрессионизм – это то течение в искусстве Европы, которое стало развиваться в ХХ веке во время становления модернизма. Наиболее большого признание и роста было достигнуто в Германии и в Австрии. Экспрессионизм стремится не только к тому, чтобы изобразить и передать действительность, но и к тому, чтобы наиболее четко передать все эмоции автора. Он реализовался во многих направлениях: живопись, театр, литература, музыка, танцы и архитектура. И это является первым течением, которое нашло свою реализацию в кинематографе.

Почему возникла эта эпоха? Это была болезненная реакция на уродство капиталистической цивилизации. Передавалось много эмоций: страх, тревога, разочарование и отчаяние. Для каждого экспрессиониста характерным является субъективность всего творческого процесса, потому как выражение должно преобладать над изображением. Тут часто можно уловить мотив крика и боли.

Радикальный конструктивизм

Радикальный конструктивизм – это не отражение реальности, а отражение каждым индивидуумом того, как он субъективно видит каждую реальную вещь. Ведь это происходит после того, как человек познает все вокруг. Каждый человек в эту эпоху рассматривается как закрытая система.

Неоклассицизм

Неоклассицизм. Творению, которое было создано в такой период, характерно проявление античности, возрождения, классицизма. Неоклассицизм характерен для удивительного архитектурного искусства и изобразительного направления в искусстве.

Какая сейчас эпоха развития? На данном историческом этапе наступило Новое время. В данный отрезок истории происходит становление новой цивилизации, системы отношений европейского мира и распространение в другие уголки мира. То, какие бывают эпохи, удивляет многих, оставляет различные загадки, которые будут разгадывать следующие поколения всего мира!

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Департамент по культуре и туризму Томской области ОГОАУ СПО «Губернаторский колледж социально-культурных технологий и инноваций» Презентация по предмету «История хореографического искусства» специальность НХТ; вид: «Хореографическое творчество». Тема: хронология исторических эпох в искусстве Выполнила Масловская Н.А. преподаватель хореографических дисциплин Томск 2015

2 слайд

Описание слайда:

Цель: знакомство с хронологией исторических эпох в искусстве Задачи: рассмотреть эпохи в хронологическом порядке; дать характеристику каждой эпохе; опосредованное знакомство с историческими личностями; расширение познавательного потенциала студентов

3 слайд

Описание слайда:

Существуют определенные эпохи, которые охватывают конкретные временные промежутки. Их названия были придуманы совсем недавно, после того как человек смог посмотреть в ретроспективу, оценить и разделить на этапы прошедшие события. Екатерина I Петр II Анна Иоановна Иван VI Елизавета Петровна Петр III Елизавета Петровна

4 слайд

Описание слайда:

Почему существует историческая хронология? Данный прием был разработан исследователями неспроста. Во-первых, каждый отдельный период характеризуется особыми культурными направлениями. Для каждой эпохи свойственно свое мировоззрение, мода, структура общества и многое другое. Рассматривая эпохи человечества по порядку, можно также обратить внимание на то, что для каждой из них характерны отдельные виды искусства. Это и музыка, и живопись, и литература.

5 слайд

Описание слайда:

Античный период. Историю первобытного общества мы опустим, так как единой идеологии в то время, религии или хотя бы системы письменности попросту не существовало. Поэтому, когда рассматриваются эпохи человечества по порядку, начинают именно с античного периода, ведь в это время появились первые государства, первые законы и мораль, а также искусство, которое мы изучаем до сих пор. Период начался примерно в конце 8-го века до н. э. и продлился до 456 года – даты падения Римской империи. В это время появилась не только политеистическая религия с четкой фиксацией всех божеств, но и система письменности – греческая и латинская. Также в этот период в Европе зародилось такое понятие, как рабство.

6 слайд

Описание слайда:

Средние века. Изучению средневековья всегда уделяют особое внимание. Период начался в конце 5-го века, а вот даты его окончания, хотя бы примерной, не существует. Некоторые полагают, что он закончился в середине 15-го века, другие уверены, что средние века длились до 17-го столетия. Эпоха характеризуется огромным подъемом христианства. Именно в эти годы произошли великие крестовые походы. Наряду с ними зародилась инквизиция, которая истребляла всех противников церкви. В средневековье возникла такая форма рабства, как феодализм, которая существовала в мире еще много столетий спустя.

7 слайд

Описание слайда:

Ренессанс. Эту эпоху принято выделять как отдельную, но многие историки полагают, что Возрождение – это, так сказать, светская сторона средневековья. Суть заключается в том, что в конце 14-го века люди стали взывать к гуманности. Вернулись некоторые античные правила и мораль, инквизиция постепенно сдала свои позиции. Это проявлялось и в искусстве, и в поведении общества. Люди стали посещать театры, возникло такое понятие, как светский бал. Ренессанс, как и Античность, зародился в Италии, и сегодня тому подтверждением являются многочисленные памятники архитектуры и искусства.

8 слайд

Описание слайда:

Барокко. Когда мы рассматриваем непосредственно эпохи истории человечества по порядку, барокко, хоть и недолго продлилось, заняло важную ветвь в становлении искусства. Эта эпоха стала логическим завершением Ренессанса. Можно сказать, что тяга к светским развлечениям и прекрасному разрослась до невероятных масштабов. Появился архитектурный одноименный стиль, которому свойственна помпезность и вычурность. Подобная тенденция проявилась и в музыке, и в рисунке, и даже в поведении людей. Эпоха барокко продлилась с 16-го по 17-й века.

9 слайд

Описание слайда:

Классицизм. Во второй половине 17-го века человечество решило отойти от столь пышной праздности. Общество, как и искусство, которое оно творило, стало канонизированным и подогнанным под четкие правила. Театр и музыка, которые были на пике своего культурного развития, также были подвержены новым реформам. Появились определенные стили, которые направляли авторов в то или иное русло. Классицизм стал проявляться в оформлении зданий и интерьера. В моду вошли прямые углы, ровные линии, строгость и аскетичность.

10 слайд

Описание слайда:

Романтический период. 18-й век – это красота неземных фантазий. Этот период считается самым загадочным в истории человечества, эфемерным и оригинальным. В обществе появилась тенденция, в соответствии с которой каждый человек – это отдельная духовно-творческая личность, со своим внутренним миром, переживаниями и радостями. Как правило, когда историки представляют культурные эпохи в хронологическом порядке, одно из самых важных мест отводится именно романтизму. В этот период, который продлился до 19-го века, появились уникальные шедевры музыки - Шопен, Шуман, Шуберт литературы – Гофман, братья Гримм, знаменитые французские романы живописи – Гойя, Тёрнер.

11 слайд

Описание слайда:

Просвещение. Параллельно с романтизмом в искусстве совершенствовалось и само общество. Когда перечисляют все эпохи по порядку, как правило, за классицизмом ставят именно Просвещение. Наряду с развитием науки и искусства в конце 17-го века в обществе с огромной скоростью начал повышаться уровень интеллекта. Произошел ряд астрономических открытий, которые опровергли многие религиозные догмы. Эпоха Просвещения коснулась не только Европы, но и России, а также Дальнего Востока, и даже Америки. В этот период во многих державах отменили крепостное право. Также стоит отметить, что в 18-19-м веках впервые в научных и государственных заседаниях стали принимать участие женщины. Эпоха Просвещения стала точкой зарождения новой философии, основанной на математике и физике.

12 слайд

Описание слайда:

Эпоха Просвещения - одна из ключевых эпох в истории европейской культуры, связанная с развитием научной, философской и общественной мысли. В основе этого интеллектуального движения лежали рационализм и свободомыслие. Учёные нового типа стремились распространять знание, популяризировать его. Знание не должно быть больше исключительным владением некоторых посвящённых и привилегированных, а должно быть доступно всем и иметь практическую пользу. Оно становится предметом общественной коммуникации, общественных дискуссий.

13 слайд

Описание слайда:

Новейшее время. Кратко перечислив все исторические эпохи по порядку, мы подошли к 20-му столетию. Этот период знаменит расцветом различных направлений в искусстве, многочисленными государственными переворотами и сменами режимов власти. Потому с исторической точки зрения данная эпоха называется Новейшим временем. С начала 20-го века, можно сказать, общество стало полностью равноправным. Искоренилось рабство во всем мире, установились четкие границы государств. Такие условия стали оптимальной средой для развития не только искусства, но и науки. Мы ныне живем в эту эпоху, поэтому, для того чтобы ее детально рассмотреть, достаточно лишь оглянуться.

14 слайд

Описание слайда:

Параллельно со становлениями законов и границ государств формировалось искусство. Но музыкальные периоды не всегда совпадают по временным рамкам с одноименными периодами в литературе или, скажем, в живописи. Ниже мы представим эпохи в искусстве по порядку, охарактеризуем их и сможем сопоставить четкую картину того, как формировалось наше общество с самого начала времен. Для начала мы обобщенно перечислим основные «эры», а после разделим их на отдельные отрасли.

15 слайд

Описание слайда:

Искусство: эпохи в хронологическом порядке Древний период. С момента возникновения первых наскальных рисунков заканчивая 8-м веком до н. э. Античность – с 8-го века до н. э. до 6-го века н. э. Средневековье: романский стиль - датируется 6-10-м веками, и готика – 10-14-м веками Возрождение – знаменитые 14-16-й века Барокко – 16-18-й века Рококо – 18-й век Классицизм - формировался на фоне прочих направлений с 16-го по 19-й век Романтизм – первая половина 19-го века Эклектизм – вторая половина 19-го столетия Модернизм – начало 20-го века Стоит отметить, что модерн – это общее название для данной творческой эпохи. В разных странах и в различных направлениях искусства формировались свои течения, о которых речь пойдет ниже.

16 слайд

Описание слайда:

17 слайд

Описание слайда:

18 слайд

Описание слайда:

Средневековье Романский стиль - от лат. romanus - римский - художественный стиль, господствовавший в Западной Европе 6 – 10 веках - один из важнейших этапов развития средневекового европейского искусства. Наиболее полно выразился в архитектуре. Главная роль в романском стиле отводилась суровой крепостной архитектуре: монастырским комплексам, церквям, замкам. Основными постройками в этот период становятся храм-крепость и замок-крепость, располагающиеся на возвышенных местах, господствующие над местностью.

19 слайд

Описание слайда:

Готический стиль - период развития западной и центрально-европейской архитектуры, соответствующий зрелому и позднему Средневековью - 10 – 14 века. Готическая архитектура сменила архитектуру романской эпохи и в свою очередь уступила место архитектуре периода Возрождения. Сам термин «готика» возник в Новое время как презрительное обозначение всего привнесённого в европейское искусство варварами-готами. Средневековье Термин подчёркивал радикальное отличие средневекового зодчества от стилистики Древнего Рима. Собор Св.Витта в Праге Нотр-Дам де Пари

20 слайд

Описание слайда:

Возрождение или Ренессаанс - фр. Renaissance, ит. Rinascimento; от «re/ri» - «снова» или «заново» и «nasci» - «рождённый» 14 – 17 века. Эпоха, имеющая мировое значение в истории культуры Европы, пришедшая на смену Средним векам и предшествующая Просвещению Отличительная черта эпохи Возрождения - светский характер культуры и её гуманизм, интерес к человеку и его деятельности. «Дама с горностаем» «Мадонна Литта» Леонардо да Винчи «Пьета» «Моисей» «Давид» Микеланджело Буонаротти «Рождение Венеры» Боттичелли «Афинская школа» Рафаэль Расцветает интерес к античной культуре, происходит как бы её «возрождение» - так и появился термин. Церковь Святого Духа во Флоренции Ф.Брунеллески

21 слайд

Описание слайда:

Барокко от итал. barocco - «причудливый», «странный», «склонный к излишествам», порт. perola barroca - «жемчужина неправильной формы», дословно «жемчужина с пороком» - эпоха Позднего Возрождения - 17-18 век, появился в Италии. Эпоху барокко принято считать началом триумфального шествия «западной цивилизации». Барокко противостояло классицизму и рационализму. портрет Джеймса Стюарта Ван Дейк «Коронация Марии Медичи» «Сад любви» Рубенс Петербург. Эрмитаж Петергоф «Самсон»

22 слайд

Описание слайда:

Рококо от фр. rocaille - дробленый камень, декоративная раковина, ракушка, рокайль - стиль в искусстве, в основном, в дизайне интерьеров, возникший во Франции в 18 веке, как развитие стиля барокко. Интерьеры Гатчинского замка «Танцующая Комарго» Н. Ланкре «Завтрак» Ф.Буше «Амур» Фальконе Церковь Франциска в Португалии Характерными чертами рококо являются изысканность, большая декоративная нагруженность интерьеров и композиций, грациозный орнаментальный ритм, большое внимание к мифологии, личному комфорту.

23 слайд

Описание слайда:

Классицизм от фр. classicisme, от лат. classicus - образцовый - художественный стиль и эстетическое направление в европейской культуре 17 -19 веков. В основе классицизма лежат идеи рационализма. Художественное произведение строится по строгим канонам. Классицизм устанавливает строгую иерархию жанров, которые делятся на высокие - ода, трагедия, эпопея и низкие - комедия, сатира, басня. Каждый жанр имеет строго определённые признаки, смешивание которых не допускается. Интерес для классицизма представляет только вечное, неизменное - в каждом явлении он стремится распознать только существенные, типологические черты, отбрасывая случайные индивидуальные признаки. Эстетика классицизма придаёт огромное значение общественно-воспитательной функции искусства. Большой театр в Варшаве

В данной статье пойдет речь об основных этапах всемирной истории: с древнейших времен и до нашего времени. Мы рассмотрим кратко основные черты каждого этапа и обозначим события\причины, ознаменовавшие переход к следующему этапу развития.

Эпохи развития человечества: общая структура

Учеными принято выделять пять основных этапов в развитии человечества, причем переход от одного к другому ознаменовывался кардинальными изменениями в структуре человеческого общества.

  1. Первобытное общество (Палеолит, Мезолит, Неолит)
  2. Древний мир
  3. Средние века
  4. Новое время
  5. Новейшее время

Первобытное общество: палеолит, мезолит, неолит

Палеолит - древнекаменный век, самый длительный этап. Границами этапа считается использование первобытных каменных орудий (около 2,5 млн.лет назад) и до начала земледелия (примерно 10 тыс лет до н.э.). Люди жили в основном собирательством и охотой.

Мезолит - средний каменный век, от 10 тыс. лет до н.э до 6 тыс лет до н.э. Охватывает период от последнего ледникового периода до момента повышения уровня мирового океана. В это время каменные инструменты становятся меньше, что делает область их применения шире. Активнее развивается рыбалка, предположительно в это время происходило одомашнивание собаки в качестве помощника на охоте

Неолит - новый каменный век не имеет четких временных границ, так как разные культуры проходили этот этап в разное время. Характеризуется переходом от собирательства к производству, т.е. земледелию и охоте, заканчивается неолит началом обработки металла, т.е. началом железного века.

Древний мир

Это период между первобытным обществом и средними веками в Европе. Хотя к периоду древнего мира можно отнести цивилизации, в которых зародилась письменность, например, шумерской, а это около 5,5 тыс лет до н.э., обычно под термином «древний мир» или «классическая древность», понимают древнюю греческую и римскую историю, что примерно с 770-х годов до н.э до примерно 476 года нашей эры (год падения Римской Империи).

Древний мир славен своими цивилизациями - Египет , Месопотамия, Индия, Персидская Империя, Арабский Халифат, Китайская Империя, Монгольская империя.

Главными особенностями древнего мира является резкий скачок культуры, связанный в первую очередь с развитием земледелия, образование городов, армии, торговли. Если в первобытном обществе существовали культы, и божества, то во времена Древнего мира развивается религия и зарождаются философские течения.

Средние века или Средневековье

Относительно временных рамок, ученые расходятся во мнении, так как окончание этого периода в Европе не означало его окончания во всем мире. Поэтому принято считать, что средневековье длилось примерно с 5 века (распад Римской империи) н.э до 15-16 или даже до 18 века (технологический прорыва)

Отличительными особенностями периода является развитие торговли, законотворчества, стабильным развитием технологий, усиление влияния городов. В это же время происходит переход от рабовладельчества к феодализму. Развиваются науки, усиливается власть религии , что приводит к крестовым походам и другим войнам на основе вероисповедания.

Новое время

Переход к новому времени характеризуется качественным скачком, который совершило человечество в области технологий. Благодаря этому рывку аграрные цивилизации, благосостояние которых строилось на наличии большой территории, позволявшей запасаться провизией, переходят к промышленности, к принципиально новым условиям жизни и потребления. В это время возвышается Европа, ставшая источником этого технологического прорыва, развивается гуманистическое отношение к миру, происходит активный подъем в науке и искусстве .

Новейшее время

К новейшем времени относят период с 1918 года, т.е. с Первой мировой войны. Период характеризуется возрастающими темпами глобализации , возрастании роли информации в жизни общества, двумя мировыми войнами и множеством революций. В целом новейшее время характеризуется как этап, в котором отдельные государства осознают свое глобальное влияние и общепланетарный масштаб существования. На первый план выходят не только интересы отдельных стран и правителей, но и общемировое существование.

Возможно, вам так же будут интересны другие статьи

Число стилей и направлений огромно, если не бесконечно. Они не имеют четких границ, плавно переходят один в другой и находятся в непрерывном развитии, смешении и противодействии. Именно по этому часто так сложно отличить один от другого. Многие из стилей в искусстве сосуществуют одновременно и поэтому «чистых» произведений (живописи, архитектуры и пр.) вообще не бывает.

Тем не менее, понимание и умение различать стили во многом зависит от знания истории. Когда мы разберемся в истории формирования и трансформации западноевропейского искусства, станет более понятны черты и исторические особенности каждого стиля.

1. Искусство Древнего мира: до V века нашей эры

Древний Египет

Искусство Древнего Египта, равно как и предшествующее ему искусство Месопотамии де факто не являются западноевропейским. Но оно оказало значительное влияние на минойскую и, опосредованно, на древнегреческую цивилизацию. Характерными чертами египетского искусства является огромное значение погребального культа, ради которого создавалось множество художественных произведений, имевших для современников более утилитарную функцию.

Древняя Греция

Античное древнегреческое искусство заложило основы для развития всего европейского искусства в дальнейшем, создав ряд эталонных образцов (например, Парфенон и Венера Милосская). Греки создали идеальные образцы классической скульптуры. Значительным (но оказавшим гораздо меньшее влияние на последующие поколения) был жанр вазописи. Образцы живописи Древней Греции не сохранились.

Парфенон

Характеристика изобразительного языка - идеальность облика, просчитанный анатомический канон, гармония и уравновешенность, золотое сечение, учитывание оптических искажений. На протяжении следующих веков искусство несколько раз будет обращаться к наследию Древней Греции и черпать из него идеи.

Древний Рим

Древнеримское искусство испытало влияние как древнегреческого, так и местного италийского искусства этруссков. Наиболее значительными памятниками этого периода являются мощные архитектурные сооружения (например, Пантеон), а также тщательно разработанный скульптурный портрет. До нас также дошло большое количество живописных фресок.

Пантеон

Раннехристианское искусство воспримет из римского иконографию и типы архитектурных сооружений, значительно переработав их под воздействием новой идеологии.

2. Средневековье: V - XV (XVI) вв.

Искусство Средневековья характеризуется упадком изобразительных средств по сравнению с предшествующей эпохой античности. Наступление Тёмных веков, когда было утрачено большое количество как навыков, так и памятников, привело к бо́льшей примитивизации произведений искусства.

Дополнительный аспект - приоритет духовного, а не телесного, что вело к ослаблению интереса к материальным предметам и к более заметной обобщенности, огрублению произведений искусства.

Византия

Византийская мозаика (V век)

Византийское искусство сначала было наследником позднеримского, обогащенного богатой христианской идеологией. Характерными чертами искусства этой эпохи является сакрализация, а также возвеличивание императора. Из новых жанров: превосходные достижения в жанре мозаики и иконописи, из старых - в храмовой архитектуре.

Раннее Средневековье

Искусство раннего Средневековья (примерно до XI вв.) создается в Тёмные века, когда ситуация осложняется миграциями варварских народов по территориям бывшей Римской империи.

Практически все сохранившиеся памятники этого периода - иллюминированные рукописи, хотя можно также найти архитектурные объекты и небольшие декоративно-прикладные изделия.

Романика

Романское искусство (XI-XII вв.) продолжалось, пока на смену ему не пришла готика. Это был период повышения благосостояния европейцев, и впервые можно увидеть общеевропейский стиль, последовательно встречающийся от Скандинавии до Испании.

Роспись крипты базилики Святого Исидора

Характерные черты: энергичные и прямые формы, яркие цвета. Основной жанр - архитектура (толстостенная, с использованием арок и сводов), но витражи, работа по эмали также становятся важным жанром. Развивается скульптура.

Готика

Фрагмент витражного окна

Готика (XIII- XVI гг.)  - следующий интернациональный стиль, охвативший Европу. Возник во Франции, как следующая ступень развития приемов архитектуры. Самой узнаваемой деталью готики является стрельчатая арка, витраж. Активно развивается сакральная живопись.

Проторенессанс

В итальянской культуре XIII-XIV вв. на фоне ещё сильных византийских и готических традиций стали появляться черты нового искусства - будущего искусства Возрождения. Потому этот период его истории и назвали Проторенессансом.

Фреска «Поцелуй Иуды», Джотто

Аналогичного переходного периода не было ни в одной из европейских стран. В самой Италии проторенессансное искусство существовало только в Тоскане и Риме. В итальянской культуре переплетались черты старого и нового. «Последний поэт Средневековья» и первый поэт новой эпохи Данте Алигьери (1265-1321) создал итальянский литературный язык.

3. Возрождение: начало XV - 90-е годы XVI вв.

Наступление эпохи Ренессанса кардинально меняет идеологию. Сакральное отходит на второй план, активно проявляется интерес к человеческой личности, индивидуальности (благодаря этому расцветает жанр портрета). Художники и скульпторы оглядываются на искусство античности, пытаются следовать его эталонам и задачам.

Происходит открытие перспективного построения, а также светотени. Живописцы одновременно сочетают высокую техничность и навыки в изображении натуры с гуманистическими идеалами, верой в красоту и попытками создать идеальные сбалансированные гармоничные произведения.

«Рождение Венеры», Сандро Боттичелли

Благодаря обращению к античности, в искусстве появляются не только забытые жанры, но и персонажи - античные боги, которые становятся также популярными, как изображение христианских персонажей.

Позднее Возрождение (маньеризм)

Маньеризм является финальной стадией Возрождения (середина XVI - 90-е годы XVI века) , переходной к эпохе барокко. Для маньеризма характерна потеря гармоничности Ренессанса, кризис личности, обращение к более мрачным, искривленным или динамичным трактовкам.

«Снятие с креста», Якопо Понтормо.

4. Новое время: XVII - начало XIX вв.

Барокко

Барокко (XVII-XVIII вв.) , тяготевшее к торжественному «большому стилю», в то же время отразило представления о сложности, многообразии, изменчивости мира.

«Юноша с корзиной фруктов», Караваджо

Самые характерные черты барокко - броская цветистость и динамичность. Основные направления, русла барокко: веризм (натуралистическая достоверность и сниженная, бытовая тематика, интерпретация мотива), классицизм, «экспрессивное барокко». Для архитектуры барокко характерны пространственный размах, слитность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм.

Рококо

Рококо - направление в искусстве XVIII века , в основном придворное «жеманное» искусство.

«Танцующая Камарго» , Никола Ланкре

Характерно стремление к легкости, грациозности, изысканности и прихотливому орнаментальному ритму, фантастические орнаменты, прелестные натуралистические детали.

Классицизм

Классицизм возникает в XVII веке и развивается параллельно с барокко.

Затем заново он появляется в период Французской Революции (в западной историографии этот период принято иногда называть неоклассицизмом , так как еще один классицизм был во Франции перед наступлением эпохи барокко. В России подобного не было, и поэтому принято называть исключительно «классицизмом»). Популярен был до начала XIX века.

«Амур и Психея», Антонио Канова

Для стиля характерно следование принципам античного (греческого и римского искусства): рационализм, симметрия, целенаправленность и сдержанность, строгое соответствие произведения его форме.

Романтизм

Идейное и художественное направление конца XVIII 18 - 1-й половины XIX вв. Как стиль творчества и мышления остается одной из основных эстетических и мировоззренческих моделей 20 века. Романтизм возник сначала в Германии, а затем распространился по всему западноевропейскому культурному региону.

«Странник над морем тумана», Каспар Давид Фридрих,

Романтизм - это эстетическая революция. Характеризуется утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности, изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы. Распространилось на различные сферы деятельности человека. В XVIII веке романтическим называли всё странное, фантастическое, живописное и существующее в книгах, а не в действительности.

Сентиментализм

Умонастроение в западноевропейской и русской культуре и соответствующее литературное направление. Произведения, написанные в рамках данного художественного направления, делают упор на читательское восприятие, то есть на чувственность, возникающую при их прочтении. В Европе существовал с 20-х по 80-е годы XVIII века , в России - с конца XVIII до начала XIX века.

Прерафаэлитизм

Направление в английской поэзии и живописи во второй половине XIX века , образовавшееся в начале 1850-х годов с целью борьбы против условностей викторианской эпохи , академических традиций и слепого подражания классическим образцам.

Название «прерафаэлиты» должно было обозначать духовное родство с флорентийскими художниками эпохи раннего Возрождения, то есть художниками «до Рафаэля» и Микеланджело.

Историзм (эклектика)

Направление в архитектуре, доминировавшее в Европе и России в 1830-е-1890-е гг. Для него характерно использование элементов так называемых «исторических» архитектурных стилей (неоренессанс, необарокко, неорококо, неоготика,неорусский стиль, неовизантийский стиль, индо-сарацинский стиль, неомавританский стиль).

5. Новейшее время: вторая половина XIX век а - сегодняшний день

Реализм

Эстетическая позиция, согласно которой задача искусства состоит в как можно более точной и объективной фиксации действительности. Возник во второй половине XIX века и был распространен вплоть до XX .

«СмертьМадзини», С. Лега

В сфере художественной деятельности значение реализма очень сложно и противоречиво. Его границы изменчивы и неопределённы; стилистически он многолик и многовариантен.

Импрессионизм

Направление в искусстве последней трети XIX - начала XX веков , зародившееся во Франции и затем распространившееся по всему миру, представители которого стремились разрабатывать методы и приемы, которые позволяли наиболее естественно и живо запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолётные впечатления.

«Впечатление. Восходящее солнце», Клод Моне

Обычно под термином «импрессионизм» подразумевается направление в живописи (но это, прежде всего, группа методов), хотя его идеи также нашли своё воплощение в литературе и музыке, где импрессионизм также выступал в определенном наборе методов и приемов создания литературных и музыкальных произведений, в которых авторы стремились передать жизнь в чувственной, непосредственной форме, как отражение своих впечатлений.

Модернизм и авангард

Эти направления в искусстве XX века стремились найти что-то совершенно новое, утвердить нетрадиционные начала в искусстве, непрерывным обновлением художественных форм, а также условностью (схематизацией, отвлечённостью) стиля.

Из-за того, что до сих пор не существует теорий и типологии модернизма и авангарда (авангардизма) как литературно-художественных явлений, разброс мнений о соотношении двух этих понятий варьируется от их полного противопоставления до полной взаимозаменяемости.

«Икона» мирового авангарда - «Чёрный квадрат», Казимир Малевич

В целом новейшее время в искусстве можно охарактеризовать как стремление ко всему новому и нетрадициональному. Присутствует сильное смешение школ и стилей.

Также к эпохе Новейшого времени принадлежать следующие стили:

  • Модерн
  • Ар деко
  • Постимпрессионизм
  • Фовизм
  • Кубизм
  • Экспрессионизм
  • Сюрреализм
  • Примитивизм
  • Поп-арт