Ребенок плохо видит мелкое но зрение хорошее. У ребенка падает зрение что делать? Каким должно быть зрение и отклонения от нормы

Теоретически уже с шестимесячного возраста малышу могут понадобиться очки. Практически такие случаи встречаются редко, только при врожденной катаракте. У ребенка плохое зрение? Как узнать?

С рождения можно определить, будет ли ребенок носить очки. Это примерно пять процентов малышей. Остальные 95% рождаются с дальнозоркостью и понижение зрения им не грозит.

Основная часть заболевания глаз передается по наследству, врачи предупреждают мамочку об этом и следят за процессом беременности и не дают рожать самостоятельно, настаивают на кесаревом сечении. Но и в этом случае процент заболевших деток не велик.

Если офтальмолог на очередном приеме прописал малышу очки, не стоит переживать, что у ребенка плохое зрение, а тем более обсуждать это событие с сожалением при ребенке. Сейчас дети не кричат «очкарик», а если вы следуйте рекомендациям специалиста, зрение восстановится очень быстро.

Есть специализированные детские сады для ребят, с проблемами зрения. Все они носят очки, у кого-то из деток на очках одно стекло заклеено. В детских учреждениях ежедневно проводят процедуры и упражнения. Большинство из детей к школе уже восстанавливают зрение и ничем не отличаются от остальных.

Очки прописывают в том возрасте, когда ребенок уже понимает, что это не игрушка и видит их пользу сам, обычно в два – три года. Мама с папой не должны надевать очки в поддержку малыша. Он же видит сам, что не все люди ходят в очках постоянно.

Кто-то надевает очки для того, чтоб смотреть телевизор или вести машину, кто-то - читать книгу, а некоторым (у кого астигматизм) нужно очки носить, не снимая целый день. Близорукость врожденная не бывает, и до трех лет, если малыш не напрягает зрение у компьютера или телевизора, такого диагноза не поставят.

Дальнозоркость (когда ребенок видит предметы вдали лучше, чем вблизи), астигматизм и близорукость могут быть результатом инфекционного заболевания. А косоглазие может появиться после травмы головы при рождении, а чаще, после рождения. Помните примету детскую: если скосить глаза к носу и стукнуть по затылку, то останется косоглазие. Это не просто выдумки. Большинство таких диагнозов так и появляются. Бережно относитесь к деткам.

Очки обязательно нужно носить ребенку только при близорукости. При астигматизме и дальнозоркости – только когда они улучшают зрение, или когда дальнозоркость превышает возрастную норму. Плохое зрение у ребенка может быть временным явлением. Не следует сразу паниковать и выписывать лекарства для глаз или очки.

Важна психологическая обстановка в семье и в садике. Человек слепнет , когда не хочет видеть чего-то. Проанализируйте: что смотрит ребенок по телевизору, что видит во дворе, дома, в компьютере. Может старшие дети показывают что-то, не подходящее по возрасту. Не позволяйте ребенку ослепнуть до того возраста, когда он сам сможет отвечать за свою жизнь.

Подбирать очки с диоптриями нужно, учитывая все тонкости. Душки должны быть закругленными и хорошо держались на ушках. Не годятся облегченные линзы, чтоб не царапались стекла и не мешали обзору.

Ребенка сразу научите класть очки в футляр, не хватать пальчиками за стекла, не ронять на пол. Не разрешайте давать очки посмотреть другим деткам. Объясните, что это его индивидуальная вещь. Сами регулярно следите за чистотой очков, обрабатывайте дезинфицирующим раствором.

Время ношения очков – это лечение. Дальнозоркому ребенку давайте заниматься больше с мелкими игрушками, а близорукому поручайте работу с крупными предметами. Просите, чтоб малыш описал самые мелкие детали предложенной вещи.

Плохое зрение у ребенка? Не ленитесь! Помогите деткам! Если некогда самим, поручите старшим занятия, чтоб каждый день по двадцать минут глаза напрягались в том направлении, где им трудно или лень работать. Смотрите вдаль, угадывая цвет машины, или рассматривайте мелкие игрушки из «киндера». Очень быстро зрение придет в норму! Косоглазие проходит через три недели, а остальные проблемы через пару месяцев.

Профилактика. Лучшее , что вы можете сделать для вашего чада. Новорожденному нужна не маленькая комнатушка, а большая просторная светлая комната. В помещении, где много мебели малышу приходится изучать предметы только вокруг себя, без возможности отдыха глазам. Глаза отдыхают только тогда, когда смотрят вдаль. Гуляйте с малышом много, разглядывайте небо, деревья, дома, других детей. Пусть у вас режим, но по своим детям и внукам знаю, что вечерние и ночные прогулки не в коляске, а на руках очень нравится самому крошечному человечку. Одевайтесь по погоде, и идите в парк. В любое время года и суток (ночью вас может выгнать сам малыш своими капризами).

Кода идешь с крохой на руках и разговариваешь с ним, рассказываешь, какие большие деревья, обращаешь его внимание на падающий снег, показываешь горящие фонари и проезжающие машины, рассматриваешь вместе с ним луну или лужи, малыш успокаивается, любые капризы проходят и болезни. У ребенка и у вас. Оба дышите свежим воздухом и общаетесь! Что может быть лучше!

Входя в комнату в темное время суток, не торопитесь включать свет, используйте ночник. Вспышку при фотографировании не нужно использовать, на солнце смотреть не разрешайте: когда в коляске везете – следите за козырьком от солнца, даже если кроха спит. Словом: берегите как свою зеницу ока. И тогда плохое зрение, и очки не станут спутниками ваших детей.

Игорь Азнаурян

Врач-офтальмолог, доктор медицинских наук, главный врач сети детских глазных клиник «Ясный взор».

Проверьте, не допускаете ли вы этих ошибок.

Увлекаться ранним развитием

Мода на раннее развитие ребёнка часто губительна для его здоровья. Ни нервная, ни зрительная системы, которые формируются до 3–4 лет, не готовы к преждевременным чрезмерным нагрузкам. Таким образом, рано начатые с ребёнком занятия рисованием, чтением, правописанием могут привести к развитию заболеваний глаз.

Не устраивать перерывы при выполнении домашних заданий

«Не встанешь из-за стола, пока не сделаешь уроки!» - многим из нас так говорили родители в детстве. Мы закончили школу, выросли и теперь говорим то же своим детям. И вроде бы всё правильно: приучаем их к трудолюбию, дисциплине… а заодно портим их зрение.

Мало кто осознает, что близорукость развивается не в школе, а дома за выполнением . В школе через каждые 40 минут бывают перемены, а во время уроков взгляд переключается то на доску, то на тетрадь, то есть цилиарные мышцы фокусируют глаза на разном расстоянии.

Дома же ребёнок сидит за учебниками и час, и два, а если прерывается, то на смартфон. В итоге - однотипная продолжительная нагрузка вблизи. А если ещё ребёнок работает не за столом, а на кровати или на полу, то зрительная система напрягается ещё больше, ведь расстояние между глазом и предметом постоянно меняется.

Поэтому родителям важно следить, чтобы ребёнок во время выполнения домашних задний делал перерывы через каждый час. И лучше в эти перерывы отвлекать его от смартфона - например, попросите помочь помыть посуду или накрыть на стол, предложите поужинать вместе. Пусть его глаза отдыхают.

Считать, что приём у офтальмолога не обязателен, если с глазами «всё нормально»

Многим родителям свойственна гиперопека, и при малейшей жалобе они готовы затаскать ребёнка по врачам. Но на ухудшение зрения ребёнок обычно не жалуется. Ведь если зрение падает на одном глазу, а второй продолжает работать с прежней остротой, то ребёнок будет видеть как и прежде и не заметит изменений.

Тем более по внешним признакам не сделаешь выводы о таких заболеваниях, как астигматизм, амблиопия, анизометропия - это может увидеть только офтальмолог. Поэтому я настоятельно рекомендую проходить профилактические осмотры у офтальмолога ежегодно, даже если вам кажется, что всё нормально.

Для дошкольников свой режим посещения офтальмолога: 1 месяц, 3 месяца, 6 месяцев, 1 год, 2 года, 3 года. Если никаких отклонений не выявлено, то на следующий приём можно прийти в 6 лет.

Зачем так часто ходить к офтальмологу? Дело в том, что большинство глазных патологий передаются по наследству, даже близорукость. Например, по статистике, если у одного из родителей снижено зрение, то с вероятностью 50% оно будет снижено и у ребёнка. А если близоруки оба родителя, то есть вероятность 80%, что и у ребёнка разовьётся близорукость. Лучше быть настороже и вовремя её «поймать». Грамотный офтальмолог должен не только поставить диагноз «миопия», но и стабилизировать её, остановить ухудшение зрения.

Рассчитывать на БАДы и гимнастику для глаз

БАДы с черникой, таблетки с лютеином, морковка, очки в дырочку, гимнастика для глаз - всё это бесполезные средства, которые не оказывают никакого действия на зрительную систему.

Например, глазная патология ребёнку передалась по наследству. Так же, например, передаётся по наследству и . Но люди ведь не лечат диабет БАДами и гимнастикой. Так почему же глаза, наш основной орган восприятия мира, должен страдать от шарлатанских способов «лечения»?

Если ваш ребёнок столкнулся с близорукостью, то нужно точно понимать последовательность действий. Сначала вам вместе с врачом близорукость нужно остановить, потом постараться её скорректировать. Современная офтальмология может это сделать с помощью аппаратного, медикаментозного лечения и лазерной коррекции зрения.

Считать, что очки портят зрение

Родители склонны верить мифам, и нам на приёме очень часто приходится эти мифы развенчивать. Одно из таких заблуждений пришло ещё из советских времен: якобы очки наносят вред глазам, и если ты их один раз надел, то уже не снимешь. Глаза «обленятся», зрение продолжит падать, стёкла в очках будут становится всё толще - поэтому очки под запретом, даже если врач их прописал.

Однако в случае с детьми очки надевают не просто для того, чтобы лучше видеть. Это метод лечения, коррекции зрения. И важно понимать, что если вы наблюдаетесь у грамотного специалиста, то очки вам назначают временно. Как только удастся стабилизировать близорукость и избавиться от сопутствующих патологий, если они есть, тогда можно обсуждать варианты избавления от очков. Если близорукость остановилась и не растёт три года, то рекомендована лазерная коррекция зрения.

Заключение

Напоследок - признаки, по которым можно понять, что у ребёнка портится зрение.

  • Изменился в худшую признаку почерк - стал более крупным, «корявым».
  • Ребёнок наклоняется слишком низко к тетради.
  • При просмотре телевизора ребёнок не сидит на диване, а подходит близко к экрану, щурится.

Если родители возьмутся за работу над своими ошибками и откажутся от губительных стереотипов, то, возможно, очень скоро мы зафиксируем снижение эпидемии близорукости.

Во всем мире примерно 19 миллионов детей сталкиваются с подобными нарушениями развития, что позволяет говорить о проблемах с развитием зрения, как о патологии, имеющей глобальное распространение (данные приведены Всемирной организацией Здравоохранения). Почти у 65% малышей легко диагностировать патологию и скорректировать зрение еще до поступления в детский сад. К сожалению, существуют дети с очень тяжелыми нарушениями, слепоту которых вылечить не под силу даже высококлассным специалистам, их примерно 8% от всех клинических случаев. Невидящие и слабовидящие малыши очень ранимы и уязвимы, поэтому они требуют особого подхода в плане обучения и воспитания. Детей с полной и частичной слепотой необходимо отдавать в сад и школу компенсирующего типа, где с ними будут заниматься педагоги по специально разработанной программе.

Проблемы, связанные с нарушением развития зрения у ребенка, очень разнообразны. Помимо контактных трудностей, и при отсутствии работы родителей, педагогов и психологов с детьми, на фоне частичной потери зрения может развиться полная слепота. Избежать этого можно только при качественном и своевременном лечении.

В течение первых 5 лет у детей идет процесс развития органов зрения, то есть патологию можно устранить до того, как ребенок начнет посещать детский сад, что позволит исключить возможность развития комплексов неполноценности. До шестилетнего возраста у малыша может быть дальнозоркость, которая постепенно самостоятельно проходит. До подросткового возраста (14-16 лет), глазные яблоки продолжают свой рост. Этот период характеризуется повышенной опасностью развития патологий, что связано с уязвимостью глаз подростка при продолжительных учебных нагрузках.

Для того, чтобы избежать снижения остроты зрения у ребенка, важно обеспечить поступление в его организм достаточного количество некоторых витаминов и биологически-активных веществ. Специально разработанный для здоровья глаз БАД к пище - поликомпонентный продукт, в состав которого входят вещества, необходимые для нормального функционирования органов зрения у школьника с 7 лет: лютеин, зеаксантин, ликопин, экстракт ягод черники, таурин, витамины А, С, Е и цинк. Тщательно подобранное с учетом потребностей органов зрения сочетание биологически-активных компонентов защищает глаза ребенка, что особенно важно делать, начиная с 7 лет, когда начинаются первые серьёзные зрительные нагрузки в начальной школе. и снижает риск глазных заболеваний.

Виды нарушения зрения у детей

Наиболее встречаемые виды нарушения зрения у детей:

    близорукость (истинная и ложная формы патологии);

    дальнозоркость;

    косоглазие;

    астигматизм;

    амблиопия.

Причины их появления могут иметь приобретенную или врожденную природу.

Близорукость – заболевание может быть как врожденными, так и приобретенным. Механизм развития нарушения заключается в удлинении глазных яблок.Если близорукий ребенок ходит в детский сад, необходимо проверить, в каких условиях проходят занятия (помещение должно быть хорошо освещенным).

Ложная близорукость – патология характеризуется постоянным напряжением глазной мышцы, то есть ее расслабление не происходит в те моменты, когда глаза находятся в состоянии покоя. Дети с подобным нарушением плохо видят предметы, расположенные вдали от них. Сопутствующими симптомами являются головные боли в лобной зоне, быстрая утомляемость глаз. Ребенок, страдающий ложной близорукостью, должен сидеть за первыми партами. Необходимо и специальное лечение, иначе болезнь перейдет в истинную близорукость.

Дальнозоркость – патология, характеризующаяся нарушением анатомического строения глаз. Обнаружить нарушение можно по таким признакам: во время чтения ребенок отодвигает книгу далеко от себя. В процессе зрительной нагрузки появляется боль, глаза краснеют, развивается быстрая усталость.

Косоглазие – может передаваться на генетическом уровне, если в семье у кого-то из родных были подобные проблемы, но чаще всего говорит о наличии других заболеваний. При косоглазии происходит отклонение глазного яблока от центральной оси в левую или правую сторону, реже в вертикальном направлении.

Астигматизм – заболевание врожденного характера, обусловленное неправильной формой (кривизной) роговицы глаза. При таком нарушении ребенок трудно различает предметы, как находящиеся близко, так и вдали от него, присутствует быстрая утомляемость, глаза начинают болеть при чтении или нахождении за компьютером. Дети с подобным нарушением должны посещать сад компенсирующего типа.

Амблиопия, или «ленивый глаз» - особенностью этого заболевания является различие образов, полученных с правого и левого глаза, что не позволяет соединить все элементы воедино. Постепенно ребенок начинает видеть только одним глазом, а второй прекращает выполнять свои функции. Сопутствующими симптомами являются: головные боли, чувство дискомфорта в глазах, быстрая усталость. Исправление данной патологии следует начинать в раннем возрасте.

Дети с нарушением зрения, особенно младшего возраста, не могут объяснить взрослым, какой именно дискомфорт они чувствуют, поэтому родителям следует прислушиваться к любым жалобам ребенка и не пренебрегать профилактическими осмотрами у специалиста.

Основные причины снижения зрения у ребенка

Когда родители задаются вопросом, почему у ребенка падает зрение, искать ответ на него необходимо в первичных причинах. Они могут быть врожденные и приобретенные.

1. Врожденные причины:

    дисфункция обмена веществ в период вынашивания ребенка;

    генетическая предрасположенность;

    врожденные опухоли мозга доброкачественного характера.

2. Приобретенные причины:

    травмы (ушиб головой в раннем детском возрасте или травма, полученная при родах);

    кровоизлияние, как внутриглазное, так и внутричерепное;

    повышенное глазное давление;

    последствия перенесенного заболевания;

    преждевременные роды (может развиться так называемая ретинопатия недоношенных).

Даже учитывая всю сложность адаптации детей с нарушениями зрения, врачи рекомендуют посещать детский сад и школу; это поможет им в будущем, особенно в том случае, если снижение зрения невозможно устранить.

Дети с нарушением зрения: классификация

Уровень нарушения определяется степенью снижения остроты зрения. Она зависит от того, способен ли видеть глаз две ярких точки, находящихся на минимальном к нему расстоянии. В том случае, когда глаза детей способны различать буквы или знаки, расположенные на десятой строке офтальмологической таблицы (расстояние от ребенка до таблицы 5 метров), их зрение считается нормальным и соответствует значению 1,0. Отклонение вниз или вверх от 10 строки соответствует изменению остроты на значение 0,1.

Классификация детей с нарушением зрения предполагает разделение на несколько групп:

1. Слабовидящие дети – нарушение развития остроты зрения соответствует значениям 0,05-0,2. Но даже при значительном отклонении от нормы дети впитывают информацию посредством зрительных образов. Посещая детский сад и школу, ребенок в полном объеме может воспринимать учебный материал, в том числе нет ограничений к письму или чтению.

2. Слепые дети – диагностируется полная остановка развития зрения, образное восприятие информации отсутствует. Может присутствовать остаточное зрение, соответствующее значению 0,04 на самый видящий глаз с использованием средств коррекции зрения, иногда способность различать свет сохраняется. По назначению врача рекомендуется домашнее обучение или детский сад и школа компенсирующего типа.

3. Частично слепые дети – сохраняется возможность различать свет и формировать образы, степень развития остроты зрения соответствует значению 0,005-0,4

4. Полностью слепые дети (тотальная слепота) – зрительные образы отсутствуют. Детям не рекомендуется посещать сад, требуется индивидуальное обучение и воспитание.

Также классификация включает временное разделение проявления нарушений развития зрения:

1. Дети, слепые от рождения – имеют тотальную слепоту, которая была диагностирована сразу при рождении или наступила в течение первых трех лет жизни.

2. Дети, ослепшие постепенно – с рождения развитие функции зрения происходило, но в возрасте до 6 лет и после – остановилось.

Особенности детей с нарушением зрения

Дети с проблемами зрения очень зависимы от родителей в плане развития, а если они посещают сад или школьное учреждение, то в часы пребывания на обучении – от педагогов и воспитателей. Психология детей с различными отклонениями во многом отличается от состояния здорового ребенка. Особенности детей с нарушением зрения заметны с первых минут пребывания ребенка в кругу сверстников, не имеющих патологий зрения:

    плохая координация движений, особо заметная при подвижных играх в детском саду или на площадке. Отсутствие инициативы обусловлено неуверенностью в своих движениях;

    мимика, жесты и зрительный контакт с другими людьми сильно ограничены, в некоторых случаях отсутствуют полностью;

    в школьном и подростковом возрасте отличительной чертой детей с нарушением развития зрения является чрезмерное развитие функции речи; при этом период, когда ребенок посещает сад (примерно 3-6 летнего возраста), характеризуется задержкой развития речи;

Помимо этого, особенности детей с плохим зрением играют роль и в процессе медицинских обследований. Когда падает зрение, необходимо больше времени для сосредоточения, поэтому врачи на таких детей затрачивают почти в два раза больше времени. Прежде чем дать ответ на какой-либо вопрос, дети с нарушением зрения тщательно обдумывают каждое свое слово и движение, при этом они требуют постоянного одобрения и подтверждения правильности своих действий у взрослых: дома у родителей, а если ходит в сад, то у воспитателей.

В зависимости от того, каковы особенности снижения остроты зрения и какими причинами это вызвано, врач всегда подскажет правильные действия по отношению к ребенку, определит, нужно ли ему домашнее обучение и воспитание, или можно посещать детский сад и школу.

Особенности развития, обучения и воспитания детей с нарушением зрения

При незначительном снижении остроты зрения, которое легко поддаётся коррекции, если начать лечение до того, как ребенок пойдет в сад, то к моменту поступления в школу состояние полностью нормализуется.

Дети с патологиями зрения средней тяжести могут чувствовать себя неполноценными, поэтому очень важно, чтобы родитель вселил в него ту уверенность, которой недостает ребенку. Если он посещает обычный детский сад, то необходимо попросить помощи у воспитателей, которые также поддержат малыша в трудную минуту.

Обучение и воспитание детей с нарушением зрения отличается от обычных программ развития. Родители играют основополагающую роль в адаптации ребенка к различным ситуациям. Главными помощниками в познании мира детьми с плохим зрением являются слух и тактильный контакт. Ввиду этого необходимо обращать особое внимание на развитие речевой функции, родители должны много разговаривать с малышом. Читать ему книги, просить, чтобы он пересказывал, описывать ему каждое свое действие и все, что видит взрослый, ведь именно глазами взрослого ребенок с проблемами зрения познает мир.

Выбирать детский сад и школу необходимо очень тщательно. В специализированных учебных заведениях работают педагоги со специальным образованием, которые четко понимают, как необходимо выстраивать обучение и проводить физическое воспитание детей с нарушением зрения.

Низкое зрение у детей младшего возраста

Наиболее сложный период в жизни каждого ребенка, особенно тех, у которых плохое зрение – это возраст от 1 года и до 7 лет. В этот период происходит стремительное развитие и формирование главных жизненных функций человека. В этом возрасте физические нагрузки на ребенка усиливаются, что обусловлено поступлением в детский сад, посещением различных кружков и секций

Родителям необходимо контролировать состояние малыша, регулярно посещать плановые осмотры у офтальмолога (1 раз в 4 месяца). При этом, чем выше нагрузка на ребенка, тем чаще дети с патологией зрения должны посещать врача.

Начиная с возраста 3 лет, на осмотре специалисты тестируют детей с нарушением зрения разными методами, чаще всего используется таблица Орловой, в которой буквы заменены простыми картинками (звезды, елки, треугольники). При обнаружении нарушений рекомендуется специальная гимнастика, а если ребенок посещает сад компенсирующего типа, то все рекомендации от врача поступят в дошкольное учреждение.

Дошкольное учреждение для детей с нарушением зрения

Такие дети отличаются от сверстников, не имеющих проблем со здоровьем, и поэтому им следует посещать специализированный детский сад.

Важный момент для детей с плохим зрением, посещающих сад - максимально быстро адаптироваться. Для этого им показывают основные зоны детской группы, объясняют, для чего они созданы, и каковы правила поведения действуют в каждой зоне. Период адаптации, в то время когда малыш впервые посещает сад, проходит в форме игры, что позволяет ему быстрее освоиться.

На следующем этапе происходит знакомство с взрослыми, которые, в свою очередь, должны уметь заинтересовать и расположить к себе ребенка.

Незадолго до того, как ребенок будет посещать сад на постоянной основе, воспитатели предлагают посещение нескольких консультаций с ребенком, что позволяет снизить его страх перед незнакомым местом.

Возможно, родителям следует посетить несколько дошкольных учреждений и выбрать тот детский сад, в котором ребенок будет чувствовать себя более комфортно и процесс развития пойдет лучше.

По завершению адаптационного периода действия воспитателей будут направлены на то, что бы определить особенности личности и распознать психологические проблемы. На основании полученных сведений будет разработан индивидуальный план занятий с ребенком, посещающим специальный детский сад.

Особенности физического воспитания детей с патологией зрения

Дети с проблемами зрения медлительны, не скоординированы, плохо чувствуют равновесие, не так сильны и выносливы, как здоровые.

Благодаря специально разработанным программам развития у малышей происходит формирование уверенности в своих движениях. Чаще всего занятия представлены подвижными играми, с использованием различных предметов: мяча, кеглей, кубиков и т.п.

Нередко у малышей с патологиями зрения диагностируют проблемы осанки, искривление позвоночника, наличие асимметрии разных частей тела. Для каждого ребенка программа физического воспитания разрабатывается на основании индивидуальных нарушений и отклонений. Если выбран специализированный детский сад или школа, то зачастую офтальмологи передают назначения занятий непосредственно физическим воспитателям, которые по рекомендациям строят программу развития.


Когда родители узнают, что их ребенок стал хуже видеть, они часто вместо того, чтобы отправляться к врачу, начинают копаться в причинах. Кто-то винит наследственность, мол, тут ничего не поделаешь, кто-то ругает школу - много читать приходится, другие просто отнимают планшет и думают, что проблема решится сама собой. Поступая так, родители теряют драгоценное время, когда еще можно не только сохранить зрение, но и избавить ребенка от необходимости носить очки в будущем.

О том, каких ошибок нужно избегать и как сохранить зрение ребенку, «Летидору» рассказал доктор медицинских наук, академик АМТН РФ, детский офтальмолог, офтальмохирург, руководитель объединения детских глазных клиник «Ясный Взор» Игорь Эрикович Азнаурян.

Каким должно быть зрение и отклонения от нормы

Все дети рождаются дальнозоркими. Дальнозоркость при рождении составляет порядка +3,5–+3,0 диоптрии. По мере роста ребенка степень дальнозоркости уменьшается. И в 1 год ее значение должно составлять, как правило, + 1,25–+1,0 диоптрии, а в 3 года - +0,5–+0,25 диоптрии.

Серьезные отклонения от нормы говорят о предрасположенности к развитию той или иной глазной патологии.

Грамотный офтальмолог эти отклонения может точно определить у ребенка уже в 6-8 месяцев и сразу дать все необходимые рекомендации.

При серьезных нарушениях (дальнозоркости, астигматизме и близорукости высоких степеней , косоглазии) уже в этом возрасте можно назначить ребенку первые очки, которые позволят ему четко видеть лица родителей и свободно ориентироваться в пространстве.

Если же нарушение рефракции выявлено в более старшем возрасте - как правило, это происходит, когда ребенка отдают в детский сад, - то или родители пропускали профилактические осмотры у детского офтальмолога, или диагностика была проведена некачественно.

Что передается по наследству

Наследственность - одна из главных причин развития глазных заболеваний у детей.

Согласно статистике, близорукость наследуется в 80 % случаев, если близоруки оба родителя, и в 50 %, если один из них, астигматизм - в 66 % случаев, а дальнозоркость - в 50 %.

Если в семье есть родственники с глазной патологией, к визитам к детскому офтальмологу нужно подходить серьезно и не пропускать плановые осмотры.

На первом году жизни детский офтальмолог должен осмотреть ребенка в 3, 6 и 9–12 месяцев.

Если патологии не будет выявлено, показывайте ребенка доктору раз в год с обязательным проведением обследования на узкий и расширенный зрачок. В том случае, когда врач диагностирует проблему, он определит индивидуальный режим визитов и тактику наблюдения и лечения.

Если снижение зрения «поймать» вовремя и сразу принять меры, ребенка можно избавить от необходимости носить очки!

Такие технологии разработаны и успешно применяются.

Три причины, которые мешают сохранить детям зрение

1. Попустительство и полумеры

Даже зная о глазном заболевании, некоторые родители либо не делают ничего, либо ограничиваются полумерами - надели на ребенка очки, и все. А ведь практическая любая глазная патология сейчас успешно лечится! И многих неприятных моментов, связанных с осложнениями, при правильном и своевременном лечении можно избежать.

В чем опасность

Не вовремя начали лечить, не обратили внимания на несоответствие остроты зрения возрастной норме? Тогда будьте готовы к тому, что к врожденной близорукости, дальнозоркости и/или астигматизму может добавиться амблиопия, частичная атрофия зрительного нерва, нистагм и косоглазие. Эти заболевания, кроме серьезных нарушений зрительной системы и сложности ориентации в пространстве, создадут психологические проблемы и ограничения в выборе профессии в будущем. А приобретенная близорукость может привести к резкому падению зрения и серьезным осложнениям, вплоть до отслойки сетчатки.

2. Вера в мифы и следование предрассудкам

Это самая распространенная причина, которая мешает сохранить отличное зрение или восстановить его.

«Само пройдет, перерастет, лечите, когда подрастет». Такое заблуждение популярно, пожалуй, не только среди родителей, но и, как ни парадоксально, среди специалистов.

Что мы слышим чаще всего? Близорукость вылечить нельзя, значит, и лечить не нужно. В корне неверно! От имеющегося минуса действительно без лазерной коррекции не избавиться. Лечение же при близорукости проводят исключительно для того, чтобы не допустить увеличение этого минуса.

Самая коварная близорукость - та, которая развивается вследствие неконтролируемых зрительных нагрузок.

Такая близорукость очень быстро прогрессирует. Глазное яблоко растет, это чревато растяжениями и разрывами сетчатки - самыми распространенными осложнениями близорукости. А терапевтическое лечение позволяет нам успешно избежать всех этих неприятностей.

«Терапевтическое лечение неэффективно, пройдет само». При дальнозоркости и астигматизме благодаря правильной терапии врачи добиваются фантастических результатов, вплоть до избавления от очков.

А при таких сложных, считавшихся ранее неизлечимыми патологиях, как амблиопия, косоглазие или нистагм, с помощью терапии не только повышается острота зрения и включается в работу плохо видящий (ленивый) глаз, но и восстанавливается бинокулярное и стереоскопическое зрение - способность воспринимать ребенком 3D-формат, которая отсутствует у 90 % детей с этими патологиями.

Разве такие серьезные нарушения в работе зрительной системы могут пройти сами?

В чем опасность

Следование мифам - потеря времени. Если вы знакомы с глазной патологией не понаслышке, нужно отдавать отчет в том, что лечение потребует времени и усилий. Курсы лечения нужно проводить несколько раз в год, как правило, 3-4 раза. А в случае с близорукостью, возможно, и чаще.

Зрительная нагрузка современных детей так велика, что запаса аккомодации (фокусировка глаз - ред.), которого удается достичь, едва хватает на два месяца, и лечение приходится проводить чаще (еще несколько лет назад достаточно было лечения раз в 4-6 месяцев).

Но пугаться не нужно. Вопрос всегда решают индивидуально. Между курсами лечения врач может рекомендовать медикаментозные процедуры на дому для закрепления достигнутого результата.

Все эти усилия, и детей, и родителей, окупаются с лихвой, когда каждый день благодаря лечению виден результат.

Ждать начала лечения, когда ребенок достигнет определенного возраста (кстати, встречали разные цифры - 7, 10, 18 лет) или полового созревания, - верх легкомыслия.

Витамины, безусловно, полезны. Наступило лето, включите в рацион сезонные овощи и фрукты, больше времени проводите на свежем воздухе. Это полезно не только для глаз, но и для организма в целом. Но если глазная патология есть, лечить ее нужно у детского офтальмолога.

В мире более 300 миллионов слабовидящих и около 40 миллионов слепых людей. В Украине абсолютную слепоту диагностируют примерно у 40 тысяч человек. В стране проживает около 200 тысяч слабовидящих людей, поэтому проблема снижения зрения стоит очень остро. Каждый пятый ребенок имеет те или иные . Давайте разберемся, как заметить отклонения.

Глазки новорожденного

Развитие зрения начинается с внутриутробного периода и продолжается очень активно до 3-6 лет, после - менее интенсивно.

У многих родителей возникает вопрос: можно ли проверить зрение ребенку дома? Некоторые специалисты ответят, что проверка возможна только в кабинете врача и требует специального осмотра. Отчасти это так, но и в домашних условиях родители могут заподозрить наличие проблемы и вовремя обратиться к врачу за дополнительным обследованием.

Итак, начнем. Ребенок родился: на что же обратить внимание? Первое - это реакция на свет. Даже у новорожденного с первых часов есть реакция на свет. Младенец закрывает глаза, отворачивается от яркого света. Следующая реакция - сужение зрачков на свет. Для проверки необходимо в слабо освещенной комнате (малютка может лежать на пеленальном столике или быть на руках) включить источник света возле крохи, глядя на его зрачки. В то время, когда освещенность комнаты увеличится, зрачки ребенка сузятся. Это и есть .

К концу первого месяца важно обращать внимание, как карапуз следит за игрушкой. Показываем спокойному малышу яркую игрушку на расстоянии 40-50 см от глаз и медленно отводим ее в разные стороны, стараясь не издавать игрушкой громкие звуки. Кроха следит за нею глазками, поворачивает голову? Значит, все в порядке.

Что ты видишь?

Когда младенец подрастет, мы сравниваем свое зрение (если оно хорошее) с тем, что видит ребенок: мы видим самолет в небе, малыш тоже, рассматриваем цветы, букашек...

К двум годам зрение проверяем теми же способами, но только добавляем проверку каждым глазом по отдельности, по принципу игры в пиратов, ладошкой плотно прикрываем один глаз, а другим рассматриваем предметы.

К пяти-шести годам ребенок может различать цифры или знакомые буквы на расстоянии. К примеру, соревнуйтесь, кто первым рассмотрит номер маршрутки или троллейбуса.

Обязательный осмотр

Чтобы не доводить незначительные проблемы до стойкого снижения зрения, не стоит забывать о профилактических осмотрах у врача-офтальмолога. Впервые покажите ему малыша до трех месяцев, после, если не было патологии, ближе к году. Проверка остроты зрения по таблицам проводится впервые в 3 года, дальше обязательно к пяти годам. Школьникам проверяют зрение не реже раза в год. На осмотре доктор сможет не только выявить проблему, но и предложит варианты ее решения.

Если есть проблемы

Во время диагностики офтальмолог при необходимости пользуется кап-лями для расширения зрачков. Такую процедуру назначают малышам из группы повышенного риска - это дети с косоглазием, амблиопией, миопией. Кроме того, будьте готовы к осмотру с применением капель, если малыш повредил глаз. Использование капель помогает оценить строение глаза, что позволяет более точно составить план лечения.

После обследования, если это необходимо, врач порекомендует носить очки. Эта рекомендация оправдана при низком зрении, поскольку формирование зрительных функций у детей возможно лишь при хорошем восприятии. Правильно подобранные очки не причиняют никакого вреда ребенку, наоборот, помогают лучше видеть. Малыш перестает щуриться, пытаясь разглядеть предметы. Есть альтернатива очкам - мягкие контактные линзы (МКЛ), но об этом необходимо говорить в каждом конкретном случае, поскольку линзы подходят не всем.

Помогает ли аппаратное лечение?

Напоследок хочется дать несколько советов для сохранения зрения всех членов семьи: делайте перерывы в работе за компьютером, следите за осанкой, больше гуляйте на свежем воздухе, занимайтесь активными видами спорта, не игнорируйте профилактические осмотры.

Наш специалист:

Любовь Романовская ,

детский офтальмолог. Детская клиника «Добробут», Киев