Классификация видов и форм самостоятельной работы. Формирование у младших школьников навыков самостоятельной деятельности в личностно-развивающем обучении

Формирование навыков самостоятельной работы учащихся

на уроках английского языка.

Суть новизны современных образовательных технологий состоит в индивидуализации процесса обучения, повышении роли самостоятельности учащихся в овладении знаниями. Не секрет, что на определённом этапе обучения, в силу возрастных психологических особенностей, школьники теряют интерес к учёбе. Потеря интереса к обучению становится причиной безразличия и апатии, безразличие приводит к лени, а лень – к безделью и потере способностей. Вот почему очень важно строить уроки так, чтобы они были интересными, содержание – современным. Это давало бы возможность мыслить самостоятельно и развивало способности, а также имело направленность, как на научную, так и на практическую деятельность.

В последнее время уделяется всё больше внимания именно самостоятельной работе учащихся в процессе обучения, в частности в обучении иностранным языкам. Это связано со многими факторами, в том числе с теми, что в современном динамичном, постоянно изменяющемся мире недостаточно просто обладать каким-то определённым объёмом знаний. Человек должен уметь самостоятельно пополнять свои знания, заниматься самообразованием. Самостоятельность не является врожденным качеством человека, чтобы учащийся умел работать самостоятельно, его нужно этому научить. Поэтому особенно актуальными являются проблемы организации самостоятельной работы на уроке. Хотелось бы остановиться на использовании на уроках английского языка современных педагогических технологий, которые способствуют формированию навыков самостоятельной работы.

Одной из таких технологий является модульное обучение. В своей работе «Организация самостоятельной работы учащихся по иностранному языку» А.В.Конышева указывает на то, что «модульное обучение предполагает строгое содержание учебного материала, чёткие требования к знаниям и способам деятельности, алгоритмизацию труда». Принимая во внимание такой подход, именно модульное обучение даёт возможность в старших классах наиболее рационально организовать индивидуальную самостоятельную работу на уроке. Многие понимают термин «самостоятельная работа» только как индивидуальную работу учащихся. Однако, на мой взгляд большим потенциалом обладают парная и групповая формы самостоятельной работы. Это особенно актуально при освоении грамматики при минимальном количестве часов в неделю. В зависимости от целей урока (ознакомление с новым грамматическим материалом; повторение и систематизация грамматического материала) строится и самостоятельная работа учащихся на уроке.

Для освоения нового грамматического материала используется групповая работа учащихся, в процессе которой происходит их самообучение и взаимообучение. Самообучение осуществляется во время самостоятельного изучения школьником фрагмента темы, взаимообучение – в ходе обмена освоенной информацией.

Для работы в группах составляются карточки с заданиями. За определенное время каждый член группы должен проработать свое задание, «самообучиться», обучить своего партнера (партнеров) и сделать выводы согласно цели урока. В заключении проводятся уроки контроля и коррекции знаний.

Групповая работа, организованная подобным образом, может быть успешно применена на уроках при изучении нового грамматического материала и его первичном закреплении, а также на уроках обобщения и систематизации знаний по грамматике.

Итак, для работы на уроке подготавливаются карточки с материалом для исследования (предложения-примеры по той или иной грамматической теме) и вопросами-гидами. Кроме того, необходим соответствующий справочный материал (например, таблица видо-временных форм глагола). Происходит первичное ознакомление с темой на основе родного языка, ставится проблема формулировки правила того или иного грамматического явления в английском языке. Класс делится на группы по 4 человека. Каждый член группы получает карточку с определенным типом предложения, имеющую примеры и задания. На самостоятельное изучение карточки и выполнение задания учащимся дается 15-18 минут. В процессе изучения карточек они делают записи в тетради.

Представители каждой группы делают выводы по каждому типу предложений и формулируют общее правило.

Следующий этап работы – тестирование (проверка уровня обученности). Учащиеся получают карточки с заданиями (на выполнение задания отводится 5 минут). Ученики сами проверяют правильность выполнения задания по ключу, который раздает учитель. Они исправляют ошибки, анализируют свою работу и оценивают себя.

На уроках, посвящённых повторению и систематизации грамматического материала, чаще всего перед контрольной работой по теме учащиеся работают самостоятельно. Сначала на входном контроле им необходимо дать ответы на теоретические вопросы, сформулировать правила употребления того или иного грамматического явления. Затем учащиеся выполняют ряд специально подобранных упражнений. Выполнив каждое упражнение, они проверяют правильность выполнения по листку контроля, выставляют себе баллы по соответствующим критериям оценок. Если и после проверки остаются вопросы, учащиеся консультируются с учителем. Каждый работает в своём режиме и в конце работы каждый видит свой результат и понимает, что конкретно ему нужно повторить. Таким образом, несомненно, возрастает самостоятельность учащихся, увеличивается их мыслительная и познавательная активность, увеличивается время работы каждого учащегося в отличие от традиционной фронтальной работы над теми же упражнениями.

Из психологии известно, что знания, полученные самостоятельно, путём преодоления посильных трудностей, усваиваются прочнее, чем полученные в готовом виде от учителя. Ведь в ходе самостоятельной работы каждый ученик непосредственно соприкасается с усваиваемым материалом, концентрирует на нём своё внимание, мобилизуя все резервы интеллектуального, эмоционального и волевого характера. Оставаться пассивным он не может. Можно сделать такой вывод, что развитие привычки самостоятельной работы учеников на уроках иностранного языка – важный компонент учебно-воспитательного процесса. Научить ученика учиться, самостоятельно приобретать знания и совершенствовать умения и навыки – такая задача стоит перед каждым учителем. Для этого необходимо вооружить ученика приёмами выполнения задач, выработать определённые алгоритмы обработки и усвоения того или иного материала, подготовить соответствующие наглядные пособия в виде схем, таблиц и дидактический материал в виде карточек, системы упражнений, вопросов-гидов, которые были бы всегда в распоряжении учеников. Планируя урок, учителю обязательно необходимо определить задачи для самостоятельной обработки материала учениками, а также выбрать соответствующую форму контроля. Систематическая работа, направленная на организацию самостоятельной работы ученика, будет формировать не только его познавательную деятельность, а и самостоятельность как черту характера.

Такой подход выгодно отличается от традиционного обучения тем, что он позволяет каждому ученику самоопределиться на уроке, а также обеспечивает эмоциональный комфорт. На уроке реализуется поэтапное формирование умственных действий (в соответствии с теорией П.Я. Гальперина). Спокойная и непринуждённая обстановка на уроке позволяет учащимся снять комплекс страха перед учителем, боязнь самого предмета. У учащихся появляется привычка сосредоточиваться, мыслить самостоятельно; развивать внимание, стремление к знаниям.

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Институт педагогики, психологии и социологии

Программа ДПО «Преподаватель высшей школы»

РЕФЕРАТ

Развитие навыков самостоятельной работы студентов

средствами информационных технологий обучения

Руководитель: ____________/ д.п.н., профессор О. Г. Смолянинова

Студент: ____________/ к.т.н., доцент И.В.Тарасов

Красноярск 2011


ВВЕДЕНИЕ

В течение активной трудовой деятельности от человека требуется постоянно повышать уровень своей профессиональной подготовки. Следствием демографического кризиса, поразившего многие развитые страны, явилось увеличение порогов трудоспособного возраста населения. Наиболее уверенно на рынке труда сейчас себя чувствуют молодые люди, имеющие одно или два высших образования, профессиональную дополнительную подготовку, владеющие одним или двумя иностранными языками, использующие возможности информационных технологий. Можно сформулировать главные качества человека XXI века - умение строить свою образовательную траекторию и формировать навыки самообразования. Следовательно, такие качества выпускников, как умение оперировать информацией и самостоятельно организовывать познавательную деятельность становятся определяющими.

Традиционно под содержанием обучения понимается первоначально отчуждённый от учащихся объём знаний, умений и навыков, так называемый опыт человечества, который передается им для усвоения. Много лет главным девизом педагогики было: «Главная социальная функция образования - передача опыта, накопленного предшествующими поколениями людей». Это правило лежит в основе конструирования большей части предметно-ориентированных программ.

Поскольку, целью обучения в настоящий момент является не просто формирование определенных знаний, умений и навыков у учащегося, а развитие творческой личности, которой под силу построить собственную образовательную траекторию, то для достижения данной цели необходимо предоставить учащемуся возможности для самореализации, самообразования, самовоспитания. Эти возможности можно предоставить обучающемуся различными формами, методами и условиями обучения, которыми создается «пространство» возможных целей деятельности и путей их достижения, из которых каждый учащийся выбирает наиболее соответствующие его индивидуальности. Одним из путей для достижения данной задачи является использование информационных технологий в обучении.

Целью обучения в настоящий момент является развитие творческой личности. Для достижения данной цели необходимо предоставить студенту возможности для формирования познавательной самостоятельности на высоком уровне. Этот подход наиболее полно отражает направления обновления современного образования, основанные на принципах гуманизма и возможностях информационных технологий, что отражено в нормативных документах, принятых Министерством Образования и науки России за последнее время. Так, например, в Концепции информатизации образования России исключительно важным является условие, в соответствии с которым «реформирование сферы образования и ее информатизация должны в обязательном порядке идти совместно, а не последовательно или параллельно. Переход сферы образования на качественно новый уровень без ее информатизации просто невозможен». В этой связи, современные информационные технологии могут выступить наиболее эффективным средством для организации диалога между преподавателем и учащимся, преподавателем и преподавателем, преподавателем и научно-методическим центром переподготовки.


1. Самостоятельная работа студентов

1.1. Формирование навыков самостоятельной работы студентов

Проблема познавательной самостоятельности уходит своими корнями в античность. Чешский педагог, автор классно-урочной системы обучения Ян Амос Коменский отмечал, что «природное начало в человеке обладает самостоятельной и самодвижущей силой». Однако в массовой школе вплоть до середины XX века преобладало объяснительно-иллюстративное обучение. Начиная с 50-х годов, вновь возрастает интерес к вопросам развития самостоятельности студентов. На рубеже XXI века интерес к данному вопросу опять возрос, так как значительно изменились условия жизни, произошла информационная революция, и во всем мире идет переход к непрерывному образованию. Направление «обучения на всю жизнь» меняется на «обучение через всю жизнь», закрытая учебная архитектура постепенно уступает место открытой, что невозможно без формирования навыков самостоятельной работы у студентов на высоком уровне. Информационные технологии предоставляют возможность дать большую самостоятельность, как в успешном освоении учебной программы, так и в углубленном изучении отдельных предметов, реализуя внутренние творческие запросы учащихся.

Современная отечественная философия образования вновь поднимает проблему значимости для общества формирования самостоятельной личности. Обоснована концепция личностно ориентированной педагогической деятельности на основе изучения глубинных процессов, лежащих в основе саморазвития и самоопределения человека .

По мнению В.И. Андреева, приоритетом современного образования является обучение, ориентированное на саморазвитие личности . Эта новая педагогическая парадигма строится на следующих базовых постулатах:

  1. осознании самоценности каждой личности, ее уникальности;
    1. неисчерпаемости возможностей развития каждой личности, в том числе ее творческого саморазвития;
    2. приоритете внутренней свободы - свободы для творческого саморазвития в отличие от свободы внешней;
    3. понимании природы творческого саморазвития как интегральной характеристики «самости», системообразующими компонентами которой являются самопознание, творческое самоопределение, самоуправление, творческая самореализация личности и самосовершенствование.

Он же отмечает, что «только такое образование можно считать образованием гарантированного качества, которое переходит в самообразование. При этом обучение переходит в самообучение, воспитание - в самовоспитание, а личность из состояния развития - в состояние творческого саморазвития» .

Применяемое в Европе понятие self-directed learning — учение с самостоятельным определением целей и американские термины-аналоги autonomous learning - автономное учение, independent learning - самостоятельное учение связаны с разной степенью самоорганизации учащегося . Высшая степень — автономия - рассматривается, как способность обучающегося самостоятельно определять, цели и средства их достижения. Учащиеся осуществляют эту работу в центрах самостоятельного доступа к материалам (медиатеках), которые активно создаются в США, Европе, в том числе и в России.

В зарубежных исследованиях не принимается трактовка самостоятельности, если обучающемуся дается возможность учиться, используя в режиме самостоятельного доступа подготовленную преподавателем или экспертом информацию, так как обучающемуся в этом случае якобы отводится роль «пассивного наблюдателя», у него создается впечатление, что самостоятельное изучение возможно только при наличии материала, подготовленного экспертом. Учащийся должен иметь возможность самостоятельно выбирать учебные материалы, опираясь не только на те, которые посоветовал преподаватель. Данный подход подразумевает свободу выбора и использование аутентичных материалов .

Внешними признаками самостоятельности студентов являются планирование ими своей деятельности, выполнение задания без непосредственного участия педагога, систематический контроль за ходом и результатом выполняемой работы, ее последующее корректирование и совершенствование, то есть самостоятельное осуществление деятельности.

Внутреннюю сторону самостоятельности образуют потребностно-мотивационная сфера, умственные, физические и нравственно-волевые усилия учеников, направленные на достижение цели без посторонней помощи .

Основным принципом теории поэтапного формирования умственных действий является то, что получить существенно новые элементы психической практической деятельности сразу в форме внутреннего, психического человек не может. Н.Ф. Талызина делает следующий вывод: знания, накопленные человечеством, представленные системой научных понятий, законов, невозможно усвоить лишь с помощью собственной деятельности, эффективность передачи опыта зависит от характера действий учащихся и от качества управления со стороны обучающегося .

1.2. Роль самостоятельной работы студентов в учебном процессе

Основная задача высшего образования заключается в формировании творческой личности специалиста, способного к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности. Решение этой задачи вряд ли возможно только путем передачи знаний в готовом виде от преподавателя к студенту. Необходимо перевести студента из пассивного потребителя знаний в активного их творца, умеющего сформулировать проблему, проанализировать пути ее решения, найти оптимальный результат и доказать его правильность. Происходящая реформа высшего образования связана с переходом от парадигмы обучения к парадигме образования. В этом плане следует признать, что самостоятельная работа студентов является не просто важной формой образовательного процесса, должна стать его основой.

Это предполагает ориентацию на активные методы овладения знаниями, развитие творческих способностей студентов, переход от поточного к индивидуальному обучению с учетом потребностей и возможностей личности. Речь идет не просто об увеличении числа часов на самостоятельную работу. Усиление роли самостоятельной работы студентов означает принципиальный пересмотр организации учебно-воспитательного процесса в вузе, который должен строиться так, чтобы развивать умение учиться, формировать у студента способности к саморазвитию, творческому применению полученных знаний, способам адаптации к профессиональной деятельности в современном мире .

Целью самостоятельной работы студентов является организация систематического изучения дисциплин в течение семестра, закрепление и углубление полученных знаний и навыков, подготовка к предстоящим занятиям, а также формирование культуры умственного труда и самостоятельности в поиске и приобретении новых знаний.
Задачи самостоятельной работы можно определить следующие:

  1. качественное усвоение учебного материала;
  2. выработка умений и навыков учебной деятельности;
  3. формирование познавательных способностей студентов и интереса к изучаемому материалу;
  4. формирование готовности к самообразованию;
  5. формирование самостоятельности как качества личности.

В первую очередь необходимо дать определение самостоятельной работы студентов. В общем случае это любая деятельность, связанная с воспитанием мышления будущего профессионала. Любой вид занятий, создающий условия для зарождения самостоятельной мысли, познавательной активности студента связан с самостоятельной работой. Таким образом под самостоятельной работой следует понимать совокупность всей самостоятельной деятельности студентов как в учебной аудитории, так и вне ее, в контакте с преподавателем и в его отсутствии.

Результаты учебной деятельности напрямую зависят от уровня самостоятельной работы студента, который определяется личной подготовленностью к этому труду, желанием заниматься самостоятельно и возможностями реализации этого желания.

А. Беляева предлагает своеобразную формулу самостоятельной работы студентов: информация – знание – информация, суть которой заключается в создании новой информации из уже имеющейся, что формирует у учащихся готовность и потребность к управлению своей познавательной деятельностью.

Более высокой формой проявления самостоятельности следует считать самообразование или самообразовательную деятельность, под которой понимают цель и результаты деятельности, а под самостоятельной работой – средство достижения данного результата. Самообразование студента – это добровольная деятельность, нацеленная на получение знаний в процессе самостоятельной работы без помощи преподавателя, которая невозможна, если у студентов не сформированы первоначальный опыт познавательной деятельности, потребность к ней и эмоционально-волевые качества. Таким образом, самостоятельная работа является необходимым этапом, формирующим умения самообразования и, как следствие, развитие самостоятельности.

Самостоятельная работа студентов – это организуемая самим студентом в силу его внутренних познавательных мотивов, в наиболее удобное, рациональное с его точки зрения время, контролируемая им самим деятельность, осуществляемая на основе опосредованного системного управления со стороны преподавателя. Данное определение позволяет раскрыть главную суть, которая должна в нем содержаться.

Выполнение студентами самостоятельных работ способствует более глубокому усвоению теоретического материала, полученного ими на лекционных занятиях, а следовательно повышает уровень подготовки студентов по различным дисциплинам.

Самостоятельную работу принято делить на учебную, научную и социальную. Все эти виды взаимосвязаны и взаимообусловлены. Конечно, центральное место занимает учебная самостоятельная деятельность.

Самостоятельная учебно-познавательная деятельность включает следующие компоненты:

  • смысловой;
  • целевой;
  • исполнительский.

Овладевая все более сложными интеллектуальными действиями, студент приходит к активной смысловой ориентировке, позволяющей ему отрабатывать собственные подходы к решению проблемы самообразования. Целевой и исполнительский компоненты включают в себя постановку цели, определение задач, планирование действий, выбора способов и средств их выполнения, самоанализ и самоконтроль результатов, коррекцию перспектив дальнейшей деятельности .

Самостоятельная работа студента - это особым образом организованная деятельность, включающая в свою структуру такие компоненты, как:

  • уяснение цели и поставленной учебной задачи;
  • четкое и системное планирование самостоятельной работы;
  • поиск необходимой учебной и научной информации;
  • освоение собственной информации и ее логическая переработка;
  • использование методов исследовательской, научно-исследовательской работы для решения поставленных задач;
  • выработка собственной позиции по поводу полученной задачи;
  • представление, обоснование и защита полученного решения;
  • проведение самоанализа и самоконтроля.

  1. Информационные технологии обучения

2.1. Понятие и характеристика информационных технологий обучения

Для достижения успеха в XXI веке будет недостаточно академических знаний, а скорее умения критически мыслить - это потребует необходимой технической квалификации. Поэтому многие учащиеся стремятся заранее получить навыки в области информационных технологий и обеспечить себе этим успешную карьеру.

Рассмотрим различные точки зрения на понимание понятия и сущности информационных технологий. Этот термин неразрывно связан с двумя понятиями: информация и технология. Прежде всего, обратимся к определению категорий «информация» и «технология».

Технология (от греч. techne - искусство, мастерство, умение и греч. logos - изучение) - совокупность методов и инструментов для достижения желаемого результата: метод преобразования данного в необходимое; способ производства.

Информация - это сведения об окружающем мире (объектах, явлениях, событиях, процессах и т.д.), которые уменьшают имеющуюся степень неопределенности, неполноты знаний, отчужденные от их создателя и ставшие сообщениями (выраженными на определенном языке в виде
знаков, в том числе и записанными на материальном носителе), которые
можно воспроизводить путем передачи людьми устным, письменным или

И.Г. Захарова определяет два понятия: информационные технологии - система научных и инженерных знаний, а также методов и средств, которая используется для создания, сбора, передачи, хранения и обработки информации в предметной области и информационные технологии обучения - педагогическая технология, использующая специальные способы, программные и технические средства для работы с информацией.

Информационные технологии включают программированное обучение, интеллектуальное обучение, экспертные системы, гипертекст и мультимедиа, микромиры, имитационное обучение, демонстрации. Эти частные методики должны применяться в зависимости от учебных целей и учебных ситуаций, когда в одних случаях необходимо глубже понять потребности учащегося, в других – важен анализ знаний в предметной области, в-третьих – основную роль может играть учет психологических принципов обучения.

Эффект от самостоятельной работы студента можно получить только тогда, когда она организуется и реализуется в учебно-воспитательном процессе в качестве целостной системы, пронизывающей все этапы обучения студентов в вузе. В процессе самостоятельной деятельности студент должен научиться выделять познавательные задачи, выбирать способы их решения, выполнять операции контроля за правильностью решения поставленной задачи, совершенствовать навыки реализации теоретических знаний. Формирование навыков и умений самостоятельной работы студента может протекать как на сознательной, так и на интуитивной основе.

Итак, при выполнении любого вида самостоятельной работы студент должен пройти следующие этапы:

  • определение цели самостоятельной работы;
  • конкретизация познавательной (проблемной или практической) задачи;
  • самооценка готовности к самостоятельной работе по решению поставленной или выбранной задачи;
  • выбор адекватного способа действий, ведущего к решению задачи (выбор путей и средств для ее решения);
  • планирование (самостоятельно или с помощью преподавателя) самостоятельной работы по решению задачи;
  • реализация программы выполнения самостоятельной работы;
  • осуществление в процессе выполнения самостоятельной работы управленческих актов: контроль за ходом самостоятельной работы, самоконтроль промежуточных и конечного результатов работы, корректировка на основе результатов самоконтроля программ выполнения работы, устранение ошибок и их причин.

2.2. Влияние информационных технологий на формирование навыков самостоятельной работы студентов

Использование информационных технологий обучения определяет необходимость индивидуального подхода. По этой причине становится актуальной разработка определенных методик использования информационных технологий для реализации идей развивающего обучения, развития личности обучаемого. В частности, для индивидуализации обучения, формирования у обучаемого умения осуществлять прогнозирование результатов своей деятельности, разрабатывать стратегию поиска путей и методов решения задач - как учебных, так и практических .

Особого внимания заслуживает описание уникальных возможностей современных информационных технологий:

  • незамедлительная обратная связь между пользователем и современными информационными технологиями;
  • компьютерная визуализация учебной информации об объектах или закономерностях процессов, явлений, как реально протекающих, так и «виртуальных»;
  • архивное хранение достаточно больших объемов информации с возможностью ее передачи, а также легкого доступа и обращения пользователя к центральному банку данных;
  • автоматизация процессов вычислительной информационно-поисковой деятельности, а также обработки результатов учебного эксперимента с возможностью многократного повторения фрагмента или самого эксперимента;
  • автоматизация процессов информационно-методического обеспечения, организационного управления учебной деятельностью и контроля за результатами усвоения.

За счет вышеуказанных возможностей современных информационных технологий происходит:

  • развитие личности обучаемого;
    • развитие мышления, (например, наглядно-действенного, наглядно-образного, интуитивного, творческого, теоретического видов мышления);
    • эстетическое воспитание (например, за счет использования возможностей компьютерной графики, технологии «Мультимедиа»);
    • развитие коммуникативных способностей;
    • формирование умений принимать оптимальное решение или предлагать варианты решения в сложной ситуации (например, за счет использования компьютерных игр, ориентированных на оптимизацию деятельности по принятию решения);
    • развитие умений осуществлять экспериментально-исследовательскую деятельность (например, за счет реализации возможностей компьютерного моделирования);
    • формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации (например, за счет использования интегрированных пользовательских пакетов, различных графических и музыкальных редакторов) .

Итак, информационные технологии занимают центральное место в формирования навыков самостоятельной работы у студентов в процессе обучения, развития системы образования и культуры.

Уже давно доказано, что каждый учащийся по-разному осваивает новые знания. Ранее преподавателям трудно было найти способ формирования навыков самостоятельной работы у студентов. Теперь же, с использованием компьютерных сетей и онлайновых средств, ВУЗы получили возможность преподносить новую информацию таким образом, чтобы удовлетворить индивидуальным запросам каждого ученика. Технологии, используемые для связи учащихся с сообществами и друг с другом, могут сделать процесс обучения более интересным, отвечающим реалиям сегодняшнего дня, предоставляя нужную информацию в нужное время. Этот процесс во многом определяется ранее полученными знаниями, ожиданиями и получаемыми результатами, которые формируют среду обучения.

Умение грамотно работать с информацией, используя современные методы и средства, определяет уровень информационной культуры выпускника, под которой понимается умение целенаправленно работать с информацией на компьютере. Создание единой научной, социально-общественной информационной среды дает возможность получать качественное образование в любом месте и времени. При таком подходе сильно увеличивается роль самообразования и саморазвития личности. Влияние отдельной личности на информационные процессы всего общества повышаются. В связи с этим, актуальным становится вопрос об этической и нравственной сторонах процесса обучения. Возрастает стремление воспитать разносторонне развитую личность. Идеал разносторонне развитой личности — это гармоничное развитие. Гармонические отношения между личностью и миром означают гармонию между тем, что личность требует от других, и тем, что она может им дать. Гармоничная личность находится в единстве с миром, людьми и самой собой. Это нравственная личность. Становление личности и профессиональное самоопределение активно идет в подростковом и юношеском возрасте. В этом возрасте детьми приобретаются трудовые умения и навыки, от которых зависит их профессиональная работа в будущем. При использовании информационных технологий на занятиях повышается мотивация учения и стимулируется познавательный интерес учащихся. При использовании информационных технологий возрастает эффективность самостоятельной работы, появляются совершенно новые возможности для индивидуализации.

Компьютер вместе с информационными технологиями открывает принципиально новые возможности в области образования, в учебной деятельности учащегося. Впервые возникает такая ситуация, когда информационные технологии обучения становятся и основными инструментами дальнейшей практической профессиональной деятельности человека. Образование интегрируется в жизнь на всем ее протяжении [ 3 , 5 ] .

Все выше изложенное, будет являться основой для выявления роли информационных технологий в формировании навыков самостоятельной работы у студентов. Анализируя роль и значение информационных технологий для современного этапа развития общества, можно сделать вполне обоснованные выводы о том, что эта роль является стратегически важной, а значение этих технологий в ближайшем будущем будет быстро возрастать. Именно этим технологиям принадлежит сегодня определяющая роль в области технологического развития государства .

Среди основных задач современного образования есть задача развития личности учащегося вуза, предполагающая формирование его способности к самообразованию, самообучению, самовоспитанию, рефлексии собственной деятельности. Для этого в процессе обучения студента в вузе необходимо сформировать у него систему профессионально значимых качеств, включающих основные функциональные компоненты профессиональной деятельности: гностический, проектировочный, конструктивный, коммуникативный и организаторский. Однако в силу ряда объективных причин – временных ограничений в рамках аудиторных занятий эти качества не всегда могут быть сформированы. Поэтому важным элементом педагогической деятельности в вузе является «научить студента учиться», что является необходимым для эффективной организации их самостоятельной и внеаудиторной работы, которая должна способствовать:

  • расширению, закреплению и углублению знаний, полученных в аудитории;
  • активному приобретению новых знаний;
  • развитию творческого подхода к решению поставленных проблем;
  • проявлению индивидуальности студента;
  • формированию практических навыков в решении ситуационных задач.

В целом самостоятельная и внеаудиторная работа развивает такие качества : умение работать со специальной литературой, справочниками, периодическими изданиями, с современными информационно-коммуникативными технологиями; организованность, дисциплинированность, инициатива, активность в решении поставленных задач.

Значительное место среди используемых студентами в самостоятельной работе информационных технологий занимают Интернет-технологии. Среди Интернет-ресурсов, наиболее часто используемых студентами в самостоятельной работе, следует отметить электронные библиотеки, образовательные порталы, тематические сайты, библиографические базы данных, сайты периодических изданий. Для эффективного поиска в WWW (World Wide Web ) студент должен знать топологию этого пространства, а также средства навигации в нем, четко определять свои информационные потребности, необходимую ретроспективу информации, круг поисковых серверов, более качественно индексирующих нужную информацию, правильно формулировать критерии поиска .

Доступность огромного количества электронных статей и книг, справочной литературы, электронных учебно-методических материалов, выложенных на сайтах вузов, безусловно, позволяют расширить творческий потенциал студента, повысить его производительность труда и при этом выйти за рамки традиционной модели изучения учебной дисциплины. Приобретается в этом случае умение учиться самостоятельно.

Интернет является не только пространством, где протекает процесс самостоятельного обучения студентов, но и средой обитания, так как здесь осуществляется общение людей. На серверах WWW накапливаются огромные информационные ресурсы по различным областям теоретических и практических знаний . В последнее время одним из наиболее используемых средств обучения при помощи компьютерной техники является мультимедиа технологии. В результате стремительного развития информационных технологий, в обществе осуществляется переход к образованию, которое использует современные научные и технические достижения. К таким достижениям относятся учебные web-сайты, которых на сегодняшний день огромное множество.

Учебные web-сайты помогают самообразованию, вследствие чего происходит процесс самостоятельного поиска и усвоения определенных знаний, умений и навыков, развития познавательных сил, непрерывного саморазвития и самовоспитания предполагает разнообразную образовательную деятельность.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Самостоятельная работа студента является одной из важнейших составляющих учебного процесса, в ходе, которой происходит формирование навыков, умений и знаний и в дальнейшем обеспечивается усвоение студентом приемов познавательной деятельности, интерес к творческой работе и, в конечном итоге, способность решать научные и практические задачи.

Самостоятельная работа является неотъемлемой частью (формой) учебно-воспитательного процесса. В действительности самостоятельная работа, ее организация играют большую роль в обучении, а также в научной и творческой работе учащихся.

Компьютер вместе с информационными технологиями открывает принципиально новые возможности в области образования, в учебной деятельности учащегося. Впервые возникает такая ситуация, когда информационные технологии обучения становятся и основными инструментами дальнейшей практической профессиональной деятельности человека, таким образом, образование интегрируется в жизнь на всем ее протяжении.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Алексеев Н.А. Педагогические основы проектирования личностно ориентированного обучения. - Дис... д-ра пед. наук. - Тюмень, 1997. - 310 с.
  2. Андреев В. И. Педагогика творчества саморазвития. – М., 2003.
  3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е.С.Полат, М.Ю.Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров;— М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 272 с.
  4. Педагогические технологии / под общей редакцией В.С. Кукушкина.- М.: ИКЦ “МарТ”: - Ростов н/Д: изд. центр “МарТ”, 2006. – 336с.
  5. Семушина Л.Г., Ярошенко Н.Г.Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях: учебное пособие для преп. учреждений сред. проф. образования. –М.: Мастерство, 2001. – 272с.
  6. Семенова С. Л., Печеркина А. А. Общая психология: Конспект лекций. Екатеринбург: Издательство Педагогического университета, 2003. 165с.
  7. Ильясов И.И. Структура процесса учения. Издательство московского университета, 2006.
  8. Гарунов М.Г., Пидкасистый П.И.. Самостоятельная работа студентов. - М.: Знание,2008.
  9. Рогинский В. М. Азбука педагогического труда. – М.: Педагогика, 2000.
  10. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ Под редакцией Е.С. Полат, и др. – М.: “Академия”, 2005. – 272.

Хочу рассмотреть вопросы организации самостоятельной работы на уроках математики, так как считаю, что она способствует лучшему усвоению знаний, развитию навыков и умений по применению этих знаний, повышает уровень активности учащихся. Она дисциплинирует, рождает у школьников веру в себя, в свои силы и возможности. В процессе обучения математике задача учителя состоит не только в том, чтобы обеспечивать прочные знания, предусмотренные программой, но и в том, чтобы развивать самостоятельность и активность мышления учащихся. Следовательно, самостоятельная работа учащихся является одной из эффективнейших форм обучения.

В учебной деятельности важно, чтобы учащиеся учились не просто запоминать то, что говорит учитель, не просто учили то, что им объясняет учитель, а сами, самостоятельно, могли добывать знания, важно, насколько самостоятелен ученик в усвоении знаний и формировании умений.

Сознательный выбор того или иного действия характеризует активную умственную деятельность учащихся, а осуществление его - решительность. Без самостоятельности в обучении немыслимо глубокое усвоение знаний. Самостоятельность неразрывно связана с активностью, что является движущей силой в процессе познания. Недостаточность самостоятельности делает учащегося пассивным, тормозит развитие его мышления и в конечном итоге делает его неспособным к применению полученных знаний. Для успешного окончания школы учащиеся должны показать высокий уровень овладения предметами курса общеобразовательных дисциплин, в т.ч. математики, поэтому задача преподавателя - найти к учащемуся индивидуальный подход, поддержать его. Значит, необходимо сделать учебный процесс максимально посильным, но в то же время отвечающим всем требованиям содержания образования.

Мои ученики различаются по характеру, темпераменту, способностям, разному темпу работы. Одним из эффективных путей учета в обучении индивидуальных различий, с моей точки зрения, является дифференцированный подход. Он важен и в плане развития познавательной самостоятельности, и формирования у учащихся стремления к самообразованию.

Обучающие самостоятельные работы. Их смысл заключается в самостоятельном выполнении школьниками данных учителем заданий в ходе объяснения нового материала. Цель таких работ - развитие интереса к изучаемому материалу, привлечение каждого ученика к работе на уроке. На первых уроках формирования знаний и выработки умений и навыков большинство упражнений носит обучающий характер, они проводятся под руководством учителя. Однако степень вмешательства учителя в практическую деятельность учащихся будет определяться индивидуальными способностями ученика при усвоении знаний.

Тренировочные самостоятельные работы в основном состоят из однотипных заданий, содержащих существенные признаки и свойства данного определения, правила. Такая работа позволяет выработать основные умения и навыки, тем самым создать базу для дальнейшего изучения материала. При выполнении тренировочных самостоятельных работ необходима помощь учителя.

Как правило, однообразие любой работы снижает интерес учеников к ней. Но в курсе математики часто встречаются темы, изучение которых требует решения большого количества однотипных задач, без чего невозможно выработать устойчивые знания и умения. Задания, предлагаемые для самостоятельной работы, должны вызывать интерес учащихся. Он может быть достигнут необычностью содержания заданий. Удержать внимание учащихся помогают задания с занимательным сюжетом.

    Сущность самостоятельной работы студентов (СРС)

    Основные направления организации самостоятельной работы

    Факторы успешного функционирования самостоятельной работы студентов

    Активизация СРС

Самостоятельная работа студентов (СРС) наряду с аудиторной представляет одну из форм учебного процесса и является существенной его частью. Для ее успешного выполнения необходимы планирование и контроль со стороны преподавателей, а также планирование объема самостоятельной работы в учебных планах специальностей профилирующими кафедрами, учебной частью, методическими службами учебного заведения.

Самостоятельная работа - это планируемая работа студентов, выполняемая по заданию н при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.

СРС предназначена не только для овладения каждой дисциплиной, но и для формирования навыков самостоятельной работы вообще, в учебной, научной, профессиональной деятельности, способности принимать на себя ответственность, самостоятельно решить проблему, находить конструктивные решения, выход из кризисной ситуации и т.д. Значимость СРС выходит далеко за рамки отдельного предмета, в связи с чем выпускающие кафедры должны разрабатывать стратегию формирования системы умений и навыков самостоятельной работы. При этом следует исходить из уровня самостоятельности абитуриентов и требований к уровню самостоятельности выпускников с тем, чтобы за период обучения искомый уровень был достигнут.

Согласно новой образовательной парадигме независимо от специализации и характера работы любой начинающий специалист должен обладать фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности своего профиля, опытом творческой и исследовательской деятельности по решению новых проблем, опытом социально-оценочной деятельности. Две последние составляющие образования формируются именно в процессе самостоятельной работы студентов. Кроме того, задачей кафедр является разработка дифференцированных критериев самостоятельности в зависимости от специальности и вида деятельности (исследователь, проектировщик, конструктор, технолог, ремонтник, менеджер и т.д.).

Высшая школа отличается от средней специализацией, но главным образом методикой учебной работы и степенью самостоятельности обучаемых. Преподаватель лишь организует познавательную деятельность студентов. Студент сам осуществляет познание. Самостоятельная работа завершает задачи всех видов учебной работы. Никакие знания, не подкрепленные самостоятельной деятельностью, не могут стать подлинным достоянием человека. Кроме того, самостоятельная работа имеет воспитательное значение: она формирует самостоятельность не только как совокупность умений и навыков, но и как черту характера, играющую существенную роль в структуре личности современного специалиста высшей квалификации. Поэтому в каждом вузе, на каждом курсе тщательно отбирается материал для самостоятельной работы студентов под руководством преподавателей. Ее формы разнообразны - это различные типы домашних заданий. В вузах составляются графики самостоятельной работы на семестр с приложением семестровых учебных планов и учебных программ. Графики стимулируют, организуют, заставляют рационально использовать время. Работа должна систематически контролироваться преподавателями. Основой самостоятельной работы служит научно-теоретический курс, комплекс полученных студентами знаний. При распределении заданий студенты получают инструкции по их выполнению, методические указания, пособия, список необходимой литературы.

В вузе существуют различные виды индивидуальной самостоятельной работы - подготовка к лекциям, семинарам, лабораторным работам, зачетам, экзаменам, выполнение рефератов, заданий, курсовых работ и проектов, а на заключительном этапе - выполнение дипломного проекта. Самостоятельная работа более эффективна, если она парная или в ней участвуют 3 человека. Групповая работа усиливает фактор мотивации и взаимной интеллектуальной активности, повышает эффективность познавательной деятельности студентов благодаря взаимному контролю.

Участие партнера существенно перестраивает психологию студента. В случае индивидуальной подготовки студент субъективно оценивает свою деятельность как полноценную и завершенную, но такая оценка может быть ошибочной. При групповой индивидуальной работе происходит групповая самопроверка с последующей коррекцией преподавателя. Это второе звено самостоятельной учебной деятельности обеспечивает эффективность работы в целом. При достаточно высоком уровне самостоятельной работы студент сам может выполнить индивидуальную часть работы и демонстрировать ее партнеру-сокурснику.

Соотношение времени, отводимого на аудиторную и самостоятельную работу, во всем мире составляет 1:3,5. Такое соотношение основьшается на огромном дидактическом потенциале этого вида учебной деятельности студентов. Самостоятельная работа способствует:

Углублению и расширению знаний;

Формированию интереса к познавательной деятельности;

Овладению приемами процесса познания;

Развитию познавательных способностей.

Именно поэтому она становится главным резервом повышения эффективности подготовки специалистов.

Основные направления организации самостоятельной работы

Рассмотрим ведущие педагогические аспекты и основные направления организации самостоятельной работы. Сложившиеся образовательные формы учебной деятельности студентов в вузе - лекции, практические, лабораторные занятия, семинары - обусловливают формы самостоятельной работы и виды домашних заданий. Система контроля также закладывает основы для ее ориентации.

На лекции преподаватель рекомендует студентам литературу и разъясняет методы работы с учебником и первоисточниками. В этом плане особые возможности представляют вводные и установочные лекции, на которых раскрывается проблематика темы, логика овладения ею, дается характеристика списка литературы, выделяются разделы для самостоятельной проработки.

Семинарские и проектные задания должны быть рассчитаны на совершенствование умений поиска оптимальных вариантов ответов, расчетов, решений.

Самостоятельная работа выполняется с использованием опорных дидактических материалов, призванных корректировать работу студентов и совершенствовать ее качество.

Коллективами кафедр разрабатываются:

1. Система заданий для самостоятельной работы.

2. Темы рефератов и докладов.

3. Инструкции и методические указания к выполнению лабораторных работ, тренировочных упражнений, домашних заданий и т.д.

4. Темы курсовых работ, курсовых и дипломных проектов.

5. Списки обязательной и дополнительной литературы.

Самостоятельная работа носит деятельностный характер и поэтому в ее структуре можно выделить компоненты, характерные для деятельности как таковой: мотивационные звенья, постановка конкретной задачи, выбор способов выполнения, исполнительское звено, контроль. В связи с этим можно выделить условия, обеспечивающие успешное выполнение самостоятельной работы:

1. Мотивированность учебного задания (для чего, чему способствует).

2. Четкая постановка познавательных задач.

3. Алгоритм, метод выполнения работы, знание студентом способов ее выполнения.

4. Четкое определение преподавателем форм отчетности, объема работы, сроков ее представления.

5. Определение видов консультационной помощи (консультации - установочные, тематические, проблемные).

6. Критерии оценки, отчетности и т.д.

7. Виды и формы контроля (практикум, контрольные работы, тесты, семинар и т.д.).

Самостоятельная работа включает воспроизводящие и творческие процессы в деятельности студента. В зависимости от этого различают три уровня самостоятельной деятельности студентов:

1. Репродуктивный (тренировочный) уровень.

2. Реконструктивный уровень.

3. Творческий, поисковый.

1. Тренировочные самостоятельные работы выполняются по образцу: решение задач, заполнение таблиц, схем и т.д. Познавательная деятельность студента проявляется в узнавании, осмыслении, запоминании. Цель такого рода работ - закрепление знаний, формирование умений, навыков.

2. Реконструктивные самостоятельные работы.

В ходе таких работ происходит перестройка решений, составление плана, тезисов, аннотирование. На этом уровне могут выполняться рефераты.

3. Творческая самостоятельная работа требует анализа проблемной ситуации, получения новой информации. Студент должен самостоятельно произвести выбор средств и методов решения (учебно-исследовательские задания, курсовые и дипломные проекты).

Факторы успешного функционирования самостоятельной работы студентов

Для организации и успешного функционирования самостоятельной работы студентов необходимы:

1. Комплексный подход к организации СРС по всем формам аудиторной работы.

2. Сочетание всех уровней (типов) СРС.

3. Обеспечение контроля за качеством выполнения (требования, консультации).

4. Формы контроля.

Для этого преподаватели должны познакомить студентов с основными положениями квалификационной характеристики выпускников и объяснить им, каким образом весь учебный процесс и каждая отдельная дисциплина способствуют выработке профессиональных и личностных качеств специалиста, входящих в эту характеристику. Поскольку самостоятельная работа - важнейшая форма учебного процесса, следует акцентировать внимание студентов на ее непосредственном влиянии на формирование таких параметров квалификационной характеристики, как мобильность, умение прогнозировать ситуацию и активно влиять на нее, самостоятельность оценок и т.д., с тем, чтобы студенты видели положительные результаты своего труда и чтобы переживаемый ими успех в обучении способствовал трансформации опосредованного интереса в интерес непосредственный. Формированию такой мотивации способствует искренняя заинтересованность преподавателей в успехе студентов (студенты это очень хорошо чувствуют). Первостепенное значение имеет и сознательность в обучении. Нельзя преподавать, не обращая внимания на то, понимают ли студенты материал или нет. Если исходный уровень студентов ниже ожидавшегося, необходимы корректировка программы и заданий на СРС в том числе. Итак, преподаватель должен знать начальный уровень знаний и умений студентов и познакомить их с целями обучения, средствами их достижения и средствами контроля. Сознательность выполнения СРС обеспечивают следующие характеристики:

Методологическая осмысленность материала, отбираемого для самостоятельной работы;

Сложность знаний, соответствующая "зоне ближайшего развития" (по Л. С. Выготскому) студентов, т.е. посильность выполнения;

Последовательность подачи материала с учетом логики предмета и психологии усвоения;

Дозировка материала для самостоятельной работы, соответствующая учебным возможностям студентов;

Деятельностная ориентация самостоятельной работы. Ориентируясь на четыре компонента содержания образования - знания, умение решать традиционные задачи, опыт творческой деятельности, опыт эмоционально-оценочной деятельности, - целесообразно для каждой дисциплины произвести очень тщательный отбор фундаментального ядра знаний и специальных задач для практических занятий, выделить в этом материале круг проблем и заданий для самостоятельной работы.

Например, в техническом вузе следует помнить о том, что будущий инженер должен обладать способностью конструировать новые машины и механизмы, создавать новые технологии, уметь плодотворно взаимодействовать с людьми других профессий, связанных с ним единым производством. Кроме того, уровень эффективности его труда зависит от уровня общей культуры. Чем он выше, тем шире его кругозор и способность к ассоциативному мышлению, тем реальней возможность четко формулировать и решать проблему. Высокий уровень культуры определяет запас знаний, которые сегодня не нужны, но завтра могут понадобиться специалисту в его профессиональной деятельности.

При разработке заданий для самостоятельной работы преподаватели должны руководствоваться требованием профилирования своей дисциплины в соответствии с инженерной специальностью. Подход инженера всегда феноменологичен, т.е. он руководствуется элементарно-системной концепцией. Для него важны система и ее элементы, связи между ними. Инженерный труд основан на синтезе знаний, включая экологию, экономику, эргономику и т.д. Инженерное исследование и проектирование трансформируют идеи в мысленные модели, а затем в расчетные схемы. Главным для инженера являются не углубленные знания, а порождение нового на основе знания. Ведь само слово "ingenieur" в буквальном переводе с французского означает "изобретатель".

Все эти принципы следует закладывать в разработку заданий для самостоятельной работы студентов. Профилирование заданий, таким образом, предусматривает в равной мере их прикладной характер, связанный со спецификой будущей профессии, и методологические особенности, связанные с формированием "инженерного мышления".

Все вышеизложенное позволяет сформулировать ряд четких требований к профессиональной ориентации дисциплины в вузе:

Отбор и подача материала должны обеспечивать достижение целей, изложенных в квалификационной характеристике, и понимание прикладного значения данной дисциплины для своей профессии;

Материал заданий должен быть методолorичен, осознаваем и служить средством выработки обобщенных умений;

В теоретической части любой дисциплины должно быть выделено фундаментальное ядро знаний; выявление и демонстрация множественных связей между "ядрами" помогут создать в сознании студентов научную картину мира и современную методологию познания;

При составлении задач и заданий следует формулировать их содержание в контексте специальности, а также учить студентов формированию мысленной модели объекта и обоснованию выбора расчетной схемы.

Говоря об индивидуализации обучения, а следовательно, разработке индивидуальных заданий для СРС, нужно исходить из разнообразия интеллектуальных качеств людей. Есть "тугодумы", люди с "быстрым мозгом", "генераторы идей" и люди, великолепно доводящие эти идеи до конца. Одни предпочитают индивидуальную работу, другие - коллективную. Очевидно, что разные характеры, дополняя друг друга, гармонизируют общество. При выполнении СРС нужно также помогать студентам преодолевать или купировать недостатки характера. Следующие рекомендации помогут преподавателям найти индивидуальный подход к студентам с различными характерологическими данными:

Аудиторные занятия следует проводить так, чтобы обеспечить безусловное выполнение некоторого минимума самостоятельной работы всеми студентами и предусмотреть усложненные задания для учащихся,

подготовленных лучше;

Необходим регулярный контроль (машинный и безмашинный) успешности выполнения СРС и индивидуальные консультации преподавателя. Здесь принципиальное значение имеет личное педагогическое общение преподавателя со студентом;

Для успешности СРС необходимы четкие методические указания по ее выполнению. В начале семестра преподаватель на первом же занятии должен ознакомить студентов с целями, средствами, трудоемкостью, сроками выполнения, формами контроля и самоконтроля СРС. Графики самостоятельной работы необходимы на младших курсах, на старших - студентов нужно приучить к планированию собственной работы;

Пакет домашних заданий к практическим занятиям по любой дисциплине должен содержать: все типы задач, методами решения которых студенты должны овладеть для успешного прохождения контроля; перечень понятий, фактов, законов и методов, знание которых необходимо для овладения планируемыми умениями, с указанием того, что нужно знать наизусть;

Пакет заданий целесообразно выдавать в начале семестра, оговаривая предельные сроки сдачи;

При изучении любой дисциплины желательно проводить "входной контроль", лучше всего используя АОС. Такой контроль поможет выявить и устранить пробелы в знаниях;

Задания для СРС могут содержать две части - обязательную и факультативную, рассчитанную на более продвинутых по данной дисциплине студентов, выполнение которой учитывается при итоговом контроле;

На практических занятиях легко выявить студентов, успешно и быстро справляющихся с заданиями. Им можно давать усложненные индивидуальные задания, предложить участие в НИРС и консультирование более слабых студентов, проводя с "консультантами" дополнительные занятия.

Активизация СРС

В педагогической литературе описаны и практически применяются разнообразные приемы активизации СРС. Вот наиболее действенные из них.

1. Обучение студентов методам самостоятельной работы: временные ориентиры выполнения СРС для выработки навыков планирования бюджета времени; сообщение рефлексивных знаний, необходимых для самоанализа и самооценки.

2. Убедительная демонстрация необходимости овладения предлагаемым учебным материалом для предстоящей учебной и профессиональной деятельности во вводных лекциях, методических указаниях и учебных пособиях.

3. Проблемное изложение материала, воспроизводящее типичные способы реальных рассуждений, используемых в науке и технике.

4. Применение операционных формулировок законов и определений с целью установления однозначной связи теории с практикой.

5. Применение методов активного обучения (анализ конкретных ситуаций, дискуссии, групповая и парная работа, коллективное обсуждение трудных вопросов, деловые игры).

6. Разработка и ознакомление студентов со структурно-логической схемой дисциплины и ее элементов; применение видеоряда.

7. Выдача студентам младших курсов методических указаний, содержащих подробный алгоритм, постепенно уменьшая разъяснительную часть от курса к курсу с целью приучить студентов к большей самостоятельности.

8. Разработка комплексных учебных пособий для самостоятельной работы, сочетающих теоретический материал, методические указания и задачи для решения.

9. Разработка учебных пособий междисциплинарного характера.

10. Индивидуализация домашних заданий и лабораторных работ, а при групповой работе - четкое ее распределение между членами группы.

11. Внесение затруднений в типовые задачи, выдача задач с избыточными данными.

12. Контрольные вопросы лекционному потоку после каждой лекции.

13. Чтение студентами фрагмента лекции (15-20 мин) при предварительной подготовке его с помощью преподавателя.

14. Присвоение статуса "студентов-консультантов" наиболее продвинутым и способным студентам, оказывая им всяческую помощь.

15. Разработка и внедрение коллективных методов обучения, групповой, парной работы.

16. Использование АОС для самоконтроля студентов.

Пути дальнейшего совершенствования CPC

Выход на новое качество подготовки специалистов ведущие ученые-педагоги российских вузов видят в переориентации учебных планов на широкое использование самостоятельной работы, в том числе и на младших курсах. Заслуживают внимания такие конструктивные предложения, как:

Организация индивидуальных планов обучения с привлечением студентов к НИРС и по возможности к реальному проектированию по заказам предприятий;

Включение СРС в учебный план и расписание занятий с организацией индивидуальных консультаций на кафедрах;

Создание комплекса учебных и учебно-методических пособий для выполнения СРС;

Разработка системы интегрированных межкафедральных заданий;

Ориентация лекционных курсов на самостоятельную работу;

Коллегиальные отношения преподавателей и студентов;

Разработка заданий, предполагающих нестандартные решения;

Индивидуальные консультации преподавателя и перерасчет его учебной нагрузки с учетом СРС;

Проведение форм лекционных занятий типа лекции-беседы, лекции-дискуссии, где докладчиками и содокладчиками выступают сами студенты, а преподаватель выполняет роль ведущего. Такие занятия предполагают предварительную самостоятельную проработку каждой конкретной темы выступающими студентами по учебным пособиям, консультации с преподавателем и использование дополнительной литературы.

В целом же ориентация учебного процесса на самостоятельную работу и повышение ее эффективности предполагает:

Увеличение числа часов на СРС;

Организацию постоянных консультаций и консультационной службы, выдачу комплекта заданий на СРС сразу или поэтапно;

Создание учебно-методической и материально-технической базы в вузах (учебники, учебно-методические пособия, компьютерные классы), позволяющей самостоятельно освоить дисциплину;

Доступность лабораторий и мастерских (для самостоятельного выполнения лабораторного практикума);

Отмену большей части сложившихся форм практических и лабораторных занятий с целью высвобождения времени на самостоятельную работу и обслуживание консультационных пунктов.

МБОУ СОШ№71

Рожманова В.П.

Формирование у младших школьников навыков самостоятельной деятельности в личностно-развивающем обучении.

Формирование навыков самостоятельной деятельности учащихся - одна из актуальных задач современного образования, а привитие школьникам навыков самостоятельной работы над учебным материалом является одним из обязательных условий успешного обучения.

Современное общество нуждается в людях, способных к самостоятельным суждениям и оценкам, поступкам и действиям. Психологи считают, что потребность в самостоятельности присуща детям с раннего возраста. По их мнению, фраза «я сам» означает начало становления личности. Если вовремя развивать самостоятельность в ребенке, то это послужит залогом его успеха в творческом отношении к жизни. А делать это можно на уроках по обычным предметам.

Самостоятельность можно определить, как качественную сторону волевой, мыслительной и практической деятельности. Она не рождается сама по себе, она воспитывается и развивается. Особое место в этом процессе занимает начальная школа. Младший школьный возраст - особый период, в котором развиваются важнейшие качества личности.

Способность детей этого возраста к подражанию им, с одной стороны, усвоить пример, образец поведения, с другой - сдерживает их самостоятельность, сковывает ребенка. Нередко младший школьник хочет стать самостоятельным, но недостаточно развитая воля, импульсивность, склонность действовать под влиянием различных эмоций не позволяют выполнить задуманное и желаемое. Не меньше значение имеют индивидуальные особенности ребенка, которые, в свою очередь, активизируют или тормозят, затрудняют проявление его самостоятельности. Например, неуверенность в своих силах сдерживает самостоятельность, смелость, решительность помогают безбоязненно высказывать свое мнение, браться за новое дело.

Развитие самостоятельности учащихся начинаю уже с первых дней обучения в школе, поскольку именно в младшем школьном возрасте приходит становление таких качеств личности, как самостоятельность, ответственность к самоконтролю.

Самостоятельная деятельность формируется различными средствами, из которых наиболее распространенным является самостоятельная работа. Многие ученые, педагоги, психологи и методисты определяют самостоятельную работу как специфическое педагогическое средство организации и управления самостоятельной деятельностью учащихся.

Значение самостоятельной работы в учебном процессе трудно переоценить. Она способствует формированию самостоятельности как качества личности, реализации принципа индивидуального подхода, позволяет дифференцировать учебные задания и тем самым содействовать достижению действительно сознательного и прочного овладения знаниями.

Показатели качественного усвоения изучаемого материала - активная работа всех учеников класса; умение каждого учащегося выполнить задание под руководством учителя и обосновать свои действия; самостоятельно выполнить аналогичные задания. Последнее не означает отсутствие руководящей роли учителя. Скорее наоборот, при организации самостоятельной работы роль учителя повышается.

Можно сказать, что только в ходе самостоятельной работы учащие развивают те познавательные способности, приобретают и совершенствуют те умения и навыки, без которых невозможно овладение знаниями как в школе, так и в жизни вообще.

Структура самостоятельной работы.

Как показали исследования, самостоятельная работа имеет определенную структуру. Она включает три этапа:

    Подготовительный /ориентировочный/;

    исполнительный;

    проверочный.

    /п одготовительный / этап

Это знакомство с заданием, ориентировка в нем.

Ребенок, выслушав задание, рассматривает предмет или чертеж, читает или перечитывает условие задачи, содержание текста и т.д. В ходе этого он осуществляет анализ задания и связанный с ним синтез, то есть осмысливает его, выделяя, что дано в задании, что нужно узнать или сделать, какие потребуются для этого знания и действия, составляет план выполнения задания.

    /исполнительный/ этап

Заключается в том, что ученик, разобравшись в задании и составив план действий, выполняет и проверяет его.

    / проверочный/ этап

Заключается в том, что ученик, выполнив задание, сам, по собственной инициативе, проверяет работу и оценивает ее, то есть осуществляет самоконтроль и самооценку.

Таким образом, в структуру самостоятельной работы входят:

    анализ работы /задания/,

    поиск способов ее осуществления,

    планирование работы,

    выполнение,

    проверка и оценка сделанной работы.

Отдельные виды самостоятельной работы могут включать либо все, либо некоторые из этих элементов. Чем больше указанных выше элементов входит в самостоятельную работу учащихся, тем выше ее уровень, а значит, и уровень самостоятельности школьников.

Основные виды самостоятельной работы учащихся. Самостоятельные работы можно классифицировать по нескольким дидактическим признакам, характеризующим разные стороны одной и той же работы. Самостоятельные работы различаются:

    По дидактической цели они могут быть направлены:

    на актуализацию знаний учащихся;

    на изучение новых знаний;

    на закрепление, расширение и совершенствование усвоенных учебных действий;

    на проверку и контроль планируемых результатов.

    По характеру деятельности, которая требуется от учащихся в процессе выполнения работ:

    по заданному образцу/ письмо букв, цифр, склеивание коробочки и т.д.;

    по правилу или целой системе правил;

    по конструктивным особенностям / творческий подход/.

Самостоятельная работа, как работа по заданию, может успешно осуществляться только тогда, когда дети ясно осознают ее цель и у них есть стремление к достижению этой цели.

Целенаправленность делает самостоятельную работу сознательной, осмысленной, вызывает интерес к ней. Наличие уже сформированных учебных действий составляет ту техническую основу, те механизмы, при помощи которых ученики идут к достижению поставленной цели.

Учащимся доступно самостоятельная работа, направленная на изучение нового материала. При такой работе продумывается план (записывается на доске, карточках), разъясняется цель работы и пути её достижения. План делится на 2 раздела: что должен сделать ученик, чтобы получить новые знания; что надо знать (узнать) и уметь рассказать.

В такой работе все ее структурные элементы заданы учителем в готовом виде, поэтому уровень самостоятельности учеников здесь недостаточно высок.

К самостоятельной работе, требующей выполнения новой учебной задачи, учащихся необходимо готовить: учить самостоятельно читать задание в учебнике, на доске или карточке; разбираться в последовательности предстоящей работы; выполнять ее и делать нужный вывод. По мере того как ученики овладевают этими учебными действиями, им следует представлять больше самостоятельности в нахождении способов выполнения задания, планировании работы.

Для своевременного и успешного выполнения самостоятельной работы учащимся учитель должен знать специфику методов управления познавательной деятельностью учащихся, уметь своевременно и правильно сформировать и трансформировать цели, мотивы, ориентиры и ценностные установки на учебную деятельность.

Иначе говоря, организуя самостоятельную деятельность учащихся знать:

    когда целесообразно вводить самостоятельную работу при изучении любого учебного материала;

    какой конкретный тип самостоятельной работы из всех возможных следует выбрать и использовать на каждом этапе усвоения знаний?

Организация и проведение самостоятельной деятельности на уроках требует особого подхода, поэтому тщательно продумываю планы уроков, определяю содержание и место самостоятельной работы, формы и методы ее организации.

Только в этом случае самостоятельная деятельность учащихся будет осознанной очень важно предусмотреть трудности и возможные ошибки, которые могут возникнуть у детей в ходе её выполнения, продумать проведение контроля и оказание помощи учащимся.

Несоответствие объема работы выделяемому времени особенно организации самостоятельной работы на уроках математики - один из недостатков ее организации. При планировании объема самостоятельной работы необходимо учитывать темп работы учащихся. Чтобы сэкономить время на уроке и лучше организовать работу, В.К. Буряк предлагает учителю самому выполнить задание, и время, затраченное на выполнение одного задания, умножить на 3 - именно столько минут потребуется учащимся для выполнения задания. Завышение объема работы вызывает у школьника состояние тревожности, поспешность в действиях, неудовлетворенность качеством выполнения.

Говоря об уровне сложности самостоятельной работы, обратим внимание на то, что она не должна быть слишком простой, ниже уровня развития умственных способностей учащихся. Постепенное нарастание трудности самостоятельной работы совершается в основном по трем направлениям:

    путем увеличения объема заданий и длительности самостоятельной работы учащихся;

    путем усложнения содержания задания;

    путем изменения способов инструктирования и постепенного уменьшения объема помощи со стороны учителя.

Рассмотрим постепенное нарастание самостоятельности учащихся в выполнении самостоятельной работы по теме «Предложение».

    Составление предложений по опорным словам - самые легкие творческие работы.

    Работа над текстом, деформированным текстом. Наблюдая за речью младших школьников, мы видим, что многие из них затрудняются в выражении своих мыслей, не могут их логично развернуть, плохо строят связанное высказывание, так как не знают правил его построения; не знают, как сочетаются отдельные части высказывания, как связываются в тексте самостоятельные предложения. Поэтому необходимо проводить ряд упражнений, способствующих формированию умений создавать текст, использовать средство связи между предложениями, отличать текст от набора предложений на одну тему.

На первом уровне знакомства с понятием «текст» необходимо показать детям, что текст - тематическое единство, подвести к понятию «тема» и формировать умение определять тему высказывания в готовом тексте. Например, ученики получают задание списать с карточек текст, поставить точки в конце предложения и определить, на какую тему текст. В карточках для слабых учеников расставлены точки.

Звери готовятся к зиме. Белка сушит грибы. Ёжик строит жилье из сухих листьев.

Для закрепления материала можно предложить следующие виды работ:

Две широкие темы («Зимние каникулы», «Новый год»). Ученики самостоятельно запишут по две - три узкие темы к каждой из них;

    предложения, написанные на доске, нужно поменять местами, чтобы получился текст;

    списать текст, подчеркнуть слова, служащие для связи одного предложения с другими;

    составить и записать три предложения; доказать, почему для связи употребили те или иные слова.

Младшие школьники с удовольствием работают с дидактическим материалом «Разрозненный текст». Предложения записаны на отдельных карточках (можно написать текст на бумаге разного цвета). Молча передовая карточки, дети конструируют текст. Эта работа как сильным, так и слабым учащимся. Ошибки при проверке легко исправить до списывания текста путем перестановки карточек.

Самостоятельная работа по составлению связных текстов увлекает детей и вселяет в них уверенность в свои силы. Подводя итог по данной теме, необходимо, чтобы дети усвоили следующее:

      1. В тексте предложения связаны по смыслу;

        В тексте существует определенный порядок предложений, который нельзя нарушать;

        Каждое предложение в тексте по смыслу закончено и имеет свои границы.

Выделяю некоторые виды самостоятельных письменных упражнений, как средство выражения личности школьника.

Наибольшими возможностями для раскрытия школьником себя как личности в процессе образования является работа по развитию самостоятельной письменной речи. Это творческая работа, которая предполагает высокую степень активности школьников и их познавательную самостоятельность.

С этой целью организую самостоятельную работу, направленную на выполнение различных текстовых упражнений. Направляя деятельность учащихся, предлагаю исходный материал, на основе которого школьники создают творческую работу.

1. Создание двух текстов из одного псевдотекста по смыслу.

Птицы строят гнезда. Сделаны гнезда из корешков, мха травы.

Внутри они выстланы мягким пушком. Весной самка лягушки откладывает множество яиц. Их называют икрой. Каждая икринка превращается в головастика.

Учащиеся отмечают, что в записи соединены два текста: первый- о птицах, второй- о лягушках,- и формируют задание: «Определить границы двух текстов и их восстановить». Читая отрывки, учащиеся доказывают, что это разные тексты, так как у них разные темы, определяют, что у первого текста дано начало, у второго - начало или середина. Далее предлагаю распространить данные текста предложениями. Учащиеся творчески, самостоятельно решили учебную задачу, дополни тексты интересной, познавательного характера, информацией, употребили разные по эмоциональной окраске предложения (составлены тексты «Жизнь птиц», «Заботливые родители», «Как рождается лягушка»...)

    Создание текста учащимися по кругу (групповая работа)

У каждого ученика лист бумаги. Первое предложение «Осенний лес удивляет своей красотой» под диктовку записывает один ученик из группы, затем он передает лист с записанным предложением справа сидящему по кругу однокласснику, второй ученик пишет 1 -2 предложения за 2-3 минуты (время контролирует учитель). Далее второй ученик передаёт лист по кругу третьему ученику...

Работа продолжается до тех пор, пока лист не дойдет до первого ученика, и он напишет обобщающее предложение к тексту.

Вот какое получилось сочинение.

Осенний лес удивляет своей красотой. Лес, точно расписной терем.

Листья осин разрумянились, словно спелые яблоки. Золотой пчелкой вьётся березовый лист. Яркими кострами горят клены. Под желтым березовым листиком спрятался подберезовик. А ты видел это очарование?

    При изучении темы «Имя прилагательное» учащимся предложила такую самостоятельную работу «Составьте текст, в котором бы встретилась изученная часть речи».

    Создание текста - загадки по кругу при изучении нового словарного слова. Большое место в начальной школе занимают самостоятельные работы, направленные на формирование и развитие учебных действий в целом. Эта работа с учебником, текстом, иллюстрациями, картами.

В начальных классах широко применяется самостоятельная работа с дидактическим материалом, который очень разнообразен. Это набор карточек с рисунками, буквами, слогами, словами, текстом, цифрами, задачами; карточки по развитию речи, дифференциальные задания на карточках, перфокартах /словарь, определенные сложные темы/; разрезная азбука; счетный материал; средства наглядности (таблицы, образцы, раздаточный картинный материал).

Итак, рационально организованная самостоятельная деятельность младших школьников способствует освоению учебного материала и развитию познавательных способностей.

Используемая литература

    Буряк В.К. Самостоятельная работа учащихся. М., 1984

    Высотская Л.С. Мышление и речь. М., 1999

    Львов М.Р. и др. Методика преподавания русского языка в начальных класс. М., 2002