Признаки что у ребенка. Первые признаки заболевания ребенка — что делать родителям? Как понять, что у малыша глисты

Простуда часто возникает в детском возрасте, и особенно в раннем. В первые месяцы жизни многие дети сохраняют иммунитет, полученный от матери. Однако и они могут поражаться даже в период новорожденности. Чаще всего простуда у ребенка развивается в результате распространения инфекционных вирусов и снижения защитных сил организма.

Простуда у детей.

Простудные заболевания могут приводить к тяжелым осложнениям, поэтому крайне важно проводить правильное и своевременное лечение.Родителям надо знать, чем лечить ребенка при первых признаках простуды. Простуда часто вызывает эпидемические вспышки в детских коллективах. Заболевание может возникнуть в течение круглого года, но преимущественно в холодные месяцы (осень, зима, весна). Роль простудных заболеваний в детском возрасте чрезвычайно велика. В совокупности с присоединившейся бактериальной флорой, они являются основной причиной возникновения и одним из условий формирования хронических заболеваний дыхательных путей. Также они играют важную роль в формировании хронического тонзиллита (ангина).

К простудным заболеваниям относятся:

  • ОРВИ (острая респираторная вирусная инфекция).
  • ОРЗ (острое респираторное заболевание).
  • Парагрипп (заболевание вызывает парагриппозный вирус, который очень похож на обычный грипп, но менее изменчив и не мутирует, поэтому у переболевших детей формируется к нему стойкий иммунитет, (но бывает что ослабленные, болезненные дети могут переболеть парагриппом несколько раз в год).

Причины простуды у ребенка. Что делать?

Источником инфекций является больной человек или вирусоноситель. Основной способ передачи-воздушно-капельный, чем обуславливается быстрота распространения инфекции: при аденовирусной, энтеровирусной, инфекциях, помимо того происходит и фекально-оральная передача. В следствие противоположно приобретённого иммунитета и широкой циркуляции различных вирусных разновидностей ОРЗ многократно повторяются на протяжении даже короткого периода жизни.

Респираторные вирусы часто называют эпидемические вспышки в детских коллективах. Заболевания могут возникать в течение круглого года, но преимущественно в холодные месяцы (осень, зима, весна). Роль простудных инфекций в патологии детского возраста чрезвычайно велика. В ассоциации с вторичной бактериальной флорой они являются основной причиной возникновения и одним из условий формирования хронических заболеваний дыхательных путей; они отягчают течение других заболеваний, способствуют их обострению и неблагоприятному течению, очевидно, играют известную роль в формировании хронического тонзиллита.

Возникая во время проведения профилактических прививок, они (особенно при тяжелом и осложненном течении) тормозят процессы образования иммунитета и способствуют развитию осложнений после прививок. В ослабленном организме они могут вызвать аллергические реакции. Респираторные вирусные инфекции и патологические процессы, развивающиеся при их участии, занимают важное место среди причин смертности детей раннего возраста.

Первые признаки простуды у ребенка,что делать?

  • инкубационный период составляет от 1-5 дней.

первые признак простуды у ребенка — заложенность носа, насморк. С развитием воспалительного процесса в носоглотке начинает активно вырабатываться слизь, из-за чего нарушается носовое дыхание. В такой ситуации особенно страдают грудные дети, которые еще не умеют переходить на дыхание ртом. Одновременно отмечается умеренное покраснение горла, чаще лишь небные дужки. Насморк имеет склонность к затяжному течению, он может продолжаться до двух недель.

  • чихание, першение в горле, сонливость, вялость, капризность.
  • отмечается температура при простуде у ребенка. Умеренное повышение температуры, продолжающаяся в несложных случаях 2-5 дней. Изредка после 1-2 дней нормализации температуры, наблюдается 2 температурная волна, обычно связанная с присоединением бактериальной инфекции. У некоторых больных детей болезнь протекает при температуре 37,0-37,5 и даже при нормальной температуре тела.

    постоянный симптом упорный кашель, служащий проявлением трахеита или трахеобронхита, в начале он сухой, а затем становится влажным. Изредка у детей раннего возраста бронхит приобретает характер астматического.

    типичным для простуды является ларингит, проявляющийся сухим грубым кашлем и легкой или умеренной охриплостью голоса.

Осложнение простуды.

Наиболее частым осложнением у детей раннего возраста является пневмония, имеющая обычно очаговый характер и иногда принимающая тяжелые течения. первые дни болезни нормальное, реже увеличенное количество лейкоцитов , (форменные элементы крови, предназначение этих белых клеток-обеспечить организму защиту от болезнетворных бактерий и чужеродных белков. На них у лейкоцитов развита особенная чувствительность, иногда небольшой нейтрофиллез (это один из видов лейкоцитов белых клеток крови, которые участвуют в поддержании иммунитета человека, и играет ключевую роль в борьбе с бактериальными инфекциями)). СОЭ (скорость оседания эритроцитов)- показатель крови, отражающий признак воспалительного процесса крови, повышающийся при воспалительных процессах. В норме или несколько повышен.

Чем лечить ребенка при первых признаках простуды.

Что делать при первых признаках простуды у ребенка:

  • Необходимо обеспечить постельный режим.
  • Обильное теплое питье (чай, компот, морсы). Вместе с жидкостью будут вымываться вирусы, токсины.
  • Нельзя сбивать температуру тела , если она не достигла отметки 38,5 (если у ребенка нет судорог, если есть, то начинаем снижать температуру, если она достигла 37,5-38,0). Повышение температуры связано с тем, что организм сам борется с бактериями и вирусами, вырабатывая собственный интерферон-белок, который противостоит инфекции. Чем выше температура, тем его больше.
    Однако если температура тела поднялась до высоких цифр, ее нужно снижать:
  • Парацетамол : таб. дети 6 мес. (до7 кг.) -350 мг –суточная доза.
    до года (до 10 кг.)-500 мг. – суточная доза.
    До 3 лет (до 15кг.)- 750 мг. — суточная доза.
    До 6 лет (до 22кг.)- 1 гр.- суточная доза.
    До 9 лет (до 30 кг.)- 1.5 гр.- суточная доза.
    В виде суспензии: детям 6- 12 лет- 10.0- 20.0 (в 5,0- 120 мг).
    От 1года до 6лет-5- 10,0 ;
    От 3 до 12 месяцев -2,5- 5,0 ;
    Доза от1 до 3 месяцев – индивидуальна.
  • –заменители: Ибупрофен, Долгит.
    Дозировка – употребляется после еды, не разжевывая.с большим количеством воды, 200мг на один прием, но не более 4 раз/сутки.
  • Антибактериальная терапия не эффективна при вирусных заболеваниях.
  • При заложенности носа у ребенка применяют сосудосуживающие капли: називин,снуп.
  • До закапывания сосудосуживающих капель, нужно провести туалет носа(промывание солевыми растворами, Аквалор, Аквамарис, физ. раствор)
  • Принимать противовирусные препарат: Анаферон, Кагоцел, Китовир.
  • При сухом кашле принимаются препараты которые будут разжижать мокроту: мукалтин, таб. от кашля, корень солодки, ацц. С помощью кашля легкие и бронхи очищаются от слизи. Так же рекомендуются ингаляции с физ.раствором 2- 3 раза в день. При уже влажном кашле принимаются препараты:
    Самые популярные сиропы-геделикс, лазолван, сироп алтея,гербион(противопоказан детям грудного возраста),проспан(разрешен в первый год жизни).
  • Чем лечить ребенка при первых признаках простуды, народными средствами: Отвары целебных трав ребенку можно давать пить(мать и мачеха, цвет липы, шалфей, ромашку).
    Травяные чаи также эффективно воздействуют на сильный затяжной кашель у детей, который возникает ночью.
  • Растирание детей на ночь, если температура тела в норме. Для процедуры используют барсучий жир. Приступы затяжного кашля не беспокоят детей после растирания. И жиры не вызывают аллергических реакций. И можно использовать для годовалых детей.

Профилактика простуды у детей.

  • ограничить контакты с больными людьми. Желательно избегать мест большого скопления людей.
  • руки необходимо мыть часто.
  • после прогулки, до и после д/сада промывать нос физ.раствором.
  • также можно порекомендовать иммуномодулянты, которые снижают риск заболевания даже при посещении дет\сада и многолюдных мест ребенком к ним относятся:деринат, ИРС 19 и т.д.
  • с целью профилактики и

Уход за новорожденным зачастую походит на некий квест с недосыпаниями и вечными капризами ребенка. Вы только научились определять по поведению ребенка, что его мучают газики или колики, успешно справились с этой проблемой — и вот уже наступает очередь других капризов, которые указывают на рост и прорезывание зубов у грудничков. Когда наступает этот период и какие симптомы укажут на то, что у младенца начали резаться зубки?

Точных сроков, когда у детей должны прорезаться зубы, нет. У кого-то признаки того, что начинается рост зубов в виде обильного слюноотделения и зуда, появляются с 2 месяцев, у кого-то зубы начинают расти с 4. У кого-то зубки режутся быстро, а у кого-то их рост идет очень долго. Мнение врачей едино, первые зубы у младенцев должны появиться до года .

Как правило, младенцы повторяют сроки прорезывания зубов за кем-то из родственников — мамой, папой, бабушкой, дедушкой. Так, если в два месяца все признаки указывают на то, что у ребенка прорезываются зубы, а по стандартам еще слишком рано — не стоит волноваться, что у ребенка аномально и преждевременно режутся зубы. Спросите у родственников с обеих сторон, когда у них самих начали расти резцы — и наверняка найдете того, от кого младенец взял модель роста.

Сценарий развития зубов закладывается еще в утробе, именно в момент формирования челюсти у эмбриона определяется все — и во сколько они начнут появляться и какова будет последовательность их роста.

Кроме того, на рост и прорезывание зубов у грудничков могут влиять:

  • особенности климата;
  • проблемы со здоровьем матери при вынашивании ребенка;
  • заболевания новорожденного.

В любом случае зубы у детей до года все равно прорезываются. Легкое запаздывание по сравнению со сверстниками не страшно , вам нужно лишь следить за его поведением и за тем, появляются ли у него признаки прорезывания зубов.

Признаки прорезывания зубов


Как облегчить состояние малыша, когда у него режутся зубы?


Колики – частая причина плача ребёнка первых трёх месяцев после рождения. Когда дети рождаются, работа организма ещё не налажена:

  • Желудочно-кишечный тракт плохо справляется с поступающей пищей;
  • Избыточное газообразование;
  • Моторика кишечника слабая.

Большая часть семей испытывает мучительные моменты первых дней после появления нового члена семьи. По статистике такое состояние касается 70% детей. Родители часто не понимают причины плача. Родные боятся пропустить заболевание, требующее неотложной медицинской помощи. – неразрывные понятия. Ряд характерных признаков колик позволит точно определить главную причину беспокойства младенца.

Чтобы понять, что у ребёнка колики, и причиной плача стали именно они, следует исключить прочие заболевания. Стоит знать основные признаки упомянутого физического состояния. Это поможет облегчить понимание происходящего с новорождённым, увеличит шансы родителей вовремя, а главное, правильно распознать состояние здоровья грудничка.

Чтобы безошибочно определить наличие колик у детей, стоит знать основные признаки указанного физического состояния, каковы клинические проявления. Коликами называют схваткообразные боли в области живота, связанные с повышенным газообразованием. Процесс локализуется в кишечнике ребёнка, что объясняется адаптацией желудочно-кишечного тракта малыша к новым условиям существования после утробы матери. Кишечный тракт плохо развит, а точнее, недоразвиты нервные окончания, что затрудняет пищеварительные процессы, вызывающие увеличение количества газов.

Распознать признаки колик у новорождённых каждый родитель сможет, обратив внимание на характерные проявления поведения младенца. Симптоматика состояния настолько многочисленна, что удобнее условно поделить симптомы на две группы:

  1. Группа признаков, для которых характерно понятие – временной промежуток.
  2. Ко второй группе относятся физические симптомы языка тела.

Признаки кишечных резей у детей, объединенные понятием времени

Распознать симптомы колик у новорождённых, по которым точно определяется повышенное газообразование, помогут признаки, связанные с периодом времени:

  1. Младенческие рези живота начинаются при первом месяце, примерно с 3-4 недели.
  2. Продолжительность колик лежит в пределах 3 часов.
  3. Периодичность повторения, начиная от 3 раз в неделю.
  4. Симптомы должны постоянно повторяться 3 недели подряд без перерыва.
  5. Пик болей у грудничка приходится на период первого, второго месяца жизни.
  6. Заканчиваются колики у малыша после третьего месяца.

Для короткого определения перечисленных признаков педиатры используют в терминологии так называемое «Правило трёх». Оно гласит: если здоровый младенец плачет три часа в день, не менее трёх раз в неделю, продолжительность болей составляет период трёх месяцев, то в 99% случаев новорождённый страдает от повышенного газообразования.

Признаки колик по языку тела детей

Когда малыш страдает, он ярко выражает недовольство движениями тела. В период острой боли у ребёнка наблюдаются симптомы:

Поведение детей в течение дня

Распознавая – действительно малыша мучают колики или причина слёз – иное заболевание, следует понаблюдать за его поведением на протяжении дня. Это должна быть основная особенность физического состояния новорождённого. Малыш хорошо развивается физически, умственно, набирает вес соответствующий нормам. Должны отсутствовать медицинские признаки другой болезни.

Ряд нижеприведённых показателей здоровья поможет правильно определить состояние младенца:

  • Нормальный аппетит;
  • Плакать без причины младенец не должен;
  • Температура соответствует нормам;
  • Отсутствуют покраснения горла;
  • Нет кашля;
  • Кожные покровы без покраснений, нет высыпаний.

Эти показатели доступны для самостоятельной проверки родителям, но лучше показать малыша участковому педиатру, который исключит наличие признаков иных заболеваний. Целый день поведение малютки отличается спокойствием. Он общительный, играет, настроен доброжелательно.

Внезапность возникновения детских колик

Основной симптом, позволяющий отличить колики от простых капризов – изменение поведения ребёнка. Ещё недавно игравшийся, жизнерадостный малыш вдруг закатывается плачем без видимых причин. Эта смена настроения происходит резко на фоне полного благополучия. Никакие действия со стороны родителей не помогают успокоить младенца. Это становится дополнительным показателем колик.

Укачивания, объятия не приносят облегчения. Внезапно младенец успокаивается. Начало приступов и окончание одинаковые – начинаются внезапно. Младенец опять радуется жизни, улыбается.

Период болей от газов – особенность детского плача

У детского плача при коликах характерные симптомы. Эти отличия дополнительно помогут родителям правильно определить состояние малыша. Характер криков о многом скажет родным. Болезненные слезы:

  • Громкие;
  • Пронзительные;
  • Внезапно возникающие;
  • Громкие по тональности.

Конечно, у каждого грудничка крики разные. На это влияют виды темпераментов детей, порог болевой чувствительности. Возможны вариации характера слез, но для всех малышей характерна внезапность возникновения. В моменты высочайшей боли крики принимают душераздирающий характер, взывающий о помощи.

Был проведен анализ детского рыдания во время колик с помощью аудиограммы. Исследование показало – слезы в период повышенного газообразования отличаются индивидуальными характеристиками. «Крики колик» способны отрицательно подействовать на женскую психику.

Выделяются различия детских слез от коликовых болей, зависящие от пола детей. Хотя официальная медицина таковые особенности отрицает, практика врачей выявляет другое:

  1. Капризы мальчиков в этом периоде происходят чаще.
  2. Девочки кричат меньше.
  3. Рыдания мальчиков дольше.

Особенности нервной регуляции младенца влияют на усиление колик вечером. Поэтому пик плача чаще приходится на вторую половину дня. Активным считается период с 18.00 до 24.00. Эти вечерние крики болей получили название «дежурных колик».

Разнообразие признаков поможет родителям с высокой долей вероятности определить колики. Стоит лишь помнить, что физическое состояние малыша указанного этапа развития – временное, не означающее болезнь. Колики проходят к третьему месяцу после рождения, реже – к четвертому. Поэтому родителям стоит запастись терпением, отнестись с пониманием к происходящему, чтобы навести должный порядок и спокойствие. Это поможет малышу пережить неблагоприятный период жизни и расти счастливым, уверенным человеком.

Как отмечалось, в детском возрасте характерно распространение болезни, которое выражено в охвате заболеванием нескольких органов организма. Поэтому различные заболевания имеют много схожего.

1) Один из первых признаков заболевания – изменение поведение малыша. Можно заметить, как он быстро утомляется – приляжет днем, не хочет гулять, возможно, напротив, становится беспокойным, капризничает. В подобных случаях у крохи обычно, как правило, снижается аппетит, успеваемость. В случае, если заболевание не сопровождается болевыми ощущениями и усталостью, ребенок сам обычно последним обнаруживает болезнь. На вопросы доктора о жалобах малыш обычно отвечает «нет». У маленьких детей способности к самоанализу нет, поэтому они не могут локализовать неприятные ощущения. Если боли в горле, малыш может сказать, что болит рот, голова и т.п. У грудничков и детей младшего возраста нехорошее самочувствие, усталость, боли и другие признаки болезни выражены в беспокойстве, капризности, снижении аппетита.

Дети редко симулируют заболевание. Но бывают курьезы. Например, если в семье есть бабушка, у нее болит сердце, однажды ребенок может с радостным видом может заявить о болезни сердца. Малыш может правдоподобно скопировать хромоту, если это вызывает интерес. Случается, что ребенок жалуется на плохое состояние для того, чтобы привлечь внимание. «Плохое состояние» отмечается порой у школьников, которые не хотят посещать школу.

В переходном возрасте начинает появляться способность к самоощущению, тогда дети обычно могут точно определять свои жалобы.

Если у родителей хороший контакт с ребенком, то они сразу заметят неладное. Необходимо вспомнить из-за чего возникли изменения и когда они усиливаются.

2) Боли. При жалобах ребенка на боль, нужно постараться выяснить ее локализацию, причину ее возникновения, характер боли, ее продолжительность.

Ребенок легко внушаем. На вопрос: больно? – он обычно отвечает утвердительно, даже если боли не испытывает. Аналогичный ответ можно услышать, спросив «Уже прошло?».

Самый частый вид болевых ощущений – боли в животике. Их причинами могут быть не только заболевания пищеварительного тракта, глисты. Зачастую боль сопровождается острым аппендицитом, но иногда она возникает при ОРЗ, воспалении легких, нефрите, цистите.

Боли в животе отмечаются у нервных детей

Утренние боли характерны для детей, которые страдают «школьным» неврозом.

Боли в животике возникают у детей, которые страдают запором. Наблюдаются они при нарушении режима питания. Боли в животе возникают и при аллергии на продукты. У грудничков основная причина болей – газы и расстройство пищеварения.

При болях в животике необходимо выяснить, связаны они с приемом пищи, сопутствует им тошнота, понос или запор. О наблюдениях сообщить врачу.

Если внезапно возникли резкие боли в области пупка, которые затем переместились вправо вниз животика, надо сразу обратиться к доктору для выяснения, нет ли аппендицита.

Головная боль у ребенка

Дети редко жалуются на головные боли. Поэтому головная боль может считаться одним из надежных признаков болезни. Обычно головная боль возникает в начале острых заболеваний, практически всегда сочетаясь с повышением температуры. Боль во время гайморита тупая, локализуется в области лба.

У детей школьного возраста могут появляться мигренеподобные головные боли. Зачастую это бывает наследственным.

Но причины головных болей не всегда могут означать болезнь. Например, головные боли встречаются у детей с нарушенным режимом дня – недосыпании, хронической усталости.

В школьном возрасте появляются жалобы на боль в области сердца. Возможные причины – неоперированные пороки сердца, миокардит, ревматизм, повышенная физическая нагрузка.

Боли в суставах у ребенка

Боли в суставах также беспокоят детей. Обычно они связаны с ревматизмом, острыми заболеваниями, туберкулезом, болезнями крови, кожи.

Болит горло у ребенка

У детей распространены жалобы на боль в горле. Как правило, они связаны с ОРЗ.

    Повышение температуры. Основная причина температуры – заражение организма инфекцией. Температуру бояться не надо. Она представляет собой защитную реакцию организма. Например, при 38° замедляется размножение вирусов.

У каждого навыка и умения есть свое оптимальное время развития. Именно в это время навык развивается быстро и хорошо сам или с минимальной помощью. Но если это время упущено, все становится намного сложнее. Советы от Мария Мельник — гештальт терапевта, практикующего детского психолога, что же делать в случае, если вы обнаружили какой-то из описанных признаков у вашего ребенка?

Почему так важно попасть на диагностику вовремя? Во-первых запаздывающий навык всегда развивается труднее. Во-вторых, потому что развивая запаздывающий навык (и тем более ожидая пока он это сделает сам), мы уже отбираем время и тормозим развитие следующего. Проще говоря, в 2-3 намного проще запустить или развить ребенку отстающую речь, чем в 4-5. В 4-5 ребенок может уже полностью овладеть родной речью и тогда это даст возможность развиваться социальным навыкам (полноценное общение с ровесниками), мышлению (вербальный, то есть речевой, интеллект и возможность узнавать все больше информации, которая в окружающем мире много где закодирована в речь), фантазии, ролевой игре, а так же вниманию и памяти. Но что если в 4 речь только начинает развиваться?

Поэтому на самом деле важно заметить, когда что-то не так и вовремя обратиться за помощью. К сожалению, невозможно перечислить все тревожные признаки и сходу научить их замечать. Но вот, пожалуй, самые критичные:

Общие тревожные признаки:

  • Отсутствие зрительного контакта. Это когда ребенок вообще не смотрим вам в глаза. Или смотрит, но мельком только маме и больше никому.
  • Стереотипные движения. Это когда ребенок постоянно делает одинаковые короткие движения. Например, махает руками или раскачивается торсом. Особенно если он это делает часто и продолжительно. Если может больше пяти минут бегать по кругу, не меняя траектории и не отзываясь на ваши замечания, сюда же.
  • Агрессия. Если она постоянная и беспричинная. Например, дома и в саду точно все хорошо, но ребенок дерется, кусается и вообще выражает свои эмоции исключительно через ор и побои. Особенно, если не останавливается после ваших попыток его угомонить и может орать несколько часов. Иногда, кстати, так бывает у здоровых детей, при запущенном манипулятивном поведении и отсутствии нормальной коммуникации с родителями, но это тоже повод обратиться за помощью.
  • Особенно важно заметить появление садизма – когда ребенок начинает ловить и мучить кошечек/хомячков/жучков, неоднократно и явно с интересом и удовольствием, равнодушно кивая на ваше «нельзя» и «ему же больно».
  • Ааутоагрессия. Практически любая и особенно продолжительная: от биться головой об стену, до обкусывания ногтей, выдирания волос и обсасывания костяшек пальцев до кровавых синяков.
  • Савантизм. Это условное название ситуаций, когда в развитии способностей и навыков есть сильный перевес – одни развиты слишком хорошо, а другие слишком плохо. Например, ребенок в четыре умеет прибавлять трехзначные числа, но плохо говорит и почти не общается с ровесниками.
  • Полное нежелание контактировать с людьми. Как нарастающее, так и внезапное.
  • Компульсивное поведение. Это когда ребенку постоянно нужно выполнять какие-то одинаковые действия в определенной последовательности. Например, сначала надеваем футболку, потом шорты, наоборот нельзя. Или сначала расставляем карманных кукол, а потом садимся рисовать. Если нарушается закономерность – бурная протестная реакция. Ключевое слово – постоянно.
  • Страсть к упорядочиванию и однообразию. Это когда ребенок, попадая в любое пространство, начинает все игрушки или предметы раскладывать по цветам или по размеру (или вообще по любой придуманной закономерности, но главное – пока не упорядочит, не успокоится).
  • Неравномерность или задержка интеллектуального развития. Это когда ваш ребенок сильно отличается уровнем развития и поведением от ровесников на детской площадке или в детском саду/центре/кружке/школе. И когда резкие скачки в приобретениях навыков и успеваемости. Например, раньше хорошо учился, а тут друг перестал понимать, забыл, стал интересоваться более инфантильными играми, чем раньше.
  • Постоянное нервное возбуждение и гипер/гипо тонус конечностей. Это когда ребенок вечно нервный, возбужденный, требует внимания и у него напряженные «деревянные» руки и/или ноги. Или наоборот апатия и постоянно вялые мышцы конечностей.
  • Нарушение сна. Просыпания, крики, постоянные кошмары. У совсем маленьких детей это могут быть крик без причины и засыпания не более чем на 20-40 минут. То есть вы уверены, что это он сыт, памперс сухой, животик мягкий, но ребенок ни разу в сутки не засыпает больше чем на 40 минут и постоянно орет.
  • У детей постарше хорошо видно, когда нервная система не может успокоиться – ребенок уже давно не спал, все время зевает, но угомониться и уснуть не может. Такое может быть в норме, если ребенок легковозбудимый и вас был бурный день, но если многочасовое укладывание спать происходит каждый день — это уже серьезно.
  • Любые двигательные недостачи и аномалии. Есть какие-то подозрительные или постоянно повторяющиеся движения, неодинаково двигаются парные конечности, тики, судороги подергивания.

Развитие речи:
В полтора года отсутствует или слабо развито понимание речи. Ребенок не понимает, что вы ему говорите, даже в плане самых простых бытовых вещей. Не отзывается на свое имя и просьбы типа «иди сюда», «нельзя», «принеси мяч». Отсутствует речь в виде первых слов на детском языке. Обычно в полтора должна быть хоть пара слов вроде «мама», «папа», «нет», «дай», «вжж», «кися» и т.д. Да, важно чтобы это было слова, а не слоги или отдельные звуки.

В два — два с половиной года, отсутствует или очень слабо развито понимание речи, не появились сознательные слова (например, есть только эховые повторения за взрослыми). Словарный запас не превышает 10 слов – обычно в это время в норме ребенок активно набирает словарный запас. Отсутствует понимание коммуникативной функции речи – то есть ребенок не понимает, что речь нужна для просьб и вообще общения с родителями и не использует ее для этого.

В три уже должны появиться первые предложения минимум из трех слов и осмысленные выражения своих просьб и потребностей – пить, есть, писять, мультики. Не страшно, если это все есть, но не со взрослыми формами слов или с неидеальным произношением. Главное речевые центры заработали, остальное потом можно разговорить или поправить с логопедом.

После 3 лет:

  • Слияние с матерью. Именно невозможность от нее оторваться, отпустить ее из виду или вообще находиться где-либо без нее.
  • Быстрая истощаемость, нарушения объема и концентрации внимания. Это когда ребенок вообще не удерживается, над каким либо процессов больше минуты – тут же вскакивает и куда-то бежит. Очень часто вместе с этим идет социальная дезадаптация, то есть невозможность играть и общаться с ровесниками. Интерес вроде есть, но внимания не хватает удержаться в контакте. Сюда же неспособность сосредоточиться на предмете или деятельности. Не способность выполнить какое либо дело до конца. Постоянная хаотичная смена деятельности.
  • Нарушения развития моторики — неловкость, расторможенность, медлительность, тики, возбудимость.
  • Паническое избегание неудач, когда ребенок, например, в каждой игре подменяет фишки или ругается с другими игроками чтобы выиграть любой ценой, сильная эмоциональная реакция в случае критики. Систематическое избегание неинтересной, но нужной деятельности. То есть, к слову «надо» не привыкает вообще, ни в каких ситуациях, не смотря на ваши длительные усилия.
  • Постоянная забывчивость, регулярная потеря личных вещей, постоянные неискореняемые ошибки всегда и везде.
  • Постоянная разрушительная и социально неприемлемая деятельность — кричит, разбрасывает вещи, снимает одежду в общественных местах.
  • Непрерывное конкурирование со всем и вся, постоянное игнорирование границ других людей и правил поведения (при условии, что вы их ему неоднократно озвучили, а не решили, что он сам догадается).
  • Неспособность ждать своей очереди и вообще ждать.
  • Повышенная тревожность и не самостоятельность. Навязчивые мысли и действия.
  • Постоянные страхи насчет всего вокруг – людей, животных, мест.
  • Полное или частичное отсутствие речи во взрослом (от 5 лет) возрасте не связанное с логопедическими проблемами и задержкой развития. Пропадание речи происходит несознательно в стрессовых местах и ситуациях.
  • Несуществующие друзья , особенно до 5-7 лет. В пять семь такое часто бывает и у здоровых, но очень одиноких детей.
  • Да, из песни слов не выкинешь, частая или постоянная мастурбация в виде ерзания на стуле, трения об углы и рук в неположенных местах. Причем если ребенок уже перестал прятаться и стесняться вас и других взрослых, это серьезный повод для беспокойства.

Что делать, если вы обнаружили какой-то из описанных признаков у вашего ребенка?

Идти на диагностику к хорошему, проверено профессиональному психологу и/или невропатологу. Можно в хороший диагностический центр, там есть еще много других нужных специалистов, которые могут понадобиться. Чего не надо делать – пугаться, думать как-то переживем и откладывать поход на диагностику в долгий ящик. Чего нельзя делать категорически – кричать на ребенка, обвинять его в его проблемах и оставлять его с ними наедине.

Потому что из любой, даже самой тяжелой ситуации, всегда есть множество выходов. Этот город очень большой, а этот мир еще больше, и в нем всегда найдутся люди, ситуации и ресурсы, способные помочь вам и вашему ребенку. В конце концов, проверка — это еще не диагноз. Поэтому сначала разбираемся, что происходит, а потом пугаемся и думаем, что делать.