Стечкин борис сергеевич. Борис стечкин

Б.С. Стечкин родился 5 августа 1891 г. в с. Труфаново Тульской губернии в дворянской семье. По окончании Орловского кадетского корпуса в 1908 г. поступает на механическое отделение Высшего технического училища в Москве, где встретился с двоюродным братом своего отца - известным российским ученым Н.Е.Жуковским. Именно в этот году профессор Жуковский начинает читать в ИМТУ курс «Воздухоплавание» и создает знаменитый воздухоплавательный кружок, в котором начали свою научную и инженерную деятельность ныне всемирно известные авиационные конструкторы: А.Н.Туполев, А.А.Архангельский, П.О.Сухой, Б.Н.Юрьев, А.А.Микулин, В.П.Ветчинкин и другие.

Стечкин один из самых активных членов этого кружка. Кроме того, в течение нескольких лет он совмещает учебу с работой механика и инструктора по авиационным моторам на авиационных курсах Управления воздушного флота, организованных при ИМТУ Жуковским. В 1918 г. Борис Сергеевич закончил МВТУ и получает диплом инженера-механика. По просьбе Н.Е. Жуковского - «отца русской авиации» был оставлен при училище для занятий авиационными моторами.

В том же году под руководством Жуковского создаётся Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ) и Стечкин переходит туда начальником винтомоторного отдела. Отдел работал над созданием высотных двигателей, повышением их мощности и экономичности, проводил опыты по исследованию камеры сгорания двигателя, изучал детонацию двигателя и её подавление. Сотрудники отдела создали винт с изменяющимся во время полёта углом лопастей. Для исследования процессов, происходящих в двигателе в разных режимах работы, Стечкин предложил построить камеру низкого давления и разработал её проект. Это была первая такая камера в стране. Впоследствии она работала в Центральном институте авиационного моторостроения и принесла немало пользы при исследовании высотных свойств двигателей.

Уже в 20-е годы Стечкин становится известным специалистом, ученым широкого профиля в области моторостроения, механики. Работая заместителем директора ЦАГИ, Борис Сергеевич одновременно читал лекции в МВТУ, где в 1921г. его утверждают в звании профессора. Н.Е. Жуковский в последние годы своей жизни поручил ему чтение лекций в МВТУ и в Институте инженеров Красного Воздушного Флота им. Н.Е.Жуковского (Военно-воздушная инженерная академия имени Н.Е.Жуковского) одним из организаторов которого он был.

В 1930 году под лозунгами борьбы со лжеспециалистами он был осужден на три года, в конце 1931 г. освобожден и позже реабилитирован. Но, находясь в заключении, он продолжал работать специальным консультантом по различным проектам, разработкам, наброскам.

В 1930 г. на базе отдела авиационных моторов НАМИ и винтомоторного отдела ЦАГИ был организован Центральный институт авиационного моторостроения (ЦИАМ), в котором Борис Сергеевич с 1935 г. занял должность заместителя директора по научной работе. Работу в ЦИАМе он успешно совмещал с активной научно-педагогической деятельностью в Военно-воздушной инженерной академии им. Н.Е. Жуковского, в которой с 1932 г. он руководил кафедрой теории авиационных двигателей. Преподавал и в Московском авиационном институте (1933-37).

В декабре 1937 года по клеветническому обвинению Стечкин вновь был арестован. Находясь в заключении, работал в специальном ЦКБ-29 ("Особое техническое бюро НКВД СССР"), впоследствии получившим название "Туполевская шарага". В войну техническое бюро перевели из Москвы в Казань. Там он работает над авиационными дизелями. Под руководством Стечкина был спроектирован и построен первый осевой компрессор для наддува авиационного дизеля М-30. Кроме того, внепланово он продолжает заниматься реактивным движением и зимой 1941/42 года он создаёт пульсирующий прямоточный воздушно-реактивный двигатель, получивший название «УС» (ускоритель Стечкина).

В 1943 г. по решению Государственного комитета обороны было образовано новое ОКБ по разработке авиационных двигателей, которое возглавил А.А.Микулин. По его настоятельной и мотивированной просьбе Б.С.Стечкин после шестилетнего заключения возвращается в Москву и приступает к работе в качестве заместителя Генерального конструктора по науке ОКБ А.А.Микулина. Одновременно с основной работой командование ВВС поручило Б.С.Стечкину организацию в академии им. Н.Е. Жуковского кафедры «Теории лопаточных машин и реактивных двигателей», начальником которой он был с1943г. по 1954г. вплоть до назначения заведующим лабораторией двигателей АН СССР (1954-1961), преобразованной в 1961 г. . в Институт двигателей АН СССР, которым Борис Сергеевич руководил в 1961-62 г. Одновременно с 1954 работал профессором Московского автомобильно-дорожного института.

Б.С. Стечкин еще с 1915 г. начал заниматься теорией авиационных двигателей. Он является одним из создателей теории теплового и газодинамического расчёта авиационных двигателей и методики построения наземных и высотных характеристик двигателей; им выведен ряд универсальных формул для расчета поршневых авиационных двигателей по расходу воздуха, а также для определения коэффициента наполнения и индикаторного коэффициента полезного действия. В 1929 в журнале «Техника Воздушного Флота» опубликовал статью «Теория воздушного реактивного двигателя», где впервые изложил теорию воздушно-реактивных двигателей, имевшую основополагающее значение для последующего развития реактивной авиации и ракетной техники.
В 1946 году Б.С. Стечкин был избран членом-корреспондентом Академии наук СССР. В 1947 году его избрали действительным членом Академии артиллерийских наук. 23 октября 1953 года Борис Сергеевич был избран академиком Академии наук СССР. Лауреат Государственной премии СССР (1946), Ленинской премии (1957). За образцовое выполнение заданий правительства и внедрение в серийное производство авиационных моторов награждён 2 орденами Ленина, орденами Трудового Красного Знамени, Красной Звезды и другими медалями. Работы Стечкина в области моторостроения способствовали укреплению обороноспособности страны. В последние годы жизни (1963–1969) Борис Сергеевич был научным руководителем отдела в КБ С.П. Королева, принимал участие в создании космических кораблей.

Бори́с Серге́евич Сте́чкин (24 июля (5 августа) 1891, с. Труфаново, Тульская губерния - 2 апреля 1969, Москва) - выдающийся русский, советский учёный и конструктор в области тепловых и авиационных двигателей, академик АН СССР с 1953 года (член-корреспондент с 1946 года).

Борис Стечкин родился 24 июля 1891 года в семье дворян, не имеющих поместья. В 1908 году он окончил Орловский кадетский корпус и поступил в Московское техническое училище. Вскоре талантливый ученик стал помощником своего родственника Н.Е. Жуковского, создавая с ним ракетно-исследовательское бюро в МТУ, курсы авиации, затем авиационный отдел. Профессор доверял ему читать лекции вместо себя. Несмотря на плохое зрение, Стечкин научился летать на различных типах самолетов того времени и получил пилотское свидетельство. Борис Сергеевич был старостой авиационного кружка, в котором студенты изготавливали модели для проверки теоретических расчетов Жуковского.

С началом Первой мировой войны Стечкин стал работать в лаборатории Н. Н. Лебеденко. Ему приходилось заниматься расчетом бомбосбрасывающего аппарата для «Ильи Муромца». 11 декабря 1915 года на бомбовый прицел Стечкина, состоящий из угольника и секундомера, было дано заключение Военно – промышленного комитета России: «…Прибор отличается простой и остроумной комбинацией, может конкурировать с другими, более сложными аппаратами…Комиссия находит полезным для целей обороны выдать изобретателю 900 рублей на устройство 5 приборов».

Лаборатория Лебеденко разрабатывала образцы авиабомб. Затем Стечкин рассчитал трехколесный танк «Нетопырь» и совместно с Микулиным спроектировал свой двигатель АМБеС. Несмотря на недостатки этого передового по своему времени двигателя, им заинтересовались американцы и купили его у Лебеденко. Но от предложения выехать работать за границу Стечкин отказался, сказав: «Русские инженеры за границу не продаются».

Стечкин наряду с В.П.Ветчинкиным стал руководить расчетами в расчетно –испытательном бюро, которое Жуковский создал на базе аэродинамической лаборатории МТУ. Бюро изучало лобовое сопротивление, управляемость и устойчивость самолета, создавая новый раздел авиационной науки – динамику полета. Стечкин являлся правой рукой Жуковского и одновременно научным руководителем лаборатории Н.Н.Лебеденко.

После революции, с 1 сентября 1918 года Бориса Сергеевича назначили помощником заведующего секцией винтомоторных групп Экспериментального института путей сообщения. Затем вместе с Н.Е. Жуковским он работал в ВСНХ, где первым в России спроектировал и создал камеру низкого давления для испытания двигателей в условиях больших высот.

В декабре 1918 года Борис Сергеевич стал заведующим винтомоторным отделом ЦАГИ – единственной организацией в России, занимающийся авиадвигателями. Стечкин особое внимание уделял созданию высотных двигателей и увеличению их мощности путем повышения давления воздуха, поступающего в цилиндры.

Кроме исследовательской работы, в ходе которой Стечкин разработал теорию расчета авиационных двигателей, он продолжал преподавать в МВТУ, в Ломоносовском институте и авиационном техникуме — будущей Военно-воздушной академии. Борис Сергеевич стал одним из основателей академии. Он руководил кафедрой двигателей в тот период, когда требовалось создать теорию авиационных двигателей как научную дисциплину, и заложил сохранившиеся поныне основные положения этой дисциплины.

«Мотор должен быть легким, экономичным, действовать на предельном потолке подъема», — такие мысли постоянно волновали ученого. Авторитет молодого профессора был неоспорим: его принимали в управлениях Военно — Воздушных и Военно — Морских сил РККА, правительственных и партийных органах.

Прекрасного педагога Стечкина знали и любили в МВТУ, где его лекции внимательно штудировал Сергей Королев, в Московском механическом институте. Известный советский авиаконструктор А. А. Архангельский рассказывал: «Исключительной чертой Бориса Сергеевича было то, что он мог очень кратко, ясно и доходчиво дать ответ на любой вопрос, который задавался. Другой часами будет объяснять то, на что у Б. С. уйдет полминуты, и вам все станет ясно».

Уже в 1921 г. были напечатаны статьи и лекции Стечкина, содержащие ряд классических положений, вошедших в фундаментальные теории двигателей. Во всех учебниках приводится формула Стечкина о мощности двигателя в зависимости от расхода топлива. Его математические выкладки публиковала Французская академия наук.

Солидная эрудиция, многоплановый диапазон интересов позволили ему стать высококлассным специалистом широкого профиля. Совместно с конструкторами А. Архангельским и А. Микулиным Борис Сергеевич делал моторы АМБеСы, аэромобиль, глиссер Стечкина, целую серию аэросаней. За полтора месяца создал для танка эжектор — устройство, позволяющее перекачивать топливо в машину.

Выносливость, природная удаль, ребячье озорство привлекали к нему сердца учеников, помощников по труду. С молодости до глубокой старости Борис Сергеевич занимался физкультурой и спортом. Был отличным мотоциклистом, автогонщиком, катерщиком, летчиком. Стечкинские рекорды скорости и расхода топлива в аэросанном пробеге Москва — Нижний Новгород так и остались непобитыми.

Борис Сергеевич увлекался и математикой (постигал он эту науку во многом самостоятельно), сочетая ее с прикладными науками, старался найти практическое применение законов математики и физики. По его словам, формулы должны точно отражать характеристику изучаемого явления, представлять его просто и ясно. Говоря о том, каким должен быть инженер, Стечкин указывал, что помимо знания своей специальности он обязан уметь самостоятельно разбираться в сложных научно-технических вопросах, следить за прогрессом техники, а для этого необходимы большие знания в области математики и логики.

В 1935 г. Стечкина назначили заместителем начальника Центрального института авиационных моторов (ЦИАМ). Он энергично сплачивал и нацеливал ученых, конструкторов, инженеров на создание сверхзвуковой авиации.

Грянула Великая Отечественная… Борис Сергеевич занялся проектированием пульсирующих воздушно — реактивных двигателей для разгона поршневых самолетов. «УС» (ускоритель Стечкина), по мнению академика В. П. Глушко, — одна из выдающихся его работ.

Когда создавался опытный завод, заместителем директора по научно — исследовательской работе пригласили Б. С. Стечкина. Неуемный изобретатель активно включился в создание турбореактивных двигателей. Установки стечкинского турбонаддува позволяли перехватчику подниматься на высоту, где обычные двигатели не могли работать из — за разряженности атмосферы.

Его работы по лопаточным машинам помогли создать теоретическую базу для расчета центробежных и осевых компрессоров. И поныне в монографиях, пособиях фигурируют формулы Стечкина об изменении плотности потока в центробежном компрессоре, о колесе нагнетателя и другие. В 1946 г. он получает Государственную премию, избирается членом — корреспондентом АН СССР, через год — действительным членом Академии артиллерийских наук. Вершиной всенародного признания заслуг перед отечеством стало избрание Б. С. Стечкина 23 октября 1953 г. академиком Академии наук СССР.

Пережитое сказывалось на здоровье. Но в бездействии он не мог прожить и дня. Его моторами оснащались лучшие истребители: знаменитый ТУ -104 имел «сердце», сработанное умом и талантом Стечкина. За это ему присудили в 1957 г. Ленинскую премию, первую по авиационной промышленности. Новатор везде и во всем, он занимался плазменными, ионными двигателями. Ведь они могли обеспечить необходимую скорость космическим кораблям! С юношеским задором приступил Стечкин к разработке теории газовых турбин, добился их внедрения на электростанциях страны. В Институте машиноведения АН СССР на голом месте организовал лабораторию газовых турбин. На ее базе вырос Институт двигателей, а директором назначили его основателя.

В честь 70-летия академику Б. С. Стечкину присвоили звание Героя Социалистического Труда, вручили орден Ленина и Золотую медаль «Серп и молот». Неутомимый юбиляр проектировал и консультировал изготовление двигателей для подводных лодок. Уже на склоне лет создал проблемную лабораторию в Московском автодорожном институте.

Научная карьера Б. С. Стечкина продолжалась более полувека. Закончил он ее учителем и соратником славной когорты генеральных и главных конструкторов, академиков, докторов, ведущих работников авиационной промышленности и авиации. До последних минут жизни Борис Сергеевич работал в конструкторском бюро С. П. Королева над любимой темой — по перспективным космическим двигателям.

«Главный моторист Советского Союза» — так с гордостью называли его в авиации.

Борис Сергеевич Стечкин (1891-1969) - советский учёный и конструктор в области тепловых и авиационных двигателей, академик АН СССР с 1953 года (член-корреспондент с 1946 года), Герой Социалистического Труда (1961), лауреат Ленинской (1957) и Сталинской (1946) премий.

Биография

Родился 24 июля (5 августа) 1891 года в деревне Труфаново Алексинского уезда Тульской губернии (ныне городского округа Тула) в дворянской семье Стечкиных.

Среднее образование получил в Орловском кадетском корпусе, которое окончил в 1908 году. По окончании корпуса поступил на механический факультет Императорского Московского технического училища. В это время там преподавал профессор Н. Е. Жуковский, и Стечкин стал членом его авиационного кружка. Во время обучения Стечкин также работал в качестве инженера и конструктора; совместно с В. П. Ветчинкиным он рассчитывал для П. Н. Нестерова его знаменитую «мёртвую петлю».

Чтобы продолжать работу с Жуковским, подал прошение о продлении обучения в училище и учился там до 1918 года.

С 1915 по 1917 год Стечкин совместно с А. А. Микулиным работал в лаборатории по военным изобретениям Н. Н. Лебеденко. Там они создали прицел для бомбометания с легендарного «Ильи Муромца». Также в процессе работы над проектом «Царь-танка» создали свой первый мотор АМБС-1 (сокращение от Александр Микулин и Борис Стечкин). Двигатель имел выдающиеся по тем временам характеристики и конструкторские решения (например, впрыск топлива в цилиндры), но был изготовлен из некачественных материалов и проработал всего несколько минут, после чего его шатуны погнулись. События 1917 года в России и прекращение финансирования остановили доработку этого двигателя, но опыт пригодился и Стечкину, и Микулину, который стал впоследствии ведущим конструктором поршневых авиационных двигателей в СССР.

Окончил училище в 1918 году. По представлению Жуковского остался работать на кафедре для подготовки к званию профессора. В 1921 году Б. С. Стечкин избран профессором.

В 1920-х годах Стечкин стал одним из наиболее авторитетных специалистов в стране в области авиамоторостроения, вносившим заметный вклад в теорию поршневых двигателей внутреннего сгорания. В 1929 в журнале «Техника Воздушного Флота» он опубликовал статью «Теория воздушного реактивного двигателя», где впервые сформулировал принципы, ставшие основополагающими в этой отрасли техники.

Б. С. Стечкин является автором многих теоретических работ и практических методик тепловых и газодинамических расчётов тепловых двигателей и лопаточных машин. В то же время он проявил себя и как значительный конструктор-практик. С 1931 по 1933 год в конструкторском бюро под его руководством были спроектированы, построены и успешно прошли стендовые испытания быстроходные авиационные дизели ЯГГ, ПГЕ и КОДЖУ, была завершена работа над тысячесильным ФЭД-8. Хотя эти двигатели и не пошли в серийное производство, заложенные в них на стадии проектирования прогрессивные идеи стали фундаментом для создания под руководством Стечкина и при его участии в 1933-1937 годах двух оригинальных авиационных дизелей.

Работая в различных научных и конструкторских организациях, Б. С. Стечкин тесно сотрудничал с выдающимися деятелями отечественной науки и техники, в том числе: с Н. Е. Жуковским, Ф. А. Цандером, С. П. Королёвым, А. Н. Туполевым, А. А. Микулиным и другими.

Принимал активное участие в создании целого ряда ведущих научно-исследовательских центров по изучению проблем авиации и ракетостроения, в том числе: ЦАГИ, ВВИА имени Жуковского, Института двигателей АН СССР (1951), первым директором которого он являлся. В начале 1930 года стал заместителем директора по науке Научно-исследовательского института авиамоторостроения (впоследствии ЦИАМ).

Значительную часть научной деятельности Б. С. Стечкина составляла преподавательская работа. Он был профессором МВТУ (1921-1927), МАИ (1933-1937), ВВИА имени Н. Е. Жуковского (1921-1954), МАДИ (1954-1969).

Б.С. Стечкин родился 5 августа 1891 г. в с. Труфаново Тульской губернии в дворянской семье. Среднее образование он получил в Орловском кадетском корпусе (1908), по окончании которого поступил на механический факультет Высшего технического училища в Москве, которое закончил в 1918 г. Профессор Н.Е. Жуковский обратил внимание на способного студента и пригласил его работать на кафедре после окончания МВТУ. В 1921 году Стечкин избирается профессором.

В 20-е годы Стечкин становится одним из наиболее авторитетных специалистов в стране в области авиамоторостроения, вносит заметный вклад в теорию поршневых двигателей внутреннего сгорания. В 1929 в журнале «Техника Воздушного Флота» он публикует статью «Теория воздушного реактивного двигателя», где впервые формулируются принципы, ставшие основополагающими в этой отрасли техники. Б.С. Стечкин является автором многих теоретических работ и практических методик тепловых и газодинамических расчётов тепловых двигателей и лопаточных машин.

Работая в различных научных и конструкторских организациях, Б.С. Стечкин тесно сотрудничал с выдающимися деятелями отечественной науки и техники, в том числе: с Н.Е. Жуковским, Ф.А. Цандером, С.П. Королёвым, А.Н. Туполевым, А.А. Микулиным, и др.

В начале 1930 года стал зам. директора по науке Научно-исследовательского института авиамоторостроения (впоследствии ЦИАМ). Арестован 20 октября 1930 года по делу Промпартии.

Б.С. Стечкин принимал активное участие в создании целого ряда ведущих научно-исследовательских центров по изучению проблем авиации и ракетостроения, в том числе: ЦАГИ, ВВИА им. Жуковского, Института двигателей АН СССР, первым директором которого он являлся.

Значительную часть научной деятельности Б.С. Стечкина составляла преподавательская работа. Он был профессором МВТУ (1921-27), МАИ (1933-37), ВВИА им Жуковского (1921-1954), МАДИ (1954-1969).

Несмотря на свои достижения, Стечкин дважды пострадал от сталинских репрессий: в 1930-1933 и 1937-1943 годах находился в заключении, работая при этом в специальном техническом бюро. Это помешало поступлению в МГУ его сына - С. Б. Стечкина - впоследствии ставшего профессором этого университета. Стечкин упомянут в романе А.И. Солженицина «В круге первом», а также в книге воспоминаний Л. Кербера «Туполевская шарага».. В 1943 году Стечкин был освобожден после личной просьбы А. А. Микулина Сталину.

За свою научную и инженерную деятельность Б.С. Стечкин был удостоен многих правительственных наград: Герой Социалистического Труда (1961), лауреат Ленинской (1957 г.) и Сталинской премии (1946 г.), награждён 2-мя орденами Ленина, орденами Трудового Красного Знамени, Красной Звезды.

Лучшие дня

Сын Бориса Сергеевича Стечкина - Стечкин, Сергей Борисович, математик, профессор МГУ.

Внук Бориса Сергеевича Стечкина - Стечкин, Борис Сергеевич, математик, сотрудник МИАН, академик Академии космонавтики.

Племянник Бориса Сергеевича Стечкина (старшего) - Стечкин, Игорь Яковлевич, изобретатель, оружейник, создатель автоматического пистолета Стечкина.

Ветвь Николая Алексеевича (Шиловы - Стечкины).

Вера Николаевна (рожд. Абрикосова) и Николай Александрович Шиловы.

Вера Николаевна (рожд. Абрикосова , дочь Н.А. Абрикосова , внучка А.И. Абрикосова ) Шилова (1875 - 1942), училась в одной гимназии и дружила с Натальей Сергеевной Шереметьевской, будущей супругой Великого князя Михаила Александровича (1878 - позже 1918 года), Императора Михаила II, ставшей впоследствии - графиней Натальей Сергеевной Брасовой (1880-1952).

Вышла замуж в 1897 году за Шилова Николая Александровича (1872-1930), одного из основоположников теории противохимической защиты, профессором Академии химической защита РККА.


Вера Николаевна Абрикосова и Николай Александрович Шилов в день свадьбы.
Москва, Малый Успенский переулок. 1897 год.

Николай Александрович Шилов , известный химик, занимался сопряженными реакциями окисления, вопросами адсорбции газов и электролитов на угле (в связи с проблемой химзащиты), фотографическими процессами.
В 1895г. закончил Московский университет, работал в лаборатории Н.Д.Зелинского, работал в физико-химической лаборатории Освальда в Лейпциге (1896-1897 и 1901-1904). Преподавал в Московском университете, в Московском Высшем техническом (инженерном) училище и в Московском Коммерческом институте.

С 1910 г. профессор. В 1911г. вместе с другими профессорами покидает университет в знак протеста против реакционной политики министра Кассо. В 1912 едет в лабораторию Кюри, а в 1914 - в лабораторию Резерфорда с целью не только поработать, но и закупить оборудование для радиологической лаборатории Коммерческого института.
Первая мировая война нарушили все планы - закупленное оборудование погибло на пути в Россию. Шилову с семьей удалось вернуться домой через Швецию.

В 1915г. Московское отделение Русского физико-химического общества поручило разработку способов противогазовой защиты Зелинскому, Шилову и Хлопину.
В сентябре 1915г. Н.А. Шилов создает передвижную химическую лабораторию и выезжает на Западный фронт.


Н.А. Шилов, 1915 год.
Штаб Главнокомандующего Армиями Западного фронта.


Н.А. Шилов был страстным путешественником, бывал во многих странах мира. Оставил большую коллекцию снятых им стереофотографических снимков.

Библиография:
Н.Н.Ушакова Николай Александрович Шилов. Из-во "Наука" М. 1966
Сборник Николай Александрович Шилов. К столетию со дня рождения. Под ред. М.М.Дубинина Военная Академия химзащиты, М. 1964.
Б.М.Беркенгейм, Н.И.Семенов, Серпинский Журнал физ. химии т.29 вып. 9 1955г.
Успехи химии т.15 вып.2 1946
Научное творчество Шилова. Труды института истории естествознания и техники т.12 1956г.

Вера Николаевна и Николай Александрович Шиловы.
Свадебное путешествие. Германия 1897 год

В.Н. и Н.А. Шиловы имели трех детей:
1. Ирина (1898-1958);
2. Марина (1908(?) - 1930). Детей не имела, умерла в возрасте 22 года;
3. Александр - умер ребенком в 10-летнем возрасте;


Ирина, Вера Николаевна (рожд. Абрикосова) и Марина Шиловы. 1912 год.


Вера Николаевна и Наталья Сергеевна Шереметьевская, в последствии графиня Брасова, поддерживали дружеские отношения вплоть до революции 1917 года, когда судьба их разлучила.
В 1914 году, по приглашению Натальи Сергеевны и Великого князя Михаила Александровича, Вера Николаевна с мужем Н.А. Шиловым и дочерью Ириной посетили великокняжескую чету в замке Небворт (Knebworth House) в 28 милях к северу от Лондона, где они тогда проживали.
Об этом посещении остались воспоминания записанные внуком Ирины Николаевны - Борисом Сергеевичем Стечкиным.

Ирина Николаевна (рожд. Шилова) Стечкина (1898-1958) , окончила Плехановский институт, преподавала на химическом факультете МГУ.

Муж Стечкин Борис Сергеевич (5 августа 1891 — 2 апреля 1969) — выдающийся русский, советский учёный в области тепловых и авиационных двигателей, академик АН СССР с 1953 года (член-корреспондент с 1946 года).

Борис Сергеевич Стечкин родился 5 августа 1891 г. в с. Труфаново Тульской губернии в дворянской семье. Среднее образование он получил в Орловском кадетском корпусе (1908), по окончании которого поступил на механический факультет Высшего технического училища в Москве, которое закончил в 1918 г. Профессор Н.Е. Жуковский обратил внимание на способного студента и пригласил его работать на кафедре после окончания МВТУ. В 1921 году Стечкин избирается профессором.
В 20-е годы Стечкин становится одним из наиболее авторитетных специалистов в стране в области авиамоторостроения, вносит заметный вклад в теорию поршневых двигателей внутреннего сгорания. В 1929 в журнале «Техника Воздушного Флота» он публикует статью «Теория воздушного реактивного двигателя», где впервые формулируются принципы, ставшие основополагающими в этой отрасли техники. Б.С. Стечкин является автором многих теоретических работ и практических методик тепловых и газодинамических расчётов тепловых двигателей и лопаточных машин.
Работая в различных научных и конструкторских организациях, Б.С. Стечкин тесно сотрудничал с выдающимися деятелями отечественной науки и техники, в том числе: с Н.Е. Жуковским, Ф.А. Цандером, С.П. Королёвым , А.Н. Туполевым, А.А. Микулиным, и др.


Академик Б.С. Стечкин

В начале 1930 года стал зам. директора по науке Научно-исследовательского института авиамоторостроения (впоследствии ЦИАМ). Арестован 20 октября 1930 года по делу Промпартии.
Б.С. Стечкин принимал активное участие в создании целого ряда ведущих научно-исследовательских центров по изучению проблем авиации и ракетостроения, в том числе: ЦАГИ, ВВИА им. Жуковского, Института двигателей АН СССР, первым директором которого он являлся.
Значительную часть научной деятельности Б.С. Стечкина составляла преподавательская работа. Он был профессором МВТУ (1921-27), МАИ (1933-37), ВВИА им Жуковского (1921-1954), МАДИ (1954-1969).
Несмотря на свои достижения, Стечкин дважды пострадал от сталинских репрессий: в 1930—1931 и 1937—1943 годах находился в заключении, работая при этом в специальном техническом бюро. Это помешало поступлению в МГУ его сына — С. Б. Стечкина — впоследствии ставшего профессором этого университета. Стечкин упомянут в романе А.И. Солженицина «В круге первом», а также в книге воспоминаний Л. Кербера «Туполевская шарага».. В 1943 году Стечкин был освобожден после личной просьбы А. А. Микулина Сталину.


Океанский сухогруз "Академик Стечкин"
Спущен на воду в 1975 г.
Черноморское морское пароходство.

За свою научную и инженерную деятельность Б.С. Стечкин был удостоен многих правительственных наград: Герой Социалистического Труда (1961), лауреат Ленинской (1957 г.) и Сталинской премии (1946 г.), награждён 2-мя орденами Ленина, орденами Трудового Красного Знамени, Красной Звезды.


Ирина Николаевна (рожд. Шилова) и Борис Сергеевич Стечкины.

Ирина Николаевна и Борис Сергеевич Стечкины имели трех детей:

1. Сергей Борисович (1920-1995);
2. Вера Борисовна (1922г.р.);
3. Ирина Борисовна (1932 г.р.).

1. Сергей Борисович Стечкин (1920-1995), окончил мехмат МГУ (1942г.), доктор физико-математических наук, профессор, работал в Математическом институте АН СССР.


Математик
Сергей Борисович Стечкин.

Женат первым браком на Екатерине Ивановне Стечкиной (Трифоновой) (1927-1987), окончила мехмат МГУ, редактор в издательстве Наука, зав редакцией (Физико-математическая литература).


Екатерина Стечкина с сыном Борисом

Их сын:
1. Борис (1950 г.р.).
Борис Сергеевич Стечкин (1950г.р.), окончил мехмат МГУ (1973г.), академик Российской Академии космонавтики им. К.Э. Циолковского, с.н.с. Математического института им. В.А. Стеклова.
Был женат на Ирине Львовне Ежовой (1948 г.р.), окончила философский факультет МГУ (1972 г.), полковник Генеральной прокуратуры РФ в отставке. (брак расторгнут). Детей не имели.


Математик,
Борис Сергеевич Стечкин.

Второй брак С.Б. Стечкина - Татьяна Васильевна Родославова (1948 г.р.), окончила мехмат МГУ (1972 г.),
Их дети:
1. Александра (1979 г.р.);
2. Валерия (1982 г.р.).
1. Александра Сергеевна (1979 г.р.), окончила педагогический институт им. В.И. Ленина, преподаватель математики в средней школе.
Имеет двух детей: Кира, Филипп.
2. Валерия Сергеевна Стечкина (1982 г.р.).
2. Вера Борисовна Пахомова (Стечкина) (1922г.р.), окончила Московский горный институт, преподавала в Горном институте.
Муж: Николай Корнеевич Пахомов (1917 -), летчик, штурман, участник Великой Отечественной войны, награжден орденами Красной Звезды и Боевого Красного Знамени. После войны на партийной работе. Работал в МГК КПСС.
Их дети:
1. Сергей (1947-2007);
2. Ольга (1951 г.р.).
1. Сергей Николаевич Пахомов (1947 — 2007). работал старшим лаборантом в институте им. Курчатова, художник-иллюстратор.
Первый брак: Гришанина Наталья Алексеевна (1951 г.р.).
Их сын :
Борис Сергеевич Пахомов (1974 г.р.), окончил библиотечный институт. Жена: Людмила Сергеевна Горшкова (1985 г.р.).
Их дети:
1. Вениамин (2001 г.р.)
2. Ярослав (2004 г.р.)
Второй брак: Ирина Александровна Розовская (1954 г.р.)
Их дети:
1.Николай (1986 г.р.),
2. Александр (1988 г.р.),
3. Мария (1992 г.р.).
2. Ольга Николаевна Пахомова (1951 г.р.) окончила психологический факультет МГУ, психолог, автор многих учебных пособий по детской психологии. Муж: Михаил Зельманович Темчин (1945 г.р.)
Их дети:
1. Анна (1972 г.р.),
2. Мария (1980г.р.).
1. Анна Михайловна Темчина (1972 г.р.) окончила Московский государственный открытый педагогический университет (МГОП), логопед-дефектолог. Муж: Евгений Романович Писаревский (1968 г.р.)
Их дети:
1.Вера (1993г.р.)
2.Татьяна (1997 г.р.)
3.Ирина (2004г.р.)
2.Мария Михайловна Темчина (1980 г.р.) Окончила РГГУ, педагог. Муж: Попов Артем Алексеевич (1965 г.р.)
Дочь: Марина (2008г.р.)
3. Ирина Борисовна Стечкина (1932 г.р.) окончила физфак МГУ (1956г.), кандидат физико-математических наук, 20 лет проработала в Физико-химическом институте им. Л.Я. Карпова. С 1980 г. работает в РНЦ «Курчатовский Институт», ведущий научный сотрудник.
Муж: Александр Алексеевич Веденов (1933-2008), окончил физфак МГУ (1956г.), доктор физико-математических наук, профессор, член корреспондент АН СССР, работал в Институте Атомной энергии им. И.В. Курчатова.


Ирина Борисовна Стечкина, Александр Алексеевич Веденов их сын Алексей.
1959 год

1. Алексей (1958 г.р.);
2. Ирина (1964 г.р.).
1. Алексей Александрович Веденов (1958г.р.), окончил, мехмат МГУ. Женат на Евгении Олеговне Стечкиной, окончила санитарный факультет Медицинского института.
Дочь: Алла (1986 г.р.), работает переводчицей.
2. Ирина Александровна Веденова (1964 г.р.), окончила мехмат МГУ, проживает в Канаде.
Первый брак: Юрий Витальевич Девяткин (1961 г.р.)
Их дети:
1. Леонид (1982 г.р.);
2. Михаил (1986 г.р.);
3. Ирина (1997 г.р.).
1. Леонид Юрьевич Девяткин (1982 г.р.), окончил философский факультет МГУ (2004 г.), кандидат философских наук, работает в Институте философии РАН.


Михаил Девяткин (В центре)

3. Ирина Юрьевна Девяткина (1997 г.р.), учится в школе, проживает вместе с матерью в Канаде.

Биографические данные и фотографии любезно предоставили - Ирина Борисовна Стечкина, Вера Борисовна Пахомова (правнучки Николая Алексеевича Абрикосова) и Борис Сергеевич Стечкин (праправнук Н.А. Абрикосова).

Товарищество А.И. Абрикосова Сыновей и администрация Сайта выражает им искреннюю благодарность за предоставленные материалы.

Продолжение следует.
Июнь 2010 г.

________________________

Администратор сайта
Андрей Абрикосов.
E-mail: [email protected]