Умеренное когнитивное расстройство. Симптомы нарушениий когнитивных функций

Что такое когнитивные нарушения

Когнитивные нарушения – это синдром, который характеризует расстройства высших нервных функций человека, к которым относятся: мышление, память, ориентация в пространстве и времени, умение выполнять сложные двигательные действия и манипуляции, речь, восприятие информации и другие. Функции, которые отличают человека в способностях от других млекопитающих.

Когнитивные функции – это тот самый мостик, который соединяет человека с реализацией в современном человеческом обществе. Начиная с выполнения сложных высокотехнологических операций, будь то управление инженером крупного автоматизированного производства, выполнение хирургом сложных оперативных вмешательств, и, заканчивая обычными навыками самообслуживания в быту- всё происходит с помощью высшей нервной деятельности головного мозга.

Выражается она в восприятии информации, её анализе, передаче и прочих действий, руководящих действиями человека в данный момент. Поэтому для полноценной жизнедеятельности нужно чтобы эти когнитивные функции выполнялись нашим мозгом на должном уровне.

За когнитивные функции отвечают клетки коры головного мозга, а масса этих клеток с возрастом уменьшается, поэтому когнитивные нарушения чаще всего бывают именно у пожилых людей.

Чем прогрессивнее нарушается насыщение нервных клеток кислородом и питательными веществами, тем быстрее нарушается их функции, являющиеся основой когнитивных нарушений. О когнитивных нарушениях и о том, что это такое написано выше, теперь мы подошли к следующему нашему разделу – какие же бывают когнитивные нарушения и как их определяют.

Когнитивные нарушения в клинической практике делят по степеням выраженности: легкие, средний и выраженные. Определить степень выраженности этих нарушений можно с помощью специальных тестов или шкал, которые используют врачи. Примером подобного тестирования является определение когнитивных нарушений по шкале MMSE.

Тестируемый отвечает на вопросы и выполняет определенные задания, каждое задание оценивается в баллах и по сумме баллов определяется тяжесть когнитивных нарушений. Существуют и другие тесты для этих целей, подобный тест один из нескольких.

Что такое деменция

Деменция- это выраженные когнитивные нарушения, которые еще называются слабоумием. О деменции и о том, что это такое вообще, часто можно слышать от родственников людей, больных деменцией, потому как сами они не относятся критически к изменениям своих способностей, а порой, и не способны оценить.

Люди в деменции совершают необдуманные мало связанные с общественными представлениями поступки. Вот пример: старческое слабоумие. Оставленные дома без присмотра других людей может легко забыть зажечь включенную газовую конфорку или забыть про заженную, чистить обувь зубной щеткой, вытирать пол занавеской и прочие чудачества.

Поэтому картину заболевания часто получается уточнить после беседы с родными и знакомыми пациента, которые с криком души рассказывают о том, как стал себя вести их близкий человек, “вырисовывая” во всех красках картину деменции. Конечно, для близких людей изменение родного человека это трагедия.

Деменция приводит к изменению личности, вплоть до далекого отстранения от привычной жизни и когда-то родных людей.

Лечение когнитивных нарушений, и, в частности- деменции, задача важная и одновременно сложная. Читайте об этом дальше в статье.

Симптомы

На этапе умеренных и выраженных когнитивных нарушений довольно трудно их корректировать и добиться существенных результатов, назначая соответствующее лечение. Живет себе пожилой человек со своими родственниками в квартире- то вещь какую-то не может найти, то забывает имена родных или знакомых, то дверцу холодильника не закрыл…-ситуация знакомая многим и вряд ли вызовет удивление у рядового человека. Однако, это уже является тревожным звонком.

Чаще всего нарушения когнитивных функций проявляются заметно и ярче когда они уже стали умеренными или выраженными, а то и являются проявлениями “махровой” деменции.

Конечно, такие особенности жизни людей, скажем, пожилого или старческого возраста в нашем обществе кажутся вполне себе обычным делом. Но скажу Вам, что далеко не у всех происходит вот так вот и в 70- и 80 и иногда в 90 лет.

Конечно, большую роль играет наследственность, к тому же одно дело- возрастные изменения и признаки старения, а другое- признаки серьезного заболевания, такого как болезнь Альцгеймера. Подробнее на особенностях и различиях в этих ситуациях останавливаться не будем, диагностика и установление диагноза- дело врачебное. Здесь же опишем признаки, которые могут быть при вышеописанных изменениях:

  • снижение памяти на текущие события
  • нарушение способности считать
  • неспособность назвать текущую дату, месяц и год или ошибочное указание
  • неспособность дать название простым окружающим предметам (например: ручка, книга, стул и проч.)
  • дезориентация в окружающей обстановке и времени
  • не узнавание близких и родных

Если эти симптомы повторяются у Ваших близких и родных с завидной регулярностью или были неоднократно- не тяните, здесь нужна консультация невролога, а иногда и может понадобиться помощь психиатра в назначении и коррекции лечения. Лечение когнитивных нарушений и деменции, в частности, заслуживает отдельной темы для разговора.

Пример диагноза, сопровождающегося когнитивными нарушениями: ХНМК (хроническая недостаточность мозгового кровообращения) 3 степени с выраженными когнитивными нарушениями

На теме лечения деменции мы ещё остановимся и обсудим подробнее в новых статьях-следите за обновлениями. Если у Вас возникли вопросы или есть комментарии к статье- оставляйте их ниже в соответствующей графе.

Опубликовано автором

Когнитивные расстройства – самый распространенный неврологический симптом, сигнализирующий о том, что нормальная работа головного мозга нарушена. Это напрямую влияет на способность рационального познания мира. Причинами такого состояния могут быть множество самых разных заболеваний. В чем же заключается эта патология?

Что такое когнитивные нарушения

Когнитивные функции организма представляют собой такую функцию нашей нервной системы, которая отвечает за понимание, познавание, изучение, осознание, восприятие и переработку информации из внешней среды. Без этой функции человек не в состоянии познавать окружающий его мир. Давайте рассмотрим подробнее, какие функции мозга пострадают в данной ситуации:
  • Внимание. Человек больше не может выделять важную информацию из общего потока, он не в состоянии сконцентрироваться.
  • Восприятие. Становится невозможным восприятие информации из внешней среды.
  • Память. Нарушается способность к сохранению и воспроизведению полученной информации.
  • Психомоторная функция. Теряется способность к выполнению каких-либо двигательных навыков (рисование, письмо, вождение автомобиля).
  • Интеллект. Нарушен анализ информации, способность делать умозаключения.
  • Речь.
Причины появления когнитивных нарушений можно условно поделить на две категории: функциональные и органические. Первые характеризуются тем, что отсутствует прямое поражение . К этому могут приводить переутомления, негативные эмоции, стрессовые состояния. Такой вид расстройств может встречаться у людей всех возрастов. Это не представляет опасности, обычно симптомы уходят сами по себе, после того, как причина их возникновения ликвидируется. Иногда бывает целесообразно применить легкую медикаментозную терапию.

Органические же нарушения всегда будут связаны с повреждением головного мозга. Такие состояния чаще наблюдаются у людей постарше. Но правильное лечение во многих случаях позволит добиться значительных улучшений.

Самые распространенные причины когнитивных расстройств:

  • Сосудистые заболевания головного мозга. Сюда можно отнести артериальную гипертензию, атеросклероз (приводящий к окклюзии магистральных сосудов), инсульты.
  • Травмы.
  • Алкоголизм.
  • Наркомания.
  • Печеночная недостаточность.
  • Почечная недостаточность.
  • Злоупотребление лекарственными средствами.
  • Болезнь Паркинсона.
  • Болезнь Альцгеймера.
  • Опухоли головного мозга.
  • Отравления (см. также – ).
  • Рассеянный склероз.


Симптомы

Симптоматика отличается своим разнообразием. Во многом она будет определяться тяжестью патологического процесса и локализацией нарушений в головном мозге. Зачастую страдает не одна функция, а несколько сразу.
  • Ухудшается память. Сначала забываются недавно произошедшие события, по мере прогрессирования больной забывает и то, что было уже давно. Подробнее об ухудшении памяти читайте тут: .
  • Снижение концентрации внимания. Человек испытывает затруднения в решении конкретных задач.
  • Нарушение ориентации в незнакомом месте.
  • Уменьшается активность мышления. Новая информация не воспринимается, сложно делать выводы.
  • Отсутствие критики к своему поведению.
В зависимости от выраженности нарушений можно выделить три вида:

Легкие нарушения . Симптомами в данном случае будут: снижении концентрации внимания, незначительное ухудшение памяти, повышенная утомляемость при различных видах интеллектуального труда. Человек может забывать имена знакомых, не в состоянии найти дорогу в незнакомом месте, ему трудно подбирать слова. Он может часто забывать, куда положил какую-то вещь.

Диагностика данных нарушений осуществляется с применением психологических и клинических обследований. При проведении нейропсихологического теста может быть выявлено нарушение серийного счета. Характерно отсутствие масштабных изменений в поведенческой и эмоциональной сфере, нет атрофии в головном мозге. Немного нарушена профессиональная и социальная активность.



Умеренное когнитивное расстройство . Оно вызвано ухудшением одного или нескольких когнитивных процессов. Нарушение инструментальной повседневной активности, может требоваться посторонняя помощь. Пациент плохо помнит некоторые события из жизни, не может находить дорогу.

Тяжелая форма – это . Такая форма характерна наличием серьезных проблем в социальной и профессиональной жизни, и даже в элементарном самообслуживании, постоянно нужна посторонняя помощь. Пациент дезориентирован во времени, не помнит большинство жизненных событий. Такая форма может осложняться возникновением тревожности, навязчивости, галлюцинациями и бредом. В самом тяжелом проявлении – отсутствие речи, полная утрата психомоторных навыков.

Рассмотрим когнитивные нарушения на примере инсульта.

  • Монофункциональные нарушения. Затронута какая-то одна когнитивная функция (восприятие, память, речь).
  • Умеренная степень нарушений. Наличие множественных когнитивных нарушений. Деменция в данном случае отсутствует.
  • Постинсультная деменция. Множественные когнитивные расстройства ведут к дезадаптации больного.

Признаки когнитивных расстройств (видео)


В этом видеоролике можно послушать о том, как часто встречаются когнитивные расстройства, кто им более подвержен, как вовремя выявить эту проблему и начать ее решать.

Когнитивные расстройства у детей, симптомы, лечение

Эта проблема достаточно часто встречается у детей и подростков. Причины могут быть в недостатке важных для организма витаминов и минералов, перенесенных заболеваниях, родовых травмах, внутриутробных инфекциях, гипоксии головного мозга.

Важно! Самая распространенная причина детских когнитивных расстройств – это гиповитаминоз. Ученые проводили ряд исследований, в ходе которых выявили четкую закономерность ухудшения когнитивных функций у детей по причине недостаточной обеспеченности их микронутриентами.


Характерные симптомы – это синдром гиперактивности с недостаточностью внимания, нарушенные поведенческие реакции, неустойчивая психика, трудности при овладении навыками письма и чтения.



Лечение детей должно быть комплексным, включающим медикаментозные и немедикаментозные способы терапии. Из лекарственных средств, как правило, используются ноотропные препараты. Они улучшают метаболизм и межнейронную передачу в центральную нервную систему, что положительно сказывается на умственной деятельности, внимании, памяти, речи и способности к обучению. К таким препаратам относятся «Пирацетам», «Инстенон», «Энцефабол».

Хороший эффект окажут занятия по психотерапии. Также необходимо тренировать память, например, заучиванием стихов и песен.

Диагностика

Для того чтобы выявить наличие и степень когнитивной дисфункции, нужно тщательно опросить пациента и его родственников. Следует учитывать наследственность, наличие травм в анамнезе, вредные привычки, психоэмоциональное состояние больного, употребление лекарств.

Неврологи осматривают больного на предмет обнаружения основного заболевания, которое может давать неврологическую симптоматику.

Психическое состояние помогает определить врач-психиатр, используя нейропсихологические тесты. Эти тесты являются специальными упражнениями на воспроизведение рисунков и слов, решение задач, выполнение каких-то двигательных программ и тому подобное.

Очень удобно использование шкалы MMSE – это перечень вопросов, которые помогут оценить, в каком состоянии находятся речь, память, восприятие, чтение, срисовывание, ориентировка во времени и так далее. Эта шкала также используется для оценки адекватности и результативности терапии.

У больных с когнитивным дефицитом приобретенного характера нужно проводить дополнительные лабораторные обследования. Для доктора важны будут данные клинического и биохимического анализа крови, липидограммы, уровня тиреотропных гормонов и некоторых других показателей.

Из аппаратных методик применяются: компьютерная и магнитно-резонансная томография, электроэнцефалография, допплерография магистральных сосудов.

Пациенту нужно исключить возможные соматические заболевания.

Если имеется подозрение на болезнь Альцгеймера, то нужна дифференциальная диагностика этого заболевания с сосудистой деменцией.

Если вы заметили у себя даже самые легкие симптомы когнитивных расстройств, можно начать принимать витаминно-минеральные комплексы, аминокислоту «Глицин». Конечно, самолечение опасно, поэтому прежде чем приступить к какой-либо терапии, сначала посоветуйтесь с врачом.

Терапия, конечно, во многом будет определяться причиной возникновения когнитивных расстройств. Но главная ее цель – коррекция патологических изменений, происходящих в головном мозге. Помимо лечения основного заболевания, врачи назначают препараты нейропротекторного свойства, чтобы улучшить когнитивные функции. К ним относятся: «Милдронат», «Кавинтон», «Пирацетам», «Ноотропил», «Цераксон», «Церебролизин». Это отличная профилактика дальнейшего развития этой патологии.



Если пациент с выраженной деменцией, ему будут показаны препараты: «Донепезил», «Ривастигмин», «Мемантин», «Галантамин», «Ницерголин». Дозировка и длительность курса подбираются строго индивидуально.

Показаны также препараты, которые помогают бороться с гиперхолестеринемией («Торвакард», «Симвастатин», «Аторвастатин»). Кроме того, желательно придерживаться безхолестериновой диеты. Надо включить в рацион творог, нежирное молоко, овощи, фрукты и морепродукты. Очень важно избавиться от вредных привычек, если таковые имеются.

Полезна будет психотерапия.

Профилактика

Подавляющее число случаев когнитивных нарушений, если уже появились, будут склонны к прогрессированию. Поэтому цель профилактики – приостановление дальнейшего течения патологического процесса, уменьшение повреждающих воздействий на головной мозг. Для этого нужно соблюдать определенные правила:
  • Прием лекарственных препаратов, назначенных врачом.
  • Также нужно заниматься упражнениями для тренировки когнитивных функций (заучивание стихотворений, разгадывание кроссвордов, рисование и так далее).
  • Крайне важно сохранять стабильное психоэмоциональное состояние, избегать отрицательных эмоций и , насколько это представляется возможным.
  • Доказана связь когнитивных функций с физической активностью. Поэтому нужно обязательно заняться каким-либо спортом (ходьба, плавание, гимнастика, пилатес, йога).
  • Нельзя недооценивать важность социальной активности. У социально изолированных людей риски возникновения данных нарушений увеличиваются в несколько раз.
  • Нужно обратить пристальное внимание на питание. Оно должно быть рациональным. Очень хороший эффект будет, если придерживаться средиземноморской диеты. Можно использовать пищевые добавки и витамины: цинк, медь, витамин E, витамины группы B, гинкго билоба, омега-3 полиненасыщенные жирные кислоты.
Когнитивные нарушения, несомненно, являются очень значимой проблемой для здоровья человека. Поэтому крайне важно выявление данного синдрома на раннем этапе его возникновения. Это поможет принять адекватные меры для профилактики прогрессирования заболевания.

Следующая статья.

– незначительное снижение познавательных функций пациента по сравнению с более высоким преморбидным уровнем. Симптомы остаются объективно незаметными, но сами больные жалуются на забывчивость, трудности концентрации внимания, быструю утомляемость при умственной работе. Диагностика предполагает патопсихологическое и нейропсихологическое исследование интеллектуальной сферы, беседу с врачом-психиатром, осмотр невролога. Лечение направлено на устранение причины когнитивного расстройства, включает психокоррекционные занятия, медикаментозную терапию, соблюдение диеты и режима дня.

МКБ-10

F06.7

Общие сведения

Слово «когнитивный» в переводе с латинского означает «познавательный, ознакомительный». Таким образом, легкое когнитивное расстройство (ЛКР) – незначительное снижение умственных способностей: умения запоминать и воспроизводить информацию, концентрировать внимание, решать абстрактно-логические задачи. ЛКР не достигает уровня умственной отсталости, деменции или органического амнестического синдрома. Предшествует, сопровождает или наступает после инфекционного либо органического заболевания. Расстройству более подвержены пожилые люди, среди лиц старше 65 лет распространенность составляет 10%. Из этой группы у 10-15% в течение года разворачивается симптоматика болезни Альцгеймера. ЛКР чаще диагностируется у людей с низким уровнем образования.

Причины легкого когнитивного расстройства

Легкое расстройство познавательных процессов является не отдельной нозологической формой, а своеобразным состоянием, занимающим промежуточное положение между нормальным интеллектуальным развитием и деменцией. По происхождению оно гетерогенно (полиэтиологично), причинами развития могут стать разнообразные патологические процессы в центральной нервной системе:

  • Нейродегенеративные заболевания. Расстройство формируется при сенильной деменции альцгеймеровского типа, болезни Паркинсона , хорее Гентингтона , деменции с тельцами Леви , прогрессирующем надъядерном параличе. Когнитивное снижение предшествует появлению основных симптомов.
  • Сосудистые патологии головного мозга. ЛКР диагностируется у пациентов с инфарктом мозга , мультиинфарктным состоянием, хронической церебральной ишемией , геморрагическим и сочетанным сосудистым поражением мозга. Симптомы когнитивного нарушения обнаруживаются при болезни и в периоде последствий.
  • Дисметаболические энцефалопатии. Из-за нарушения метаболизма, недостаточности внутренних органов возникают расстройства в функционировании ЦНС. ЛКР определяется при гипоксической, печеночной, почечной, гипогликемической, дистиреоидной энцефалопатии , дефиците витаминов группы B и белков, отравлениях.
  • Демиелинизирующие болезни. Расстройство выявляется на ранней стадии прогрессивного паралича, рассеянного склероза , прогрессирующей мультифокальной лейкоэнцефалопатии . Нарастает в соответствии с динамикой основной болезни.
  • Нейроинфекции . Недостаточность когнитивной сферы определяется на начальных этапах ВИЧ-ассоциированной энцефалопатии, болезни Крейтцфельдта-Якоба . При острых и подострых менингоэнцефалитах ЛКР разворачивается как последствие инфекционного процесса.
  • Черепно-мозговые травмы . Легкое познавательное нарушение может быть временным или относительно стойким в отдаленном периоде травматического повреждения. Симптоматика определяется характером травмы (глубиной, диффузностью или локальностью поражения).
  • Опухоли мозга . Расстройство возникает в начале болезни. Клиническая картина определяется локализацией новообразования.

Патогенез

Патогенетические механизмы ЛКР разнообразны, зависят от ведущего этиологического фактора. В пожилом возрасте оказывают влияние процессы, связанные со старением: ослабление внимания, целенаправленности, памяти. Клинические и экспериментально-психологические исследования подтверждают, что возрастные ухудшения когнитивных функций развиваются самостоятельно, без сопутствующих психоневрологических заболеваний на фоне естественных процессов старения ЦНС (возрастная утрата нейронов, изменения нервных волокон белого вещества и синаптического аппарата).

В 68% случаев ЛКР возникает на базе цереброваскулярных нарушений, при которых снижение в познавательной сфере обусловлено патологическими изменениями церебральных сосудов, недостаточностью мозгового кровообращения. На втором месте по распространенности – дегенеративное поражение мозговых тканей (атрофия). Еще 13-15% пациентов пожилого и старческого возраста имеют расстройства тревожно-депрессивного характера и склонны преувеличивать выраженность нарушений памяти.

Симптомы легкого когнитивного расстройства

Клинические проявления соответствуют состоянию церебрастении: больные внешне сохранны, отсутствуют грубые нарушения критики и интеллекта, определяется легкое аттентивно-мнестическое снижение, быстрая утомляемость. Пациенты предъявляют жалобы на забывчивость, рассеянность, трудности при запоминании нового материала, необходимости сосредоточить внимание и удерживать его. При сосудистых легких когнитивных расстройствах в дебюте наблюдаются нарушения поведения и эмоций – повышенная тревожность, аффективная неустойчивость, суетливость и рассеянность, мнестические симптомы проявляются позже. У больных с дегенеративными патологиями ЦНС в первую очередь возникают проблемы с памятью.

Пациенты нередко испытывают головные боли, чувство тяжести в голове, общую слабость, сонливость, головокружения. Недомогания носят несистемный характер, на протяжении дня имеют разную интенсивность, у многих больных отмечаются утром и вечером. Возможна неустойчивость при ходьбе, тревожный и прерывистый сон, бессонница , отсутствие аппетита, тошнота. Состояние ухудшается после умственных и физических нагрузок. Течение ЛКР зависит от основного заболевания, бывает флюктуирующим (часто при цереброваскулярных сдвигах), прогредиентным, переходящим в деменцию (при атрофических процессах, опухолях, некоторых инфекциях) и регредиентным (после инсульта , ЧМТ, острых проходящих инфекций).

Осложнения

Легкое когнитивное расстройство с прогрессирующим течением при отсутствии лечения быстро приводит к развитию деменции. Пациенты утрачивают способность решать бытовые задачи, нуждаются в помощи при самообслуживании. Нарушается социализация – сужается круг общения, больные не могут выполнять профессиональные обязанности, посещать общественные мероприятия. При флюктуирующем течении расстройства пациенты испытывают трудности во время выполнения интенсивных умственных задач, но при правильной коррекции режима и снижении нагрузок сохраняют привычную жизнедеятельность.

Диагностика

Исследование ЛКР выполняется врачом-неврологом , психиатром , клиническим психологом . Для диагностики используются критерии, определенные с учетом акцента на снижении памяти, нормальном или пограничном общем состоянии познавательной сферы, отсутствии деменции, олигофрении и психоорганического синдрома . Дифференциация ЛКР и данных заболеваний основана на данных клинического и психодиагностического обследования. Применяются следующие методы:

  • Беседа. Психиатр и невролог опрашивают пациента, выясняя анамнез и имеющуюся симптоматику. Характерны жалобы на повышенную утомляемость, трудности запоминания и концентрации, общую растерянность. Больные, чья профессиональная деятельность связана с высокими интеллектуальными нагрузками, могут отмечать сложности при формулировке абстрактных идей, логических выводов.
  • Психологическое тестирование . В зависимости от данных анамнеза психолог проводит патопсихологическое либо нейропсихологическое обследование. Выявляется легкая степень снижения кратковременной памяти, колебания динамики психической деятельности, легкая неустойчивость внимания. Снижение абстрактно-логической функции возможно, но не обязательно. Результаты проб интерпретируются с учетом возраста, уровня образования и сферы профессиональной деятельности больного.
  • Неврологический осмотр. Обследование невролога назначается с целью дифференциальной диагностики и установления причин ЛКР. Нередко определяются легкие, но стойкие неврологические расстройства: анизорефлексия, дискоординаторные явления, глазодвигательная недостаточность, симптомы орального автоматизма. Отчетливых синдромов не обнаруживается.

Лечение легкого когнитивного расстройства

Терапия направлена на профилактику деменции, замедление темпов когнитивного снижения, устранение существующих мнестических нарушений. Основные лечебные мероприятия – этиотропные, патогенетические – нацелены на причину расстройства. Они могут включать коррекцию дисметаболических нарушений, сосудистых изменений, депрессии , применение антиоксидантов, вазоактивных, нейротрансмиттерных, противовирусных препаратов, химиотерапию, хирургическое удаление опухоли. Общими методами терапии являются:

  • Психокоррекция. Для улучшения памяти и внимания используются систематические упражнения: чтение и пересказ текстов, заучивание стихов, слов, рисунков. Занятия проводятся вместе с психологом и самостоятельно. На встречах со специалистом осваиваются новые приемы запоминания – образование смысловых и ситуационных связей, анализ ситуаций и объектов. Периодически производится контроль эффективности занятий, корректируется набор упражнений.
  • Медикаментозное лечение. Схема лекарственной терапии подбирается врачом индивидуально. Наиболее распространенными препаратами для лечения когнитивных расстройств являются ноотропы и метаболические средства.
  • Коррекция питания и режима дня. Пациентам среднего и пожилого возраста необходимо соблюдение рациона с пониженным содержанием жиров и соли, с достаточным поступлением антиоксидантов. Важны умеренные регулярные занятия спортом, полноценный сон, рациональное чередование физического и умственного напряжения. После завершения трудовой деятельности нужно сохранять социальную активность – посещать клубы по интересам, встречи с друзьями и т. д.

Прогноз и профилактика

При эффективном этиотропном лечении прогноз ЛКР у большинства пациентов благоприятный: процесс снижения познавательных способностей приостанавливается, возникшие нарушения редуцируются (при регредиентном течении основной патологии). Основная профилактика сводится к предупреждению сосудистых и атрофических процессов в головном мозге. Важно поддерживать физическую активность, отказаться от курения и употребления алкоголя, скорректировать питание, сократив поступление жирной, копченой и соленой пищи, ввести в рацион достаточное количество овощей, фруктов, круп, растительных масел.

К когнитивным функциям относятся: память, внимание, мышление, ориентация в месте, времени и собственной личности, речь, сообразительность, восприятие, способность к усвоению и сохранению двигательных навыков. В любом периоде жизни память и другие когнитивные функции могут нас подводить, и, в общем, не стоит придавать большого значения единичным случаям забывчивости. Однако, если забывчивость стала постоянным симптомом, если она обращает на себя внимание родных, близких, знакомых, и имеет тенденцию к нарастанию, то это уже более тревожный симптом, т.к. при отсутствии лечения когнитивные нарушения могут прогрессировать вплоть до степени деменции (слабоумия).

Снижение когнитивных функций возможно при нейродегенеративных заболеваниях, сосудистых заболеваниях, нейроинфекциях, тяжелых черепно - мозговых травмах. В механизме развития главную роль играют механизмы, разобщающие связи коры мозга с подкорковыми структурами.

Основным фактором риска считается артериальная гипертензия, которая запускает механизмы сосудистых трофических нарушений, атеросклероза. Эпизоды острого нарушения кровообращения (инсульты, транзиторные ишемические атаки, церебральные кризы) способствуют развитию когнитивных расстройств.

Происходит нарушение нейротрансмиттерных систем: дегенерация дофаминергических нейронов с уменьшением содержания дофамина и ее метаболитов, снижается активность норадренэргических нейронов, запускается процесс эксайтотоксичности, то есть гибели нейронов в результате нарушения нейромедиаторных взаимосвязей. Имеет значение величина повреждения и локализация патологического процесса.

При поражении левого полушария возможно развитие апраксии, афазии, аграфии (неумение писать), акалькулии (неумение считать), алексии (неумение читать), буквенная агнозия (не узнавание букв), нарушается логика и анализ, математические способности, угнетается произвольная психическая деятельность.

Поражение правого полушария проявляется визуально-пространственными нарушениями, невозможностью рассматривать ситуацию в целом, нарушается схема тела, ориентация в пространстве, эмоциональная окраска событий, способность фантазировать, мечтать, сочинять.

Лобные доли мозга играют важную роль почти во всех когнитивных процессах: память, внимание, воля, выразительность речи, абстрактное мышление, планирование.

Височные доли обеспечивают восприятие и обработку звуков, запахов, зрительных образов, интеграцию данных со всех сенсорных анализаторов, запоминание, опыт, эмоциональное восприятие мира.

Повреждение теменных долей мозга дает разнообразные варианты когнитивных нарушений - расстройство пространственной ориентации, алексию, апраксию (неспособность выполнять целенаправленные действия), аграфию, акалькулию, нарушение ориентации - лево - право.

Затылочные доли - это зрительный анализатор. Ее функции - поля зрения, цветоощущение и узнавание лиц, образов, цветов и взаимосвязь объектов с цветовой гаммой.

Поражение мозжечка вызывает мозжечковый когнитивный аффективный синдром с притуплением эмоциональной сферы, расторможенным неадекватным поведением, нарушениями речи - снижением беглости речи, появление грамматических ошибок.

Когнитивные нарушения (КН или КР - расстройства) могут быть органическими и функциональными.
Органические когнитивные нарушения возникают в результате повреждения вещества головного мозга каким либо заболеванием, чаще встречаются у пожилых людей и обычно носят более устойчивый характер. Основные патоморфологические изменения - это проявления нейродегенеративного процесса (атрофии) и недостаточности мозгового кровообращения. Эти патологические изменения тесно взаимосвязаны между собой на патогенетическом уровне. Хроническая ишемия мозга способствует более раннему началу и более быстрому прогрессированию нейродегенеративного процесса. С другой стороны, при наиболее распространённых нейродегенеративных заболеваниях (болезнь Альцгеймера и деменция с тельцами Леви) развитие хронической ишемии глубинных отделов белого вещества головного мозга является закономерным.

Причинами функциональных когнитивных нарушений могут быть переутомление, нервные стрессы и перегрузки, отрицательные эмоции. Функциональные когнитивные нарушения развиваются в любом возрасте. Они не опасны и всегда проходят или значительно уменьшаются после устранения причины нарушений. Однако в случаях функциональных нарушений, имеющих стойкий характер, может потребоваться медикаментозное лечение.

Среди всех классификаций для клиницистов наиболее значимой является градация степени когнитивных нарушений : легкая, средняя (или умеренная) и тяжёлая. Клинические проявления когнитивных нарушений разнообразны, но наиболее частыми, безусловно, являются прогрессирующие нарушения памяти. Мнестические расстройства могут сочетаться с изменениями в других когнитивных сферах или быть изолированными. На основании нейропсихологических профилей R. Peterson (2004 г.) описал четыре основных типа КР, которые могут быть предвестниками определённых нейродегенеративных заболеваний:
1 тип - амнестический (избирательное нарушение только памяти), часто прогрессирует в болезнь Альцгеймера;
2 тип - амнестический мультифункциональный (сочетание нарушений памяти с изменениями в других сферах) - предвестник сосудистой деменции, болезни диффузных телец Леви;
3 тип - мультифункциональный без нарушения памяти (фронто-темпоральная деменция);
4 тип - монофункциональный не амнестический (изменения только в одной сфере при сохранной памяти) - возникает очень редко, предвестник первичной прогрессирующей афазии.

Своевременная нейропсихологическая диагностика иногда может распознать нейродегенеративное заболевание на преддементных стадиях и ускорить проведение целенаправленного патогенетического лечения.

Обследование при нарушении когнитивных функций.
В каждом случае причину забывчивости устанавливает невролог в ходе всестороннего клинического и инструментального обследования. Для определения наличия когнитивной дисфункции учитывается исходный уровень. Опрашивается и пациент и родственники. Имеют значения случаи деменции в роду, травмы головы, употребление алкоголя, эпизоды депрессии, принимаемые лекарственные препараты.

Невролог при осмотре может обнаружить основное заболевание с соответствующей неврологической симптоматикой. Анализ психического состояния проводится по различным тестам ориентировочно неврологом и углубленно психиатром. Исследуются внимательность, воспроизведение, память, настроение, выполнение инструкций, образность мышления, письмо, счет, чтение.

Широко используется краткая шкала MMSE (Mini-mental State Examination) - 30 вопросов для ориентировочной оценки состояния когнитивных функций - ориентировки во времени, месте, восприятия, памяти, речи, выполнение трехэтапной задачи, чтения, срисовывания (следует учитывать исходный уровень образования). MMSE используют для оценки динамики когнитивных функций, адекватность и результативность терапии.

Батарея лобных тестов используется для скрининга деменций с преимущественным поражением лобных долей или подкорковых церебральных структур. Это более сложная методика и определяются нарушения мышления, анализа, обобщения, выбора, беглость речи, праксис, реакцию внимания.

Тест рисования часов - простой скрининговый тест, когда больного просят нарисовать часы - циферблат с цифрами и стрелками, указывающими определенное время может использоваться для дифференциальной диагностики деменции лобного типа и при поражении подкорковых структур от альцгеймеровской.

Одной из наиболее полных клинических шкал, весьма часто применяемой на практике, является Шкала Общего Ухудшения (Global Deterioration Rating).
2 и 3 позиции данной Шкалы соответствуют легкому когнитивному расстройству, а 4 - 7 - деменции (согласно МКБ-10).

  1. нет ни субъективных ни объективных симптомов нарушений памяти или других когнитивных функций.
  2. очень мягкие расстройства: жалобы на снижение памяти, чаще всего двух видов (а) - не помнит что куда положил; (б) забывает имена близких знакомых. В беседе с больным нарушения памяти не выявляются. Больной полностью справляется с работой и самостоятелен в быту. Адекватно встревожен имеющейся симптоматикой.
  3. мягкие расстройства: негрубая, но клинически очерченная симптоматика. Не менее одного из следующих: (а) невозможность найти дорогу при поездке в незнакомое место; (б) сослуживцы пациента знают о его когнитивных проблемах; (в) трудности поиска слова и забывчивость на имена очевидна для домашних; (г) пациент не запоминает то, что только что прочел; (д) не запоминает имена людей с которыми знакомится; (е) куда-то положил и не смог найти важный предмет; (ж) при нейропсихологическом тестировании может отмечаться нарушение серийного счета. Объективизировать когнитивные расстройства можно лишь с помощью тщательного исследования высших мозговых функций. Нарушения могут сказываться на работе и в быту. Больной начинает отрицать имеющиеся у него нарушения. Часто легкая или умеренная тревожность.
  4. умеренные нарушения: очевидная симптоматика. Основные проявления: (а) пациент недостаточно осведомлен о происходящих вокруг событиях; (б) нарушена память о некоторых событиях жизни; (в) нарушен серийный счет; (г) нарушена способность находить дорогу, осуществлять финансовые операции и.т.д. Обычно нет нарушений (а) ориентировки во времени и в собственной личности; (б) узнавания близких знакомых; (в) способности находить хорошо знакомую дорогу. Неспособность выполнения сложных заданий. Отрицание дефекта становится основным механизмом психологической защиты. Отмечается уплощение аффекта и избегание проблемных ситуаций.
  5. умеренно тяжелые нарушения: утрата независимости. Невозможность припомнить важные жизненные обстоятельства, например, домашний адрес или телефон, имена членов семьи (например, внуков), название учебного заведения, которое заканчивал. Обычно дезориентация во времени или в месте. Трудности серийного счета (от 40 по 4 или от 20 по 2). В то же время, основная информация о себе и окружающих сохранна. Пациенты никогда не забывают собственное имя, имя супруга и детей. Не требуется посторонней помощи при еде и естественных отправлениях, хотя могут быть трудности при одевании.
  6. тяжелые нарушения: не всегда возможно припоминание имени супруга или другого лица, от которого имеется полная зависимость в повседневной жизни. Амнезия на большинство событий жизни. Дезориентация во времени. Трудности счета от 10 до 1, иногда также от 1 до 10. Большую часть времени нуждается в посторонней помощи, хотя иногда сохраняется способность находить хорошо знакомую дорогу. Часто нарушается цикл "сон-бодрствование". Почти всегда сохранно припоминание собственного имени. Обычно сохранно узнавание знакомых людей. Изменяется личность и эмоциональное состояние. Могут быть: (а) бред и галлюцинации, например, идеи о том, что супруга подменили, разговор с воображаемыми лицами или с собственным отражением в зеркале; (б) навязчивости; (в) тревожность, психомоторное возбуждение, агрессия; (г) когнитивная абулия - отсутствие целенаправленной деятельности в результате утраты способности к ней.
  7. очень тяжелые нарушения: Обычно отсутствует речь. Недержание мочи, необходима помощь при приеме пищи. Утрачиваются основные психомоторные навыки, в том числе навык ходьбы. Мозг больше не способен руководить телом. Отмечаются неврологические симптомы декортикации.

Для больного с наличием приобретенного когнитивного дефицита необходимо проведение лабораторного обследования : анализ крови,липидограмма, определение тиреотропного гормона, витамина В 12, электролитов крови, печеночные пробы, креатинин, азот, мочевина, сахар крови.

Для нейровизуализации поражения головного мозга применяют компьютерную и магнитно-резонансную томографию, доплерографию магистральных сосудов, электроэнцефалографию.

Что необходимо для улучшения памяти (рекомендации для пациента).
Все рекомендации должны основываться на простом правиле, которое поддерживается передовыми неврологами и нейрохирургами мира: "use it or loose it". Если подробно, нейронная цепь существует для каждого конкретного навыка. Если навык не используется - нейроны его цепи получают меньше трофики и постепенно реорганизуются под выполнения других задач, или, что хуже - отмирают. Таким образом, любая сфера деятельности, любой когнитивный навык нуждается в тренинге. Для начальной коррекции необходимо:

1. нормализовать режим труда и отдыха,
2. заниматься тренировкой памяти и внимания.
3. оптимизировать питание
4. в случае необходимости - применять лекарственные средства.

Режим труда и отдыха.

Будучи очень ранимым, головной мозг реагирует практически на любые негативные изменения образа жизни. Даже если Вы просто недостаточно выспались или перенервничали, память уже будет работать немного хуже. Поэтому, если Вы недовольны своей памятью, подумайте, что Вы сами можете изменить в своей жизни.

Планируйте свою работу хотя бы на неделю вперед. Обязательно ведите ежедневник, в котором отмечайте все запланированные дела. Это поможет Вам разгрузить Вашу память. Вы достигнете больших успехов и сэкономите время.

Не следует перегружать себя в ущерб собственному здоровью, какие бы блага это не приносило, они того не стоят. Каждый день у Вас должно оставаться время для отдыха, чтобы восстановить силы и сделать Вашу жизнь более полной и интересной.

Доставляйте себе удовольствия. Посетите выставку, сходите в театр или кафе или куда-нибудь еще. Найдите то, что Вам действительно интересно и сделайте каждый день приятным себе.

Если у Вас есть хронические заболевания, тщательно соблюдайте все рекомендации Вашего лечащего врача. Особенно важно своевременно и правильно лечить гипертоническую болезнь, другие заболевания сердечно-сосудистой системы, сахарный диабет, заболевания щитовидной железы. Если Вы курите, откажитесь от этой пагубной привычки или хотя бы уменьшите число выкуриваемых сигарет. Очень вредно для памяти также злоупотребление алкоголем.
Методы тренировки памяти и внимания.

Очень часто повышенная забывчивость связана с невнимательностью. В этих случаях могут быть полезны некоторые так называемые мнемонические приёмы, позволяющие увеличить концентрацию внимания.

Актуальность . Внимание к проблеме «легкое когнитивное нарушение» (или ЛКН) обусловлено как практическими, так и теоретическими аспектами. Наличие легких когнитивных нарушений является фактором риска последующего возникновения деменции (теоретический и практический аспект данной проблемы в последнее десятилетие, к большому сожалению, все больше «смещается» на умеренное когнитивное расстройство [УКР], которое объединено общий английский термин « mild cognitive impairment», сокр. англ. MCI). Считается, что в основе легких когнитивных нарушений в большинстве случаев лежит болезнь Альцгеймера, основным проявлением которой и являются мнестические (имеющие отношение к функции памяти) расстройства.

Легкие когнитивные нарушения – это снижение когнитивных способностей по сравнению с более высоким преморбидным уровнем индивидуума, которое остается в пределах средне статистической возрастной нормы или незначительно отклоняется от нее. ЛКН обычно отражается в жалобах больного, но не обращает на себя внимания окружающих, не вызывают затруднений в повседневной жизни, даже в наиболее сложных ее формах (или - жалобы пациента на снижение памяти подтверждаются нейропсихологическими тестами [см. далее]; эти расстройства носят преимущественно нейродинамический характер и не выявляются обычными скрининговыми шкалами деменции и не вызывают на начальном этапе нарушений повседневной активности, в том числе наиболее сложных ее форм). Таким образом, под легкими или «мягкими» когнитивными нарушениями (или в современной интерпретации - УКР) принято понимать нарушения памяти и других высших мозговых функций, которые выходят за рамки возрастной нормы, но не приводят к социальной дезадаптации и не достигают характерного для деменции уровня. Следует заметить, что ЛКН представляют собой гетерогенное в этиологическом отношении состояние. (! ) Допускается возможность формирования ЛКН при «нормальном» старении , что, впрочем, требует дальнейших исследований. ЛКН являются не четко очерченной нозологической формой, а определенным состоянием, занимающим промежуточное положение между нормой и деменцией легкой степени выраженности, для которого предложены соответствующие диагностические критерии, модифицируемые время от времени. Представляя собой определенную степень когнитивного дефицита, в зависимости от нозологической природы заболеваний, при которых они развиваются, ЛКН выступают или изолированно или в ассоциации с другими психопатологическими нарушениями. Данные о нейроморфологических изменениях при легких когнитивных нарушениях весьма фрагментарны. Однако в настоящее время показано, что примерно у половины больных, имевших при жизни клиническую симптоматику, соответствующую легким когнитивным нарушениям, выявляются изменения, характерные для болезни Альцгеймера.

Эпидемиология легких когнитивных нарушений . Распространенность ЛКН достигает 10% среди лиц старше 65 лет, и у 10 - 15% из них в течение года возникает развернутая клиническая картина болезни Альцгеймера. Среди пациентов, обращающихся в Клинику памяти, больные с легкими когнитивными нарушениями составляют около 40% . По данным Hanninen T, Hallikainen M, Tuomainen S et al. (2002) ЛКН были выявлены у 5,3% лиц в возрасте 60 - 76 лет. Также авторы отмечают, что ЛКН чаще встречаются у лиц с низким уровнем образования и у более пожилых больных (каких-либо различий по полу отмечено не было).

Этиология и патогенез . В патогенезе лёгких когнитивных нарушений в пожилом возрасте, вероятно, немаловажную роль играют связанные со старением естественное ослабление внимания, кратковременной памяти, а также дизрегуляторные нарушения. Клинический опыт и данные проведенных экспериментально-психологических исследований убедительно свидетельствуют, что с возрастом очень часто ухудшаются показатели памяти, внимания, вербально-логических, психомоторных и других когнитивных функций, даже в отсутствие клинически очерченного заболевания головного мозга.По опыту лаборатории нарушений памяти Клиники нервных болезней им. А.Я. Кожевникова, наиболее частой (68%) причиной ЛКН в российской популяции являются так называемые цереброваскулярные расстройства. G.Frisoni и соавт. выделяют ЛКН дегенеративного происхождения и ЛКН сосудистого типа. (! ) Немалое число (13%) пациентов с ЛКН составляют также лица с расстройствами тревожно-депрессивного характера (очень часто чрезмерная обеспокоенность лиц пожилого возраста мнестическими проблемами скорее свидетельствует о депрессии).

Наиболее частыми клиническими проявлениями ЛКН являются нейродинамические когнитивные расстройства :

  • снижение скорости реакции, брадифения;
  • трудности концентрации внимания;
  • избыточная отвлекаемость;
  • повышенная чувствительность к интерферирующим воздействиям.

Однако следует отметить значительную уязвимость нейродинамической составляющей когнитивной деятельности при самых разнообразных (неспецифических для головного мозга) патологических процессах и некоторых физиологических состояниях (например, при утомлении).

Диагностика . Для диагностики ЛКН наиболее часто используются критерии, предложенные R.Petersen и соавт. (1999), акцентирующие внимание на нарушениях памяти при сохранности других когнитивных функций. Эти критерии включают наличие :

  • жалоб на нарушения памяти;
  • нормального общего состояния когнитивных функций;
  • нормальной активности в повседневной жизни;
  • наличие объективно выявляемых нарушений памяти с учетом возраста и уровня образования больного;
  • отсутствие деменции.

(! ) Принципиально важным является то, что эта категория больных (несмотря на выявляемые при нейропсихологическом тестировании нарушения памяти и других когнитивных функций) не удовлетворяют критериям диагностики возможной болезни Альцгеймера.

При нейропсихологическом тестировании у пациентов с легкими когнитивными нарушениями могут быть выявлены расстройства и в других сферах помимо сферы памяти, однако эти нарушения не должны быть сколь-либо значимы в клиническом плане. Учитывая недостаточную чувствительность для диагностики легких когнитивных нарушений шкалы краткой оценки психических функций (англ. сокр. MMSE - mini–mental state examination), используются специальные тесты для оценки мнестической сферы. При нейропсихологическом тестировании степень нарушения мнестических функций может достигать величины в 1,5 стандартного отклонения от нормативных значений для данной возрастной группы с учетом уровня образования. Однако основой диагностики остаются клинические данные. В настоящее время выделяют три варианта легких когнитивных нарушений :

  • изолированный амнестический синдром;
  • изолированное нарушение других (отличных от мнестических) когнитивных функций;
  • легкие когнитивные нарушения, одновременно проявляющиеся в нескольких когнитивных сферах.

Ведение больных с ЛКН . Лечение легких и умеренных когнитивных нарушений преследует две основные цели :

  • вторичная профилактика деменции, замедление темпа прогрессирования когнитивных расстройств;
  • уменьшение выраженности уже имеющихся нарушений с целью улучшения качества жизни пациентов и их родственников.

До настоящего времени общепризнанные рекомендации по ведению больных с ЛКН отсутствуют. Определенное значение при ведении пожилых больных с нарушениями памяти придается разрешению существующих стрессовых ситуаций (если они есть). Это связано не только с тем, что на фоне стресса возникают депрессия и тревожность, проявляющиеся также снижением памяти, но тем, что на фоне хронического стресса гормоны коры надпочечников неблагоприятно влияют на структуры гиппокампа. Еще одним направлением в ведении данной категории больных является умеренная физическая активность, благоприятно влияет на когнитивную сферу. Также используется диета с низким содержанием жиров и повышенным – антиоксидантов, поскольку при этом снижается риск возникновения болезни Альцгеймера. В частности, повышенным содержанием антиоксидантов отличаются ягоды (черника, земляника) и томаты. Систематические упражнения по тренировке памяти и внимания могут улучшать когнитивные способности. Пациент может проводить упражнения по тренировке памяти после специального обучения самостоятельно. Периодически должен осуществляться контроль эффективности упражнений и корректировка набора методик. Для тренировки памяти используют упражнения на заучивание и воспроизведение слов, рисунков и предметов, смысловых фрагментов. Обучают приемам запоминания (образование смысловых и ситуативных связей), используют упражнения, направленные на повышение внимания и умственной работоспособности. Для лечения легких когнитивных нарушений применяют препараты метаболического и ноотропного действия (актовегин, церебролизин, ноопепт, пирацетам и др.).

Запомните! Лечение ЛКН, в идеале, должно быть направленным на причину нарушений, то есть быть этиотропным или патогенетическим. При этом следует учитывать высокую коморбидность гериатрических заболеваний. По статистике, большинство пожилых лиц одновременно страдают несколькими неврологическими и/или соматическими заболеваниями. В частности, весьма велик процент сосуществования сосудистой мозговой недостаточности и первичного дегенеративного поражения головного мозга. Поэтому полноценное ведение пациентов с когнитивными расстройствами включает всестороннюю оценку как психо-неврологического, так и соматического статуса, коррекцию имеющихся дисметаболических нарушений, сосудистых факторов риска, лечение депрессии, применение антиоксидантов, вазоактивных, нейротрансмиттерных и метаболических и препаратов.

литература :

1. статья «Легкие когнитивные нарушения» И.В. Дамулин (Кафедра нервных болезней Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова), 2004. 2. статья «Когнитивные нарушения сосудистого генеза: клинические и терапевтические аспекты» И.В. Дамулин (Кафедра нервных болезней ММА им. И.М. Сеченова, Москва), 2006. 3. статья «Когнитивные нарушения и их лечение у пациентов с артериальной гипертензией» Ю.А. Старчина, 2008. 4. статья «Лечение легких и умеренных когнитивных нарушений» В.В. Захаров, Н.Н. Яхно. 5. статья «Результаты сравнительного изучения ноопепта и пирацетама при лечении больных с легкими когнитивными нарушениями при органических заболеваниях головного мозга сосудистого и травматического генеза» Г.Г. Незнамов, Е.С. Телешова, 2008. 6. Методическое пособие для врачей «Когнитивные расстройства в пожилом и старческом возрасте» В.В. Захаров, Н.Н. Яхно, Москва, 2005; 7. статья «Эволюция когнитивного дефицита: легкие и умеренные когнитивные нарушения» В.В. Захаров, 2012.