Плохое зрение у детей причины. Как понять, что у малыша проблемы со зрением? Отвечает окулист

Здравствуйте, дорогие читатели. Никто не застрахован от ухудшения зрения. Важно вовремя диагностировать эту проблему и начать её лечение. В этой статье мы поговорим о том, как можно выявить, что ребёнок плохо видит или у него изменились показатели зрения в разных проявлениях, вы узнаете, что делать в такой ситуации.

Этапы развития зрения до года

Каждый родитель должен знать, какие изменения происходят в зрительном восприятии ребёнка, какие этапы проходит развитие органа зрения малыша. Если это вам ещё неизвестно, предлагаю вашему вниманию этапы нормального развития:

  1. У малыша с самого рождения должен присутствовать рефлекс моргания от направленных лучей света ему в глазки.
  2. Карапуз на втором месяце жизни уже учится различать основные черты лица родителей, потихоньку начинает следить за движущимися предметами.
  3. Ребёнок в три и четыре месяца умеет концентрировать свой взгляд на отдельно выбранном объекте, главное, чтоб тот был ярким. Малыш воспринимает улыбку близких, отвечает взаимностью. До этого возраста физиологическое косоглазие у малыша должно пройти.
  4. На пятом месяце малыш узнаёт свои игрушки, лица людей, которых часто видит.
  5. На шестом месяце жизни карапуз ищет взглядом предметы, которые его интересуют.
  6. На седьмом месяце ребёнок длительное время рассматривает предметы, которые удерживает в своих ручках.
  7. С восьмого по десятый месяц идёт процесс усовершенствования навыков ребёнка. Малыш хватает в ручки всё, до чего может дотянуться, делает это осознанно.
  8. На одиннадцатом месяце карапуз может посмотреть на любой предмет, который будет вами назван, особенно если его спросить, где один из родителей.
  9. На двенадцатом месяце малыш прекрасно понимает, на каком расстоянии от него находится определённый предмет, то есть хорошо работает глазомер.

Симптомы плохого зрения

Важно понимать, что плохое зрение в том или ином проявлении может иметь, как врождённый, так и приобретённый характер. В первом случаи малыш с рождения живёт с таким зрением, адаптируется смотреть, таким образом, на окружающий мир. Поэтому родители, как правило, узнают о каких-то дефектах органа зрения своего карапуза лишь, когда он становится постарше, идёт в школу, например.

Чтобы выявить признаки нарушения работы органов зрения необходимо внимательно наблюдать за ребёнком.

Какие же симптомы в поведении малыша будут свидетельствовать о том, что появились изменения остроты зрения или оно ухудшилось в целом:

  1. Во время просмотра телевизора малыш подходит, как можно ближе к экрану. Чем зачастую вызывает негодование старших. При этом родители и не задумываются, что ребёнку просто не видно с его места.

У нас это было первым тревожным звоночком.

  1. Малыш начинает прищуриваться, когда нужно рассмотреть что-то, находящееся на расстоянии от него, например, лицо приближающегося человека или задание на школьной доске.
  2. Карапуз сильно наклоняется над листком бумаги, когда читает или рисует, пишет. Буквально носиком касается поверхности листка.
  3. Ребёнок может жаловаться на головную боль , также может быть головокружение . Особенно остро это проявляется после зрительных нагрузок.
  4. Малыш становится нервным, раздражительным , быстро устаёт.
  5. Если малыша попросить нарисовать картинку, а он изображает её с нарушением пропорций — это может свидетельствовать о наличии астигматизма. Такое тестирование характерно для детей старше пятилетнего возраста.
  6. Можно попросить ребёнка подать карандаш или шарик, пластилин определённого цвета. Если малыш ошибается с выбором, при том, что он уже знает, какие бывают цвета — это может свидетельствовать о наличии дальтонизма у ребёнка. Этому заболеванию больше подвержены мальчики.
  7. Если малыш старше трёх лет промахивается, когда хочет взять какой-то предмет в свои ручки — это может свидетельствовать о нарушениях бинокулярного зрения.
  8. Если вы замечаете, что ваш ребёнок часто трёт глазки , особенно это происходит после длительного напряжения, например, при чтении книг, его глазки краснеют — это может быть симптомами наличия, как дальнозоркость, астигматизма или близорукости.

Диагностика

Что касается диагностирования отклонений в развитии органов зрения детей до годика, то ещё в роддоме проводится специальный тест, который подтверждает, что малыш видит. Давайте разберёмся, какие именно делаются проверки для того, чтобы убедиться, что орган зрения ребёнка развивается нормально:

  1. Первое тестирование проводится ещё с момента рождения крохи. Малышу фонариком светят в глазки, если ребёнок при этом начинает жмуриться – значит, орган зрения работает исправно.
  2. В двухмесячном возрасте идёт проверка нормального функционирования слёзных каналов. Также будет исследовано, может ли малыш фокусироваться на определённом объекте, следит ли глазками за его передвижениями, может ли узнавать родителей.
  3. В полгода офтальмолог будет оценивать реакцию глаз на определённые раздражители, а также осмотрит глазное дно малыша, убедится, что все показатели соответствуют данному возрасту.
  4. При осмотре в годик, окулист проведёт комплексное обследование на предмет выявления таких патологий, как близорукость, астигматизм и дальнозоркость.
  5. При дальнейшем взрослении малыша, будут проверять зрение, определяя его остроту при профилактическом осмотре в детском саду и ежегодном осмотре в школе. Если у родителей появляется подозрение на ухудшение зрения — необходимо немедленно обратиться за консультацией к офтальмологу, не дожидаясь обязательных осмотров.

Близорукость у ребёнка

Если родители замечают, что их ребёнок плохо видит вдаль — это может свидетельствовать о наличии близорукости у малыша. Что же собой представляет данная болезнь?

Миопия — это нарушение рефракции, которое характеризуется падением изображение не на сетчатку глаза, а перед ней, преломление действует с увеличением оптической силы. Характерно, что малыш прекрасно видит предметы, находящиеся на близком расстоянии, но плохо то, что находится далеко от него. Как правило, таким деткам назначаются очки с отрицательным показателем оптической силы. Близорукость встречаются у 5% деток, чаще данная болезнь имеет приобретённый характер, хотя в некоторых случаях может быть и врождённый.

В зависимости от того, насколько плохо видит малыш, в зависимости от степени остроты зрения различают несколько типов близорукости:

  1. Слабая степень — в пределах 3 диоптрий.
  2. Средняя степень — от 3 до 6 диоптрий.
  3. Сильная — свыше 6 диоптрий.

Причины возникновения

  1. Перенапряжение зрения. Относится к приобретённым факторам. Если малыш долгое время читает книжки на близком расстоянии, причём это сопровождается плохим освещением; неправильно сидит за столом, при этом нарушается угол зрения; долгое время проводит перед компьютером , планшетом или телефоном — это способствует тому, что начинает развиваться близорукость, позволяющая видеть только близлежащие предметы. Происходит так по большому счёту потому, что пропадает необходимость дальнего зрения.
  2. Наследственный фактор. Если родители имеют близорукость, то ребёнок с 50-процентной вероятностью также родится с миопией.
  3. В случае несвоевременной диагностики ухудшения зрения — развиваются серьёзные степени близорукости. Поэтому необходимо вовремя начинать лечение, пока изменения остроты зрения некритичны. Если момент упущен, полностью вылечить ребёнка от близорукости вам не удастся.

Лечение близорукости

Что же делать, если у вашего малыша обнаружена близорукость? Во-первых, вам придётся встать на учёт у офтальмолога и каждые полгода проходить курс лечебных процедур, особенно, если близорукость приобрела уже хронический характер.

Что же будет включать в себя консервативное лечение:

  1. Коррекция. Врач назначит вашему малышу очки или контактные линзы.
  2. Важное значение имеет лечебная гимнастика для глаз, при помощи которой происходит тренировка глазных мышц, что способствует их укреплению, соответственно улучшению показателей зрения.
  3. Специальная диета. Важно, чтоб у малыша было сбалансированное питание. Особое значение имеет присутствие белков, комплекса витаминов и микроэлементов (самыми важными для зрения являются витамины А, группа В и цинк), черника.
  4. Медикаментозное лечение. Деткам назначаются специальные капли, которые будут расслаблять мышцы глаза, их нужно принимать не дольше месяца и строго по индивидуальному графику. Именно поэтому, не стоит заниматься самолечением. Нужно обязательно обращаться за консультацией к доктору, только он сможет сказать конкретно в вашем случае, какие капли понадобятся и есть ли в них вообще необходимость, какую дозировку нужно использовать, с какой частотой и продолжительностью закапывать. Кроме капель, могут назначаться витаминные комплексы в таблетках, препараты цинка.
  5. Кроме этого в последнее время появляется много всевозможных приборов, способствующих улучшению показателей зрения. Это всевозможные мониторы, специальные очки, лазерная и игровая терапия.

У моего сына была диагностирована близорукость. Он стал жаловаться, что плохо видит предметы на расстоянии, тяжело читать с доски в школе. На осмотре у офтальмолога оказалось, что у ребёнка всего лишь 50-процентное зрение. Нам сразу назначили лечение, и выписали рецепт на приобретение очков. Как нам сказал офтальмолог, полностью избавиться от близорукости нам не удастся, нужно приложить все усилия, чтоб оставаться на данном этапе, не допустить дальнейшего ухудшения. Как говорит специалист, у моего сына имеет место, как наследственный фактор, так и приобретённый (много в его жизни было компьютерных игр). Что существенно, после лета зрение держится на уровне, когда идёт проверка во время учебного года и зрение больше напрягается из-за уроков (нужно много читать, писать), плюс играет роль и психологический фактор (какие-то стрессы в школе присутствуют, хотя бы контрольная) – показатели ухудшаются. Нам назначают капли, комплекс витаминов и минералов с черникой, упражнения на специальной линейке, лечебная гимнастика для глаз, процедуры в кабинете офтальмолога. Осмотр и лечение проходим раз в полгода. И конечно, практически полностью исключается компьютер и телевизор (играть перед экраном не дольше 15 минут в сутки, смотреть телевизор – максимум 30 минут).

Профилактика

Чтобы предотвратить развитие близорукости у вашего малыша, следует соблюдать определённые меры профилактики:

  1. Обратите внимание на то, чтобы рабочий стол ребёнка правильно освещался.
  2. Не забывайте о том, что нужно спокойные занятия сменять активными.
  3. Не позволяйте малышу длительное время напрягать зрение. Пусть он делает перерывы на выполнение физических упражнений. Это не только позволит не перенапрягать зрение ребёнка, но ещё и поспособствует общему укреплению его здоровья.
  4. Важно каждые 20 минут проводить гимнастику для глаз, хотя бы элементарные упражнения.
  5. Не позволяйте малышу находиться возле телевизора или экрана компьютера дольше положенного в соответствии с возрастными нормами.

Дальнозоркость у детей

Если ваш малыш плохо видит вблизи — это свидетельствует о том, что у него развилась дальнозоркость. Важно отметить, что практически все детки при рождении имеют физиологическую дальнозоркость размером в 3 диоптрии.

При дальнозоркости изображение фокусируется за сетчаткой, а не на ней. Характерно, что малыш при данной патологии плохо видит предметы, находящиеся возле него, но при этом может хорошо рассматривать объекты на расстоянии. Однако, стоит знать, что при запущенном состоянии, при высокой степени дальнозоркости малыш будет одинаково плохо видеть, как вблизи, так и вдали.

Для лечения дальнозоркости используют несколько методов:

  1. Малышу будут назначены специальные очки или же контактные линзы.
  2. Комплекс методик, который будет сопровождаться игровыми процедурами. Данное лечение может назначаться до четырёх раз за год.

Амблиопия

Случается, что ребёнок одним глазом видит хуже, чем вторым. Такая ситуация возникает вследствие нарушения взаимодействия органов зрения с отделом мозга, отвечающим за этот орган чувств. У малыша теряется бинокулярное зрение, он видит чёткую картину только одним глазом, изображение, которое формируется на сетчатке, становится не таким чётким и недостаточно объёмным.

Такое явление чаще всего встречается у детей в раннем возрасте, при этом один глаз формирует неправильную картинку, из-за чего со временем мозг отказывается задействовать нерабочий аппарат. Если упустить момент своевременного выявления и лечения данной патологии — это может привести к большим проблемам в развитии зрительного органа.

Амблиопия , так называется данное отклонение, может иметь 4 типа в зависимости от причин возникновения:

  1. Рефракционная. Является следствием неправильного формирования изображения на сетчатке глаза, нередко возникает вследствие отказа от очков при близорукости или дальнозоркости.
  2. Дисбинокулярная. Развивается, как последствие косоглазия.
  3. Обскурационная. Имеет генетическую предрасположенность, также может развиваться при врождённой катаракте.
  4. Анизометропическая. Может медленно развиваться. В случае, если зрение одного глаза всего лишь на диоптрию или две хуже, чем у другого.

Что же делать, если вы заметили, что у вашего ребёнка присутствует данная патология? В первую очередь, важно вовремя заметить эту болезнь и начать лечение на ранней стадии. Ни в коем случае не думайте, что амблиопия пройдёт сама по себе. Первое, что сделает офтальмолог — обследуют малыша. Это необходимо для того, чтобы выяснить истинные причины развития данной патологии. Когда станет известно, что послужило данному процессу, врач назначит консервативное или же в редких случаях оперативное лечение. Оперативное назначается в случае необходимости замены хрусталика.

Консервативные методы будут представлены следующими процедурами:

  1. Метод окклюзии. Для этой процедуры необходимо глаз, который видит качественнее, чем второй, закрывать с помощью специальных повязок.
  2. Искусственное ухудшение зрения рабочего глаза за счёт использования специальных линз или капель.
  3. Оптико-физиологическая терапия.
  4. Лечение с помощью компьютерных программ.
  5. Коррекция зрения с помощью очков, специально для этого предназначенных.
  6. Аппаратное лечение, лазерная электростимуляция.
  7. Гимнастика для глаз, специальные упражнения.

Прочитав статью, вы выяснили, что существует, как минимум три причины ухудшения зрения ребёнка. Очень важно своевременно заметить, что в организме малыша произошли определённые изменения. Ранняя диагностика помогает быстрее излечить карапуза. Также стоит не забывать о профилактических мерах, чтобы заранее предупредить возникновение отклонений в работе органов зрения (конечно, если не имеет место наследственный фактор). Заботьтесь о зрении ваших детей ещё с пелёнок, помните, что важно ограничивать просмотр телевизора, сидения перед экраном монитора и в принципе не перенапрягать зрение без перерывов на отдых. Будьте здоровы!

Когда родители узнают, что их ребенок стал хуже видеть, они часто вместо того, чтобы отправляться к врачу, начинают копаться в причинах. Кто-то винит наследственность, мол, тут ничего не поделаешь, кто-то ругает школу - много читать приходится, другие просто отнимают планшет и думают, что проблема решится сама собой. Поступая так, родители теряют драгоценное время, когда еще можно не только сохранить зрение, но и избавить ребенка от необходимости носить очки в будущем.

О том, каких ошибок нужно избегать и как сохранить зрение ребенку, «Летидору» рассказал доктор медицинских наук, академик АМТН РФ, детский офтальмолог, офтальмохирург, руководитель объединения детских глазных клиник «Ясный Взор» Игорь Эрикович Азнаурян.

Каким должно быть зрение и отклонения от нормы

Все дети рождаются дальнозоркими. Дальнозоркость при рождении составляет порядка +3,5–+3,0 диоптрии. По мере роста ребенка степень дальнозоркости уменьшается. И в 1 год ее значение должно составлять, как правило, + 1,25–+1,0 диоптрии, а в 3 года - +0,5–+0,25 диоптрии.

Серьезные отклонения от нормы говорят о предрасположенности к развитию той или иной глазной патологии.

Грамотный офтальмолог эти отклонения может точно определить у ребенка уже в 6-8 месяцев и сразу дать все необходимые рекомендации.

При серьезных нарушениях (дальнозоркости, астигматизме и близорукости высоких степеней , косоглазии) уже в этом возрасте можно назначить ребенку первые очки, которые позволят ему четко видеть лица родителей и свободно ориентироваться в пространстве.

Если же нарушение рефракции выявлено в более старшем возрасте - как правило, это происходит, когда ребенка отдают в детский сад, - то или родители пропускали профилактические осмотры у детского офтальмолога, или диагностика была проведена некачественно.

Что передается по наследству

Наследственность - одна из главных причин развития глазных заболеваний у детей.

Согласно статистике, близорукость наследуется в 80 % случаев, если близоруки оба родителя, и в 50 %, если один из них, астигматизм - в 66 % случаев, а дальнозоркость - в 50 %.

Если в семье есть родственники с глазной патологией, к визитам к детскому офтальмологу нужно подходить серьезно и не пропускать плановые осмотры.

На первом году жизни детский офтальмолог должен осмотреть ребенка в 3, 6 и 9–12 месяцев.

Если патологии не будет выявлено, показывайте ребенка доктору раз в год с обязательным проведением обследования на узкий и расширенный зрачок. В том случае, когда врач диагностирует проблему, он определит индивидуальный режим визитов и тактику наблюдения и лечения.

Если снижение зрения «поймать» вовремя и сразу принять меры, ребенка можно избавить от необходимости носить очки!

Такие технологии разработаны и успешно применяются.

Три причины, которые мешают сохранить детям зрение

1. Попустительство и полумеры

Даже зная о глазном заболевании, некоторые родители либо не делают ничего, либо ограничиваются полумерами - надели на ребенка очки, и все. А ведь практическая любая глазная патология сейчас успешно лечится! И многих неприятных моментов, связанных с осложнениями, при правильном и своевременном лечении можно избежать.

В чем опасность

Не вовремя начали лечить, не обратили внимания на несоответствие остроты зрения возрастной норме? Тогда будьте готовы к тому, что к врожденной близорукости, дальнозоркости и/или астигматизму может добавиться амблиопия, частичная атрофия зрительного нерва, нистагм и косоглазие. Эти заболевания, кроме серьезных нарушений зрительной системы и сложности ориентации в пространстве, создадут психологические проблемы и ограничения в выборе профессии в будущем. А приобретенная близорукость может привести к резкому падению зрения и серьезным осложнениям, вплоть до отслойки сетчатки.

2. Вера в мифы и следование предрассудкам

Это самая распространенная причина, которая мешает сохранить отличное зрение или восстановить его.

«Само пройдет, перерастет, лечите, когда подрастет». Такое заблуждение популярно, пожалуй, не только среди родителей, но и, как ни парадоксально, среди специалистов.

Что мы слышим чаще всего? Близорукость вылечить нельзя, значит, и лечить не нужно. В корне неверно! От имеющегося минуса действительно без лазерной коррекции не избавиться. Лечение же при близорукости проводят исключительно для того, чтобы не допустить увеличение этого минуса.

Самая коварная близорукость - та, которая развивается вследствие неконтролируемых зрительных нагрузок.

Такая близорукость очень быстро прогрессирует. Глазное яблоко растет, это чревато растяжениями и разрывами сетчатки - самыми распространенными осложнениями близорукости. А терапевтическое лечение позволяет нам успешно избежать всех этих неприятностей.

«Терапевтическое лечение неэффективно, пройдет само». При дальнозоркости и астигматизме благодаря правильной терапии врачи добиваются фантастических результатов, вплоть до избавления от очков.

А при таких сложных, считавшихся ранее неизлечимыми патологиях, как амблиопия, косоглазие или нистагм, с помощью терапии не только повышается острота зрения и включается в работу плохо видящий (ленивый) глаз, но и восстанавливается бинокулярное и стереоскопическое зрение - способность воспринимать ребенком 3D-формат, которая отсутствует у 90 % детей с этими патологиями.

Разве такие серьезные нарушения в работе зрительной системы могут пройти сами?

В чем опасность

Следование мифам - потеря времени. Если вы знакомы с глазной патологией не понаслышке, нужно отдавать отчет в том, что лечение потребует времени и усилий. Курсы лечения нужно проводить несколько раз в год, как правило, 3-4 раза. А в случае с близорукостью, возможно, и чаще.

Зрительная нагрузка современных детей так велика, что запаса аккомодации (фокусировка глаз - ред.), которого удается достичь, едва хватает на два месяца, и лечение приходится проводить чаще (еще несколько лет назад достаточно было лечения раз в 4-6 месяцев).

Но пугаться не нужно. Вопрос всегда решают индивидуально. Между курсами лечения врач может рекомендовать медикаментозные процедуры на дому для закрепления достигнутого результата.

Все эти усилия, и детей, и родителей, окупаются с лихвой, когда каждый день благодаря лечению виден результат.

Ждать начала лечения, когда ребенок достигнет определенного возраста (кстати, встречали разные цифры - 7, 10, 18 лет) или полового созревания, - верх легкомыслия.

Витамины, безусловно, полезны. Наступило лето, включите в рацион сезонные овощи и фрукты, больше времени проводите на свежем воздухе. Это полезно не только для глаз, но и для организма в целом. Но если глазная патология есть, лечить ее нужно у детского офтальмолога.

Первый офтальмологический осмотр у ребенка проводят сразу после рождения, второй - в три-четыре месяца. Следующий визит к врачу - в год, и далее - раз в полгода, пока ребенку не исполнится три. После этого, если нет никаких нарушений, и мама не видит отклонений, визиты нужно повторять раз в год. Ведь чем раньше диагностируют нарушение, тем благоприятнее прогноз. Но регулярно посещать врача - недостаточно.

Важно правильно организовать ребенку режим дня, чтобы он достаточно высыпался, бывал на воздухе, чередовал зрительную нагрузку с двигательной.

Необходимо научить малыша правильно сидеть за столом, не горбиться, подобрать ему стол и стул по росту, а кровать - жесткую и ровную, с маленькой подушкой. И ограничить просмотр телевизора и работу за компьютером.

От нуля и старше

С ребенком больше общается мама, и если у докторов в роддоме не было никаких подозрений, нужно следить: симметричны ли у ребенка глазные щели, нет ли выделений из глаз, не красные ли они. Уже в возрасте двух недель малыш ненадолго фиксирует взгляд, реагируя на маму. К двум месяцам у ребенка появляется нормальная фиксация взгляда, его глазки «не разбегаются», а к концу 4-го месяца ребенок способен долго задерживать взгляд. Проверить, хорошо ли ребенок видит, довольно просто: покажи ему яркую, красивую игрушку.

Малыш должен на нее отреагировать - потянуться, улыбнуться. Если этого не происходит - срочно к врачу! Если у ребенка косоглазие (часто оно является следствием позднего токсикоза, внутриутробных инфекций, родовых травм), лечение иногда начинается с момента рождения по схеме. В годовалом возрасте зрение определяют по специальным методикам, но диагностика зависит от того, насколько ребенок идет на контакт, и, если малыш боится врачей, имеет смысл обратиться в медицинский центр, где в офтальмологическом кабинете работает и детский психолог. Но есть и субъективные моменты, которые нельзя оставить без внимания. Например, годовалый ребенок очень спокойный и тихий, он не очень активно познает окружающий мир. Это может означать, что он его попросту плохо видит.

Дальнозоркие и близорукие

С года до пяти детский организм интенсивно растет и развивается, в этом возрасте значительно увеличивается размер глазного яблока, улучшается рефракция - преломляющая способность глаза. Меняется острота зрения - нормальная - 1.0, формируется постепенно, не сразу. Малыши рождаются дальнозоркими, и до 3 - 5 лет в большинстве остаются такими. Но близорукость может начать развиваться и в возрасте 3 лет.

Если малыш начал щуриться, рассматривая что-то на расстоянии 3-4 метра, подходит к телевизору ближе, наклоняется к книге или рисунку - это повод для беспокойства. Подумай, не злоупотребляешь ли ты ранним приобщением к грамоте? Максимальное время для занятий с ребенком до пяти лет - 40 минут!

Однотипные занятия, связанные с напряжением зрения, должны прерываться каждые 15 минут, чтобы ребенок побегал, попрыгал, сделал гимнастику или посмотрел в окно.

Тебе нужно быть особенно бдительной, когда в очках и ты, и отец малыша - ведь предрасположенность к близорукости передается по наследству. Наследственный фактор может проявиться в 3-5 лет, и в семь, когда ребенок идет в школу, и в период полового созревания, и после тяжелого инфекционного заболевания (грипп, корь, краснуха, скарлатина). Пусковым фактором может стать и слишком быстрый рост ребенка - глаз "не успевает" за скелетом, и интенсивные зрительные нагрузки.

Очки, линзы и коррекция

Прошли времена, когда ребенка в очках в школе дразнили. Сейчас можно подобрать для ребенка оправу, которая ему понравится, или линзы. Их назначают уже с семилетнего возраста, если ребенок их переносит. Разумеется, ухаживает за линзами и ставит их мама. Когда ребенок не может или категорически не хочет носить очки, но ему необходима постоянная коррекция, линзы могут стать выходом.

При близорукости слабой степени и достаточно высокой остроте зрения без очков (более 6 строчек в таблице на каждый глаз) очки не назначаются. При близорукости средней степени (до 3,0 диоптрий) очки назначаются только для дали, а при близорукости более 4,0-5,0 диоптрий могут назначаться бифокальные очки или 2 пары очков: одни - для дали, другие, более слабые на 2,0-3,0 диоптрии, - для близи.

Близорукий ребенок, которому очки нужны только для дали, не должен носить их все время, читать и играть в них. Дальнозоркость чаще врожденное, а не приобретенное состояние.

Первые признаки: ухудшение остроты зрения вблизи, стремление отодвинуть текст от себя, в более выраженных случаях - понижение зрения вдаль. Рекомендации по ношению очков при дальнозоркости также определяются врачом-офтальмологом индивидуально. Как правило, это очки для постоянного ношения, часто бифокальные или 2 пары очков: одни - для дали, другие, более сильные на 2,0-3,0 диоптрии, - для близи. При прогрессирующей близорукости или дальнозоркости может быть назначена лазерная коррекция, но не раньше 18 лет и при стабильном состоянии не менее полутора лет.

Ленивый глаз

Бывает, что глаз, внешне совершенно здоровый и нормальный, плохо видит. Важно вовремя поставить диагноз и принять меры - ведь это заболевание поддается лечению только до 9 лет. Диагностировать амблиопию ("ленивый глаз") может только врач, но есть несколько косвенных признаков, которые должны тебя насторожить.

Обрати внимание, как смотрит ребенок после сна. Если один глаз он открывает не полностью, если для того, чтобы посмотреть на тебя, он поворачивает голову - есть повод для беспокойства.

Летом проследи, с какой стороны ребенок загорел сильнее - если один из его глаз "ленивый", эта сторона больше загорает.

Ленивый глаз нужно заставить работать, для этого офтальмолог назначает аппаратное лечение, режим окклюзии (здоровый глаз заклеивается гипоаллергенной наклейкой), специальные упражнения на тренировку зрения по индивидуальной схеме.

  • Начинай профилактические мероприятия уже с 2-3 лет. Учи ребенка чаще моргать - чтобы не пересыхала роговица, не горбиться, чаще менять взгляд с ближних предметов на дальние.

Полезна любая игрушка, которая прыгает, вертится, катится и движется, игры с использованием мяча.

  • Длительность непрерывного просмотра телевизора или занятий для дошкольников не должна превышать 30 минут, для ребенка от семи лет - не больше часа, но не непрерывно. Оптимальное расстояние для зрения - 2,0-5,5 м от экрана телевизора, и 40 см от экрана компьютера, сидеть необходимо не сбоку, а прямо перед экраном. В комнате должно быть обычное естественное или искусственное освещение. Важно, чтобы свет от других источников не попадал в глаза.
  • Свет должен падать на книгу, бумагу, тетрадь равномерно, в то же время голова и лицо ребенка должны оставаться в тени. Лучше всего заниматься с настольной лампой, оставляя при этом общее освещение. Особенно это важно в темное время дня. Нужно избегать наклона головы близко к предмету работы. Убери из поля зрения ребенка бликующие и отражающие поверхности.

Приучи ребенка чередовать зрительную и двигательную активность, а уроки старайтесь делать в дневное время, при естественном освещении.

  • Солнечные очки ребенок должен носить только на ярком свете, днем. Подбери качественные, не пластиковые, а стеклянные.

Гимнастика для глаз

  • Через 20-30 минут занятий ребенку нужно делать перерывы для упражнений. Кстати, они подходят и взрослым.
  • Точка на стекле - тренировка аккомодации и конвергенции.
  • Наклей на оконное стекло на уровне глаз ребенка цветную метку диаметром 3-5 мм.
  • С расстояния 30 см. двумя глазами ребенок смотрит на точку 5 секунд, затем - вдаль, на дома, деревья - 5-10 секунд.
  • Повторить 5 раз. Закончить упражнение взглядом вдаль.

Движения глазных яблок - направлены на снижение зрительного утомления и профилактику его возникновения.

  • Глаза закрыты. Круговыми движениями обеих рук ребенок массирует глазные яблоки - 10 сек.
  • При неподвижном положении головы посмотреть вверх, вниз, налево, направо, совершить вращательные движения по часовой стрелке и против нее - 10 сек.
  • Поворачивать глаза в стороны 2-3 раза, затем закрывать на 10 сек.
  • Умываясь, поочередно побрызгать на глаза теплой и холодной водой.

Продукты для глаз

Следи, чтобы в питании ребенка в достаточном количестве присутствовали продукты, полезные для зрения.

  • Витамин А входит в состав зрительного пигмента палочек сетчатки глаза и зрительного пигмента колбочек. В чистом виде не содержится ни в овощах, ни в фруктах, но многие из них - абрикосы, морковь, спаржа, свекла, паприка, персики, черная смородина, черника, вишня, дыня, щавель, тыква - содержат каротин, провитамин А. Каротин усваивается только с жирами. В чистом виде витамин А содержится в сливочном масле, яичном желтке, печени.
  • Витамин С защищает хрусталик от образования свободных радикалов. Его содержат: смородина черная и красная, помидоры, цветная капуста, земляника, щавель, цитрусовые, смородина красная, крыжовник, лук зеленый, горошек зеленый, дыня, вишня.
  • Витамин В2 входит в состав зрительного пурпура, который защищает сетчатку от ультрафиолетовых лучей. Он содержится в семечках подсолнечника, почках, печени, молочных продуктах.

Фото в тексте: Shutterstock.com

Помню, когда я в детстве не могла разглядеть на таблице для проверки зрения всякие велосипеды и машинки (или что там рисуют - я ведь их так и не разглядела), мама ругала меня и думала, что я вредничаю и «специально» ничего не вижу. Ведь если у тебя самого хорошее зрение, трудно поверить, что кто-то может не различать такие яркие буквы и символы. А, тем не менее, у некоторых детей с ранних лет зрение плохое. И, вроде, телевизор они не чаще остальных смотрят, и освещение у них в комнате хорошее, и даже генетических предпосылок для плохого зрения нет. Только вот глазки не видят. И что с этим делать?

Для начала, не стоит сильно волноваться, если врачи пишут Вашему малышу в карту различные страшные диагнозы. Очки раньше времени надевать никто ребёнка не заставит. Обычно потребность в очках появляется годам к трём, а иногда и позже , к пяти-шести, так как только к этому возрасту у ребёнка окончательно формируется зрительная система. Потом, пять-шесть лет - это уже довольно сознательный возраст, позволяющий родителям поверить, что ребёнок действительно не видит то, что изображено в таблице, а вовсе не вредничает. К пяти-шести годам также можно быть уверенными, что ребёнок точно знает, как назвать словами увиденное, а значит, молчит = не видит.

Хорошо развивают зрение специальные упражнения для глаз , поэтому их стоит найти в книгах и Интернете. Эти банальные «посмотри вдаль, а теперь посмотри на свою ладонь», «зажмурь глаза на несколько секунд» и т. п. могут существенно подтянуть зрение ребёнка, если вспоминать о них регулярно, а не от случая к случаю. Можно рекомендовать малышу с плохим зрением больше рисовать, разукрашивать, собирать конструктор из мелких деталей - всё это развивает остроту зрения. Нелишними будут и витамины группы А и В2, а также черника и морковка.

Если один глаз у ребёнка видит хуже, чем второй, можно «сильный» глаз на время закрывать, заставляя малыша смотреть «слабым» глазом. Правда, процедура это довольно неприятная (попробуйте сами закрыть один глаз и походить так хотя бы часок - убедитесь). Поэтому можно использовать более щадящий метод: заставлять ребёнка всматриваться в вывески , номера автобусов, лица людей, плакаты в метро и таблицы на доске. Известен феномен, когда ученика с плохим зрением сажали за последнюю парту, откуда он поначалу ничего не видел. Но вынужденный постоянно всматриваться в написанное на доске, ученик постепенно начинал фокусировать свой взгляд на конкретных знаках и различать отдельные слова.

Но на зрение малышей влияют не только нехватка витаминов , плохое освещение и повышенная нагрузка на глаза, но и неправильная осанка . Искривление в шейном и грудном отделах позвоночника может существенно ухудшить видимость Вашему ребёнку, поэтому профилактикой таких нарушений зрения должны стать лечебная гимнастика или бассейн.

Перед тем, как заказывать ребёнку обычные постоянные очки, попробуйте купить ему специальные перфорационные очки «в дырочку» для коррекции зрения и снижения нагрузки на глаза. Пусть он в них смотрит телевизор, сидит за компьютером, читает и даже рисует.

Если же вопрос о необходимости настоящих очков всё-таки встал ребром, не преподносите малышу эту покупку как лекарство от болезни. Расскажите, что очки носят многие взрослые люди , например, дедушка, папа, а ещё его любимый актёр, певец, телеведущий и даже сам Гарри Поттер. Вместе с ребёнком подберите красивую оправу для очков, которая подойдёт к его лицу. А главное, расскажите о преимуществах «жизни в очках» и о том, что теперь он сможет видеть даже самые мелкие буковки вдалеке.
Если ребёнок не хочет носить очки, попробуйте договориться с ним, что когда он станет постарше, Вы перейдёте на линзы или даже сделаете лазерную операцию на глазах. Но это будет возможным только в том случае, если ребёнок будет честно поддерживать зрение на таком же уровне, как сейчас, что возможно только при помощи очков.
Сегодня плохое зрение - это не приговор , и малыш не должен испытывать никаких комплексов и неудобств по этому поводу. А приучать его к мысли о полноценности собственного здоровья можно уже с раннего детства.

Во всем мире примерно 19 миллионов детей сталкиваются с подобными нарушениями развития, что позволяет говорить о проблемах с развитием зрения, как о патологии, имеющей глобальное распространение (данные приведены Всемирной организацией Здравоохранения). Почти у 65% малышей легко диагностировать патологию и скорректировать зрение еще до поступления в детский сад. К сожалению, существуют дети с очень тяжелыми нарушениями, слепоту которых вылечить не под силу даже высококлассным специалистам, их примерно 8% от всех клинических случаев. Невидящие и слабовидящие малыши очень ранимы и уязвимы, поэтому они требуют особого подхода в плане обучения и воспитания. Детей с полной и частичной слепотой необходимо отдавать в сад и школу компенсирующего типа, где с ними будут заниматься педагоги по специально разработанной программе.

Проблемы, связанные с нарушением развития зрения у ребенка, очень разнообразны. Помимо контактных трудностей, и при отсутствии работы родителей, педагогов и психологов с детьми, на фоне частичной потери зрения может развиться полная слепота. Избежать этого можно только при качественном и своевременном лечении.

В течение первых 5 лет у детей идет процесс развития органов зрения, то есть патологию можно устранить до того, как ребенок начнет посещать детский сад, что позволит исключить возможность развития комплексов неполноценности. До шестилетнего возраста у малыша может быть дальнозоркость, которая постепенно самостоятельно проходит. До подросткового возраста (14-16 лет), глазные яблоки продолжают свой рост. Этот период характеризуется повышенной опасностью развития патологий, что связано с уязвимостью глаз подростка при продолжительных учебных нагрузках.

Для того, чтобы избежать снижения остроты зрения у ребенка, важно обеспечить поступление в его организм достаточного количество некоторых витаминов и биологически-активных веществ. Специально разработанный для здоровья глаз БАД к пище - поликомпонентный продукт, в состав которого входят вещества, необходимые для нормального функционирования органов зрения у школьника с 7 лет: лютеин, зеаксантин, ликопин, экстракт ягод черники, таурин, витамины А, С, Е и цинк. Тщательно подобранное с учетом потребностей органов зрения сочетание биологически-активных компонентов защищает глаза ребенка, что особенно важно делать, начиная с 7 лет, когда начинаются первые серьёзные зрительные нагрузки в начальной школе. и снижает риск глазных заболеваний.

Виды нарушения зрения у детей

Наиболее встречаемые виды нарушения зрения у детей:

    близорукость (истинная и ложная формы патологии);

    дальнозоркость;

    косоглазие;

    астигматизм;

    амблиопия.

Причины их появления могут иметь приобретенную или врожденную природу.

Близорукость – заболевание может быть как врожденными, так и приобретенным. Механизм развития нарушения заключается в удлинении глазных яблок.Если близорукий ребенок ходит в детский сад, необходимо проверить, в каких условиях проходят занятия (помещение должно быть хорошо освещенным).

Ложная близорукость – патология характеризуется постоянным напряжением глазной мышцы, то есть ее расслабление не происходит в те моменты, когда глаза находятся в состоянии покоя. Дети с подобным нарушением плохо видят предметы, расположенные вдали от них. Сопутствующими симптомами являются головные боли в лобной зоне, быстрая утомляемость глаз. Ребенок, страдающий ложной близорукостью, должен сидеть за первыми партами. Необходимо и специальное лечение, иначе болезнь перейдет в истинную близорукость.

Дальнозоркость – патология, характеризующаяся нарушением анатомического строения глаз. Обнаружить нарушение можно по таким признакам: во время чтения ребенок отодвигает книгу далеко от себя. В процессе зрительной нагрузки появляется боль, глаза краснеют, развивается быстрая усталость.

Косоглазие – может передаваться на генетическом уровне, если в семье у кого-то из родных были подобные проблемы, но чаще всего говорит о наличии других заболеваний. При косоглазии происходит отклонение глазного яблока от центральной оси в левую или правую сторону, реже в вертикальном направлении.

Астигматизм – заболевание врожденного характера, обусловленное неправильной формой (кривизной) роговицы глаза. При таком нарушении ребенок трудно различает предметы, как находящиеся близко, так и вдали от него, присутствует быстрая утомляемость, глаза начинают болеть при чтении или нахождении за компьютером. Дети с подобным нарушением должны посещать сад компенсирующего типа.

Амблиопия, или «ленивый глаз» - особенностью этого заболевания является различие образов, полученных с правого и левого глаза, что не позволяет соединить все элементы воедино. Постепенно ребенок начинает видеть только одним глазом, а второй прекращает выполнять свои функции. Сопутствующими симптомами являются: головные боли, чувство дискомфорта в глазах, быстрая усталость. Исправление данной патологии следует начинать в раннем возрасте.

Дети с нарушением зрения, особенно младшего возраста, не могут объяснить взрослым, какой именно дискомфорт они чувствуют, поэтому родителям следует прислушиваться к любым жалобам ребенка и не пренебрегать профилактическими осмотрами у специалиста.

Основные причины снижения зрения у ребенка

Когда родители задаются вопросом, почему у ребенка падает зрение, искать ответ на него необходимо в первичных причинах. Они могут быть врожденные и приобретенные.

1. Врожденные причины:

    дисфункция обмена веществ в период вынашивания ребенка;

    генетическая предрасположенность;

    врожденные опухоли мозга доброкачественного характера.

2. Приобретенные причины:

    травмы (ушиб головой в раннем детском возрасте или травма, полученная при родах);

    кровоизлияние, как внутриглазное, так и внутричерепное;

    повышенное глазное давление;

    последствия перенесенного заболевания;

    преждевременные роды (может развиться так называемая ретинопатия недоношенных).

Даже учитывая всю сложность адаптации детей с нарушениями зрения, врачи рекомендуют посещать детский сад и школу; это поможет им в будущем, особенно в том случае, если снижение зрения невозможно устранить.

Дети с нарушением зрения: классификация

Уровень нарушения определяется степенью снижения остроты зрения. Она зависит от того, способен ли видеть глаз две ярких точки, находящихся на минимальном к нему расстоянии. В том случае, когда глаза детей способны различать буквы или знаки, расположенные на десятой строке офтальмологической таблицы (расстояние от ребенка до таблицы 5 метров), их зрение считается нормальным и соответствует значению 1,0. Отклонение вниз или вверх от 10 строки соответствует изменению остроты на значение 0,1.

Классификация детей с нарушением зрения предполагает разделение на несколько групп:

1. Слабовидящие дети – нарушение развития остроты зрения соответствует значениям 0,05-0,2. Но даже при значительном отклонении от нормы дети впитывают информацию посредством зрительных образов. Посещая детский сад и школу, ребенок в полном объеме может воспринимать учебный материал, в том числе нет ограничений к письму или чтению.

2. Слепые дети – диагностируется полная остановка развития зрения, образное восприятие информации отсутствует. Может присутствовать остаточное зрение, соответствующее значению 0,04 на самый видящий глаз с использованием средств коррекции зрения, иногда способность различать свет сохраняется. По назначению врача рекомендуется домашнее обучение или детский сад и школа компенсирующего типа.

3. Частично слепые дети – сохраняется возможность различать свет и формировать образы, степень развития остроты зрения соответствует значению 0,005-0,4

4. Полностью слепые дети (тотальная слепота) – зрительные образы отсутствуют. Детям не рекомендуется посещать сад, требуется индивидуальное обучение и воспитание.

Также классификация включает временное разделение проявления нарушений развития зрения:

1. Дети, слепые от рождения – имеют тотальную слепоту, которая была диагностирована сразу при рождении или наступила в течение первых трех лет жизни.

2. Дети, ослепшие постепенно – с рождения развитие функции зрения происходило, но в возрасте до 6 лет и после – остановилось.

Особенности детей с нарушением зрения

Дети с проблемами зрения очень зависимы от родителей в плане развития, а если они посещают сад или школьное учреждение, то в часы пребывания на обучении – от педагогов и воспитателей. Психология детей с различными отклонениями во многом отличается от состояния здорового ребенка. Особенности детей с нарушением зрения заметны с первых минут пребывания ребенка в кругу сверстников, не имеющих патологий зрения:

    плохая координация движений, особо заметная при подвижных играх в детском саду или на площадке. Отсутствие инициативы обусловлено неуверенностью в своих движениях;

    мимика, жесты и зрительный контакт с другими людьми сильно ограничены, в некоторых случаях отсутствуют полностью;

    в школьном и подростковом возрасте отличительной чертой детей с нарушением развития зрения является чрезмерное развитие функции речи; при этом период, когда ребенок посещает сад (примерно 3-6 летнего возраста), характеризуется задержкой развития речи;

Помимо этого, особенности детей с плохим зрением играют роль и в процессе медицинских обследований. Когда падает зрение, необходимо больше времени для сосредоточения, поэтому врачи на таких детей затрачивают почти в два раза больше времени. Прежде чем дать ответ на какой-либо вопрос, дети с нарушением зрения тщательно обдумывают каждое свое слово и движение, при этом они требуют постоянного одобрения и подтверждения правильности своих действий у взрослых: дома у родителей, а если ходит в сад, то у воспитателей.

В зависимости от того, каковы особенности снижения остроты зрения и какими причинами это вызвано, врач всегда подскажет правильные действия по отношению к ребенку, определит, нужно ли ему домашнее обучение и воспитание, или можно посещать детский сад и школу.

Особенности развития, обучения и воспитания детей с нарушением зрения

При незначительном снижении остроты зрения, которое легко поддаётся коррекции, если начать лечение до того, как ребенок пойдет в сад, то к моменту поступления в школу состояние полностью нормализуется.

Дети с патологиями зрения средней тяжести могут чувствовать себя неполноценными, поэтому очень важно, чтобы родитель вселил в него ту уверенность, которой недостает ребенку. Если он посещает обычный детский сад, то необходимо попросить помощи у воспитателей, которые также поддержат малыша в трудную минуту.

Обучение и воспитание детей с нарушением зрения отличается от обычных программ развития. Родители играют основополагающую роль в адаптации ребенка к различным ситуациям. Главными помощниками в познании мира детьми с плохим зрением являются слух и тактильный контакт. Ввиду этого необходимо обращать особое внимание на развитие речевой функции, родители должны много разговаривать с малышом. Читать ему книги, просить, чтобы он пересказывал, описывать ему каждое свое действие и все, что видит взрослый, ведь именно глазами взрослого ребенок с проблемами зрения познает мир.

Выбирать детский сад и школу необходимо очень тщательно. В специализированных учебных заведениях работают педагоги со специальным образованием, которые четко понимают, как необходимо выстраивать обучение и проводить физическое воспитание детей с нарушением зрения.

Низкое зрение у детей младшего возраста

Наиболее сложный период в жизни каждого ребенка, особенно тех, у которых плохое зрение – это возраст от 1 года и до 7 лет. В этот период происходит стремительное развитие и формирование главных жизненных функций человека. В этом возрасте физические нагрузки на ребенка усиливаются, что обусловлено поступлением в детский сад, посещением различных кружков и секций

Родителям необходимо контролировать состояние малыша, регулярно посещать плановые осмотры у офтальмолога (1 раз в 4 месяца). При этом, чем выше нагрузка на ребенка, тем чаще дети с патологией зрения должны посещать врача.

Начиная с возраста 3 лет, на осмотре специалисты тестируют детей с нарушением зрения разными методами, чаще всего используется таблица Орловой, в которой буквы заменены простыми картинками (звезды, елки, треугольники). При обнаружении нарушений рекомендуется специальная гимнастика, а если ребенок посещает сад компенсирующего типа, то все рекомендации от врача поступят в дошкольное учреждение.

Дошкольное учреждение для детей с нарушением зрения

Такие дети отличаются от сверстников, не имеющих проблем со здоровьем, и поэтому им следует посещать специализированный детский сад.

Важный момент для детей с плохим зрением, посещающих сад - максимально быстро адаптироваться. Для этого им показывают основные зоны детской группы, объясняют, для чего они созданы, и каковы правила поведения действуют в каждой зоне. Период адаптации, в то время когда малыш впервые посещает сад, проходит в форме игры, что позволяет ему быстрее освоиться.

На следующем этапе происходит знакомство с взрослыми, которые, в свою очередь, должны уметь заинтересовать и расположить к себе ребенка.

Незадолго до того, как ребенок будет посещать сад на постоянной основе, воспитатели предлагают посещение нескольких консультаций с ребенком, что позволяет снизить его страх перед незнакомым местом.

Возможно, родителям следует посетить несколько дошкольных учреждений и выбрать тот детский сад, в котором ребенок будет чувствовать себя более комфортно и процесс развития пойдет лучше.

По завершению адаптационного периода действия воспитателей будут направлены на то, что бы определить особенности личности и распознать психологические проблемы. На основании полученных сведений будет разработан индивидуальный план занятий с ребенком, посещающим специальный детский сад.

Особенности физического воспитания детей с патологией зрения

Дети с проблемами зрения медлительны, не скоординированы, плохо чувствуют равновесие, не так сильны и выносливы, как здоровые.

Благодаря специально разработанным программам развития у малышей происходит формирование уверенности в своих движениях. Чаще всего занятия представлены подвижными играми, с использованием различных предметов: мяча, кеглей, кубиков и т.п.

Нередко у малышей с патологиями зрения диагностируют проблемы осанки, искривление позвоночника, наличие асимметрии разных частей тела. Для каждого ребенка программа физического воспитания разрабатывается на основании индивидуальных нарушений и отклонений. Если выбран специализированный детский сад или школа, то зачастую офтальмологи передают назначения занятий непосредственно физическим воспитателям, которые по рекомендациям строят программу развития.