Белая лихорадка у грудничка. Что делать при белой лихорадке у ребёнка? Лекарственные препараты для маленьких детей

При обнаружении высоких температурных значений тела у ребёнка многие родители, особенно молодые, впадают в панику, теряя самообладание и способность ясно мыслить. Однако, как показывает практика, такие эмоции излишни, поскольку являются не только не оправданными, но и существенным образом мешают принимать верные решения, заключающиеся в оказании первой помощи. Главное при выявлении высокой температуры у своего ребёнка — правильно и своевременно её сбить. В медицине повышение температуры тела до высоких показателей именуется «лихорадкой», которая может стать весьма опасным состоянием для детской возрастной категории.

Определение понятий

Достаточно часто «лихорадку» путают с «гипертермией», хотя эти два понятия являются совершенно разными:

  1. Лихорадка представляет собой результат острого развития заболеваний инфекционного происхождения. В данном случае высокие температурные значения — защитная реакция организма, посредством которой происходит стимуляция иммунитета, активация обменных процессов, повышение лейкоцитарных значений.
  2. Гипертермия, в свою очередь, возникает на фоне развития любых патологических состояний, не имеющих отношение к инфекционным возбудителям. Это могут быть различные новообразования в организме, перегревания и другие факторы.

Важно разбираться и уметь отличать представленные понятия, поскольку от этого зависит правильность и качество оказания первой неотложной помощи.

Виды лихорадки

Существует два основных типа лихорадки:

  • «белая», также именуемая » холодной «;
  • «розовая» или «горячая».

Принципиальное отличие » белого » вида у детей заключается в возникновении спазмов кровеносных сосудов, располагающихся на периферии, что предполагает развитие процесса согласно взрослому типу.

Каждое из лихорадочных состояний характеризуется своими особенностями, которые проявляются посредством следующих признаков:

«Холодное» лихорадочное состояние

  1. Кожные покровы ребёнка приобретают бледный или синюшный оттенок.
  2. При прикосновении к коже ощущается холод и повышенная сухость, что особенно характерно для конечностей.
  3. При весьма незначительных температурных значениях ребёнок проявляет малую двигательную активность, становится вялым и апатичным. Наряду с этим могут наблюдаться возбуждённые или бредовые состояния, не имеющие под собой веской причины.
  4. Отмечается учащение частоты биения сердца, которое может спровоцировать появление одышки.
  5. Возникает озноб, обуславливающийся сильной интенсивностью.
  6. Приём лекарственных препаратов с жаропонижающим эффектом не приносит положительного результата.

«Горячее» лихорадочное состояние

  1. Кожа ребёнка покрывается красноватыми пятнами.
  2. На ощупь кожные покровы тёплые и влажные, что также касается и конечностей.
  3. В соответствии с повышением температурных значений тела происходит учащение сердечного ритма, пульса и дыхания.
  4. При наличии высоких показателей температуры поведение ребёнка остаётся обычным.
  5. Жаропонижающие лекарства оказывают хороший эффект.
  6. В случае обтирания кожных покровов посредством водки или обычной воды отсутствует симптом «гусиной кожи».

Поскольку рассматриваемые виды лихорадочного состояния имеют существенные различия в симптоматике, целесообразно проводить разные методики оказания неотложной помощи.

«Розовая» лихорадка

Приём лекарств

  1. При наличии температурных значений от 37,5 до 38,5 градусов вполне эффективным станет «Парацетамол» или медикаменты на его основе, форма которых не играет особого значения. Действие таких лекарств начинается по истечению получаса и длится на протяжении пары часов.
  2. При температуре, стремительно ползущей вверх и превышающей значений в 38,5 градусов, целесообразно применять более сильнодействующие препараты, в виде «Анальгина», » Аспирина» или комбинации этих двух компонентов. Данные лекарства также активизируются по истечению получасового временного периода, однако их длительность составляет 6 часов. С целью получения большего положительного эффекта при отсутствии каких-либо противопоказаний к их использованию «Анальгин» и «Аспирин» принимаются по очереди через каждые 4 часа. Также возможен их совместный приём, но тогда период бездействия должен составлять не менее 8 часов.

Телесное охлаждение физического типа

  1. После приёма лекарственных препаратов хорошей помощью организму станет его охлаждение. Для его осуществления следует раздеться и делать обтирание всего тела посредством полотенца, предварительно смоченного в простой воде или растворе из водки, воды и уксуса. Важно делать именно обтирания, в процессе которых капли состава могут испаряться самостоятельным образом, при этом забирая с собой избытки тепла. После полного высыхания кожных покровов процедуру можно ещё несколько раз повторить.
  2. Хорошей альтернативой обтиранию является тёплый душ, после принятия которого температура может спасть на пару градусов.
  3. Не рекомендуется проводить процедуры согревающего типа без приёма лекарств, поскольку по окончанию действия таких процедур срабатывает защитная функция организма, заставляющая его вновь согреваться, в результате чего будет происходить ещё большая выработка тепла. При отсутствии приёма жаропонижающих препаратов температурные значения будут только повышаться.

Питье

  1. Ко всем описанным выше процедурам полезно добавить обильное тёплое питье, которое будет способствовать очищению организма.
  2. Отличной помощью станет чай с мочегонным действием, которой может явиться причиной возникновения озноба. В данном случае не следует укутываться, поскольку это препятствует тепловой отдаче.

«Белая» лихорадка

Лекарственные препараты

  1. В качестве жаропонижающих средств подойдут все те же «Парацетамол», «Аспирин» и «Анальгин».
  2. Вместе с ними применяются лекарства спазмолитического действия, которые влияют на сосудистые стенки кожи.

Растирания

Для рук и ног ребёнка важно делать согревания посредством грелок или растирающих процедур. В данном случае обтирания являются малоэффективными.

После проведения описанных выше мер неотложной помощи температурные значения должны идти на спад и уменьшиться минимум на градус. При отсутствии положительной динамики целесообразно вызвать врача, поскольку такие стойкие лихорадочные состояния свидетельствуют о серьёзных нарушениях, происходящих в организме, требующих безотлагательного медицинского вмешательства и тщательного обследования.

Однако при этом важно понимать, что категорически не следует добиваться температурных значений, характерных для здорового организма, так как такие резкие перепады температуры могут нанести не меньший вред ребёнку. К исключительным случаям относятся люди пожилого возраста, дети в возрастной категории меньше года, а также больные, страдающие заболеваниями неврологического и кардиологического типа. Как правило, у данных категорий населения температурные значения не превышают 38 градусов. Вследствие этого, снижение температуры до нормальных цифр является слабо ощутимым.

3
1 ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, Москва, Россия
2 Ассоциация педиатров, Москва, Россия
3 ФГБОУ ДПО «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образова- ния» МЗ РФ, Москва; ГБУЗ «Детская городская клиническая больница им. З.А. Башляевой» ДЗ г. Москвы


Для цитирования: Захарова И.Н., Творогова Т.М., Заплатников Лихорадка у детей: от симптома к диагнозу // РМЖ. 2013. №2. С. 51

Диагностический поиск причины лихорадки является наиболее значимым в работе педиатра, он требует профессионального мастерства и индивидуального подхода в каждом конкретном случае. Гипертермия может быть проявлением многих заболеваний и патологических состояний - от нарушения терморегуляции в результате инфекционных, соматических, гематологических заболеваний до психических и вегетативных расстройств. В большинстве случаев педиатр самостоятельно должен разобраться в причине лихорадки и поставить правильный диагноз. В этих случаях врачу помогают знания механизмов нарушения терморегуляции при гипертермии, основных вариантов течения лихорадки, клинической симптоматики заболеваний, манифестирующих с повышения температуры и протекающих на ее фоне.

Известно, что в процессе эволюции выработалась и генетически закрепилась типовая терморегуляторная защитно-приспособительная реакция в ответ на воздействие различных патогенных раздражителей. Эта реакция проявляется перестройкой температурного гомеостаза, направленной на повышение температуры тела для повышения естественной реактивности организма. Повышение температуры тела в ответ на воздействие различных патогенных раздражителей (пирогенов) принято обозначать лихорадкой.
Усиление естественной реактивности организма, наблюдаемое при лихорадке, включает повышение активности фагоцитоза, увеличение синтеза интерферона, ускорение трансформации лимфоцитов, стимуляцию антителогенеза, ингибирование вирусов и бактерий.
Лихорадка принципиально отличается от нормальной реакции на чрезмерную выработку или потерю тепла организмом. Это связано с тем, что при повышении температуры тела (мышечная работа, перегревание и др.) сохраняется установка центра терморегуляции на нормализацию температуры. В то время как при лихорадке терморегуляция целенаправленно «перестраивает» процессы теплопродукции и теплоотдачи на изменение температурного гомеостаза в сторону повышения температуры тела. Механизм развития лихорадки представлен на рисунке 1.
На основании имеющихся в настоящий момент данных неправильно говорить, что имеет место синтез одного вещества, вызывающего лихорадку, правильнее предполагать наличие каскада иммуноопосредованных реакций, в результате которых образуются субстанции, стимулирующие гипоталамус. Активированные макрофаги секретируют более 100 биологически активных веществ, среди которых основным медиатором лихорадки является провоспалительный цитокин - интерлейкин-1 . Проникая через гематоэнцефалический барьер в условиях нарушенного иммунного гомеостаза, интерлейкин-1 воздействует на рецепторы центра терморегуляции, что в итоге приводит к перестройке терморегуляции и развитию лихорадки .
Поскольку лихорадка является неспецифической защитно-приспособительной реакцией организма, то причины, ее вызывающие, могут быть весьма разнообразными. Выделяют инфекционную и неинфекционную лихорадку. Любые инфекции, а также вакцины могут быть причиной лихорадки за счет поступления либо образования в организме пирогенов.
Экзогенными пирогенами являются: эндотоксин грамотрицательных бактерий, эндотоксины дифтерийной палочки и стрептококков, белковые вещества дизентерийной и паратифозной палочек. В то же время вирусы, риккетсии, спирохеты не обладают собственными эндотоксинами, а вызывают лихорадку, стимулируя синтез эндогенных пирогенов клетками самого макроорганизма.
Лихорадка неинфекционной природы с этиологических позиций более многообразна и может быть обусловлена одним из следующих причинных факторов:
. иммунный (диффузные болезни соединительной ткани, васкулиты, аллергические болезни);
. центральный (повреждение различных отделов ЦНС - кровоизлияние, опухоль, травма, отек мозга, дефекты развития);
. психогенный (функциональные нарушения высшей нервной деятельности (невроз, психические расстройства, эмоциональное напряжение));
. рефлекторный (болевой синдром при мочекаменной, желчнокаменной болезни, раздражении брюшины и др.);
. эндокринный (гипертиреоз, феохромоцитома);
. резорбционный (ушиб, сдавление, разрез, ожог, некроз, асептическое воспаление, гемолиз способствуют образованию эндогенных пирогенов белковой природы - нуклеиновых кислот);
. медикаментозный (энтеральное или парентеральное введение ксантиновых препаратов, гиперосмолярных растворов, антибиотиков, дифенина, сульфаниламидов);
. наследственный (семейная средиземноморская лихорадка - периодическая болезнь);
. лимфопролиферативный процесс (лимфогранулематоз, неходжкинские лимфомы);
. гранулематозное заболевание (саркоидоз и др.);
. метаболические заболевания (гиперлипидемия I типа, болезнь Фабри и др.).
Каждый из указанных причинных факторов лихорадки, несмотря на общие механизмы нарушения терморегуляции, имеет специфические особенности патогенеза и клинической картины . Температурная реакция неинфекционного происхождения связана с центральным и периферическим действием эндогенных пирогенов, гормонов и медиаторов, при этом основным звеном патогенеза лихорадки является снижение теплоотдачи без усиления теплопродукции.
Лихорадку принято оценивать по степени повышения температуры тела, длительности лихорадочного периода и характеру температурной кривой.
В зависимости от степени повышения температуры лихорадка может быть: субфебрильная (37,20°-38,00°С); низкая фебрильная (38,10°-39,00°С); высокая фебрильная (39,10°-40,10°С); чрезмерная (гипертермическая) - свыше 41,10°С.
В зависимости от продолжительности лихорадочного периода выделяют лихорадку эфемерную (от нескольких часов до 1-3 дней); острую (до 15 дней); подострую (до 45 дней); хроническую (более 45 дней).
Следует отметить, что в настоящее время в практической работе классические температурные кривые, позволяющие выявить характер лихорадки (постоянная, послабляющая, перемежающаяся, истощающая, неправильная), приходится видеть редко из-за широкого применения антибактериальных и жаропонижающих препаратов в дебюте заболевания.
Особое внимание следует обращать на клинические эквиваленты соответствия/несоответствия процессов теплоотдачи и теплопродукции, т.к. в зависимости от индивидуальных особенностей и фоновых состояний лихорадка, даже при одинаковом уровне гипертермии, у детей может протекать по-разному.
Выделяют «розовый» и «бледный» варианты лихорадки. Если при повышении температуры тела теплоотдача соответствует теплопродукции, то это свидетельствует об адекватном течении лихорадки. Клинически это проявляется «розовой» лихорадкой. При этом наблюдается нормальное поведение и удовлетворительное самочувствие ребенка, кожные покровы розовые или умеренно гиперемированные, влажные и теплые на ощупь. Это прогностически благоприятный вариант лихорадки. Отсутствие потливости у ребенка с лихорадкой и розовыми кожными покровами должно насторожить в плане подозрения на выраженное обезвоживание (рвота, диарея, тахипноэ).
При «бледном» варианте теплоотдача не соответствует теплопродукции из-за существенного нарушения периферического кровообращения. При этом клинически отмечаются нарушение состояния и самочувствия ребенка, озноб, бледность, мраморность, сухость кожных покровов, акроцианоз, холодные стопы и ладони, тахикардия. Эти клинические проявления свидетельствуют о прогностически неблагоприятном течении лихорадки.
Одним из клинических вариантов неблагоприятного течения лихорадки является гипертермический синдром. Это патологический вариант лихорадки, при котором отмечается неадекватная перестройка терморегуляции с резким увеличением теплопродукции и резким снижением теплоотдачи. Клинически - это быстрое повышение температуры тела, нарушение микроциркуляции, метаболические расстройства и прогрессивно нарастающая дисфункция жизненно важных органов и систем, а также отсутствие эффекта от жаропонижающих препаратов. Следует помнить, что в основе выделения гипертермического синдрома в отдельный вариант температурной реакции лежит не степень повышения температуры тела до конкретных цифр, а тяжесть состояния, что в конечном итоге и определяет прогноз заболевания.
У детей раннего возраста развитие гипертермического синдрома в подавляющем большинстве случаев обусловлено инфекционным воспалением с развитием токсикоза . Гипертермический синдром и «бледная» лихорадка в отличие от «благоприятной», «розовой» являются прямым указанием на необходимость оказания комплексной неотложной помощи.
Таким образом, при одинаковом уровне гипертермии могут наблюдаться различные варианты течения лихорадки, развитие которых находится в прямой зависимости от индивидуальных, возрастных, преморбидных особенностей и сопутствующих заболеваний ребенка.
Лихорадка может явиться причиной развития тяжелых патологических состояний. Возможные осложнения при лихорадочных состояниях приведены в таблице 1.
Известно, что повышение температуры тела - неспецифический симптом, возникающий при многочисленных заболеваниях и патологических состояниях.
При проведении дифференциальной диагностики следует обращать внимание на клиническую картину лихорадки, что позволит сузить круг возможных причин повышения температуры. Это касается наличия озноба, потливости, интоксикационного синдрома, лимфаденопатии. Так, озноб и выраженная потливость характерны в первую очередь для бактериальной инфекции, но могут наблюдаться и при лимфопролиферативном процессе (лимфогранулематозе). Интоксикация при инфекционной патологии выражается резкой слабостью, отсутствием или значительным снижением аппетита, тошнотой, рвотой, сухостью слизистых, олигурией. Лихорадка вирусной природы нередко сопровождается лимфаденопатией, при этом лимфатические узлы мягкие, ограничены от окружающих тканей, симметричны, слегка болезненны.
Важными элементами дифференциальной диагностики являются:
. патогномоничные клинические симптомы и симптомокомплексы, позволяющие диагностировать заболевание;
. результаты параклинических исследований.
К обязательным методам первичного обследования больного с лихорадкой относят: термометрию в 3-5 точках (в подмышечных, паховых областях, в прямой кишке); биохимический анализ крови (СРБ, фибриноген, белковые фракции, холестерин, активность печеночных ферментов и др.); общий анализ мочи. Дополнительные исследования у ребенка с лихорадкой проводятся в зависимости от жалоб и выявленных в процессе динамического наблюдения симптомов.
Клиническая картина заболевания в сочетании с указанными лабораторными показателями позволяет дифференцировать «воспалительную» и «невоспалительную» лихорадку. К признакам «воспалительной» лихорадки относятся:
. связь дебюта заболевания с инфекцией (катаральные явления со стороны верхних дыхательных путей, наличие симптомов инфекционного заболевания, отягощенный эпиданамнез);
. воспалительные изменения со стороны крови (лейкоцитоз, ускорение СОЭ, повышение уровня фибриногена, С-реактивного белка, диспротеинемия);
. наличие симптомов интоксикации;
. нарушение самочувствия;
. тахикардия и тахипноэ;
. купирование лихорадки при применении жаропонижающих средств;
. положительный эффект при назначении антибактериальных средств.
Лихорадка при иммунопатологических процессах упорная и имеет ряд особенностей, наиболее выраженных при аллергосептическом варианте ювенильного ревматоидного артрита:
. по характеру - интермиттирующая, по степени выраженности - фебрильная с одним-двумя суточными пиками;
. повышение температуры сопровождается кожными высыпаниями;
. появление лихорадки наблюдается задолго до развития суставного синдрома, лимфоаденопатии и других проявлений заболевания;
. при назначении антибактериальной терапии лихорадка не снижается;
. жаропонижающие средства дают слабый и кратковременный эффект;
. назначение глюкокортикостероидных препаратов приводит к нормализации температуры в течение 24-36 ч;
. в клиническом анализе крови: лейкоцитоз с нейтрофильным сдвигом, ускорение СОЭ до 40-60 мм/ч; СРБ - резко увеличен.
Для «невоспалительной» температурной реакции характерны: хорошая переносимость лихорадки; наличие связи с психоэмоциональными влияниями; отсутствие озноба, возможно чувство жара; нормализация температуры ночью; отсутствие адекватного учащения пульса при повышении температуры; спонтанное снижение температуры; отсутствие эффекта от жаропонижающих препаратов; выявление асимметрии при температурном картировании (измерение температуры в 5 точках).
Вегетативные нарушения, сопровождающиеся повышением температуры, наиболее часто встречаются у детей дошкольного и школьного возраста, особенно в пубертатный период. Отмечено, что периоды повышения температуры имеют сезонный характер (чаще - осень, зима) и могут сохраняться в течение нескольких недель.
Следует подчеркнуть, что лихорадка расценивается как следствие нейровегетативной дизрегуляции только в том случае, когда ребенок обследован и исключены другие возможные причины гипертермии . При этом проводится комплексное лечение вегетативной дистонии, а жаропонижающие лекарственные средства не назначаются.
При лихорадке, обусловленной эндокринной патологией, сопровождающейся повышенным образованием гормонов (тироксина, катехоламинов), лекарственной аллергией, также не требуется применения антипиретиков. Температура при этом обычно нормализуется на фоне лечения основного заболевания либо при отмене аллергизирующего препарата.
Лихорадка у новорожденных и детей первых 3 мес. требует пристального медицинского наблюдения. Так, если лихорадка возникает у новорожденного ребенка в течение первой недели жизни, необходимо исключить возможность обезвоживания в результате чрезмерной потери массы тела, что чаще встречается у детей, родившихся с крупной массой. В этих случаях показано проведение регидратации. У новорожденных и детей первых месяцев жизни возможно повышение температуры в связи с перегреванием и чрезмерным возбуждением. Подобные ситуации чаще возникают у недоношенных и детей, родившихся с признаками морфофункциональной незрелости. При этом воздушная ванна способствует быстрой нормализации температуры тела. При сохраняющейся лихорадке у детей до 3 мес. жизни показана госпитализация для исключения патологии и возможности развития осложнений лихорадочного состояния.
Дифференциальная диагностика лихорадки приводит, как правило, к выяснению ее причины и установлению диагноза. В отдельных случаях причина лихорадки остается неясной, и тогда гипертермия интерпретируется как лихорадка неясного генеза (ЛНГ). О ЛНГ говорят при продолжительности лихорадки более 2-3 нед., повышении температуры выше 38,00°-38,30°С и если диагноз не установлен в течение недели интенсивного обследования . Однако даже в случае неясной лихорадки в последующем диагностируются не необычные патологические процессы, а хорошо известные врачам заболевания, протекающие нетипично и проявляющиеся в дебюте преимущественно лихорадочным синдромом . По литературным данным, в 90% случаев причинами ЛНГ являются серьезные инфекции, диффузные болезни соединительной ткани, онкологические заболевания .
При выяснении причины ЛНГ педиатру следует:
1. Исключить наличие и обострение очагов хронической инфекции в носоглотке (синуситы, тонзиллит, аденоидит).
2. Уточнить данные туберкулезного анамнеза, ибо следует помнить, что одной из наиболее частых причин ЛНГ является туберкулез. Длительное течение лихорадки может указывать на появление внелегочных очагов заболевания. При этом наиболее частой внелегочной локализацией инфекции являются почки и костная ткань.
3. Необходимо помнить о возможности развития эндокардита у детей с врожденными пороками сердца.
4. Следует исключить дебют одного из вариантов системных васкулитов (болезнь Кавасаки, узелковый полиартериит), т.к. последние составляют около 10% всех случаев ЛНГ .
5. Важно знать, что лихорадка может быть одним из проявлений аллергической реакции на различные лекарственные препараты, в т.ч. и антибактериальные.
6. Среди злокачественных новообразований лимфомы наиболее часто сопровождаются лихорадкой.
Наряду с клиническими и традиционными параклиническими данными требуются дополнительные исследования для выявления возможной причины ЛНГ.
В таблице 2 представлены информативные методы исследования, которые в совокупности с клинической симптоматикой позволят врачу грамотно и целенаправленно провести диагностический поиск и выявить причину лихорадки, ранее расцененной как ЛНГ. При составлении таблицы использованы многолетние клинические наблюдения и опыт сотрудников кафедры педиатрии РМАПО, литературные данные, а также Номенклатура работ и услуг в здравоохранении РФ .
В педиатрической практике повышение температуры - одна из основных причин бесконтрольного применения различных лекарственных средств . При этом нередко назначаются медикаменты, в том числе и жаропонижающие, без веских на то оснований. Очевидно, что при лихорадке целесообразно строго придерживаться определенного алгоритма действий.
Прежде всего, необходимо определить, нуждается ли ребенок с лихорадкой в оказании неотложной помощи, выяснить, является ли для данного ребенка лихорадка фактором риска развития серьезных осложнений. В группу риска по развитию осложнений при лихорадке входят дети:
. до 2 мес. при температуре выше 38°С;
. до 2 лет при температуре выше 39°С;
. в любом возрасте при температуре выше 40°С;
. с фебрильными судорогами в анамнезе;
. с заболеваниями ЦНС;
. с хронической патологией органов кровообращения;
. с обструктивным синдромом;
. с наследственными метаболическими заболеваниями.
В зависимости от анализа клинико-анамнестических данных в каждом конкретном случае выбирается индивидуальная стратегия наблюдения и рациональная тактика терапевтических действий. Алгоритмы лечебных мероприятий в зависимости от наличия преморбидного фона и степени выраженности гипертермии приведены на рисунках 2 и 3.
Известно, что если у ребенка с неотягощенным преморбидным фоном температурная реакция имеет благоприятный характер («розовая» лихорадка), не превышает 39оС и не оказывает отрицательного влияния на состояние ребенка, то от назначения жаропонижающих средств следует воздержаться. В этих случаях показано обильное питье, могут быть использованы физические методы охлаждения.
В ситуациях, когда клинические и анамнестические данные свидетельствуют о необходимости проведения жаропонижающей терапии (дети из группы риска, «бледная» лихорадка, гипертермический синдром), следует руководствоваться официальными рекомендациями ВОЗ, Федеральным руководством, рекомендациями Союза педиатров России по стратегии применения антипиретиков у детей . Среди всех жаропонижающих лекарственных средств только парацетамол и ибупрофен рекомендованы для использования в педиатрической практике, поскольку полностью отвечают критериям высокой терапевтической эффективности и безопасности.
Согласно рекомендациям ВОЗ, ацетилсалициловая кислота не должна использоваться как анальгетик-антипиретик у детей в возрасте до 12 лет из-за опасности серьезного осложнения - развития синдрома Рея . Применение метамизола как жаропонижающего и обезболивающего средства допустимо лишь при индивидуальной непереносимости препаратов выбора (парацетамола, ибупрофена) и необходимости парентерального применения антипиретика.
Механизм действия ибупрофена и парацетамола изучен и широко освещен в литературе . В основе жаропонижающего эффекта препаратов лежит угнетение синтеза простагландинов за счет снижения активности циклооксигеназы (ЦОГ). Известно, что ЦОГ, ее изоферменты принимают непосредственное участие в синтезе простагландинов. Блокируя активность ЦОГ, уменьшая синтез провоспалительных простагландинов, лекарственные препараты оказывают антипиретическое, аналгезирующее и противовоспалительное действие.
Ибупрофен обладает двойным антипиретическим эффектом - центральным и периферическим. Центральное действие заключается в блокировании ЦОГ в ЦНС и, соответственно, угнетении центров боли и терморегуляции. Механизм периферического жаропонижающего действия ибупрофена обусловлен ингибицией образования простагландинов в различных тканях, что приводит к уменьшению фагоцитарной продукции цитокинов, в том числе и эндогенного пирогена - ИЛ-1, и к снижению активности воспаления с нормализацией температуры тела.
Жаропонижающий и обезболивающий эффекты парацетамола связаны с ингибированием активности ЦОГ в ЦНС без влияния на фермент, локализующийся в других тканях. Этим объясняется слабое противовоспалительное действие препарата. В то же время отсутствие блокирующего влияния на ЦОГ и синтез простагландинов в тканях обусловливает отсутствие отрицательного влияния препарата на слизистые желудочно-кишечного тракта и водно-солевой обмен .
При проведении жаропонижающей терапии парацетамол и ибупрофен могут применяться в виде монотерапии с 3-х мес. жизни, а их комбинация - с 3 лет. Исследования показали, что эффективность ибупрофена и парацетамола при совместном применении выше, чем каждого из них в отдельности, т.е. препараты в комбинации взаимоусиливают свое действие. Потенцирующий эффект препаратов был подтвержден в клинических исследованиях. Отмечено, что снижение температуры на фоне комбинированного применения парацетамола и ибупрофена достигается при меньших дозах, чем от этих препаратов, примененных по отдельности .
Противопоказаниями к назначению парацетамола являются заболевания печени, почек и органов кроветворения, а также дефицит фермента глюкозо-6-фосфат-дегидрогеназы, противопоказания к назначению ибупрофена - эрозивно-язвенные поражения ЖКТ в период обострения и патология зрительного нерва.
Следует отметить, что одновременное назначение 2-х жаропонижающих средств значительно снижает комплаентность пациентов и их родителей к лечению. Нередко бывает затруднительной и точность дозирования рекомендуемых препаратов. Более того, возможность нерациональных комбинаций увеличивает риск побочных реакций. В этом отношении фиксированная комбинация антипиретиков предпочтительнее.
Единственной фиксированной низкодозовой комбинацией двух жаропонижающих средств, зарегистрированной в России для применения в педиатрической практике, является лекарственный препарат Ибуклин. В состав Ибуклина входят ибупрофен и парацетамол. Препарат имеет существенные преимущества по сравнению с каждой из его составляющих, ибо в указанной комбинации сочетаются безопасность с быстрым началом действия препарата и длительностью жаропонижающего эффекта .
Диспергидрированная таблетка детской лекарственной формы (Ибуклин Юниор) содержит 125 мг парацетамола и 100 мг ибупрофена. Таблетка растворяется в 5 мл воды для получения суспензии с помощью прилагающейся ложечки. Разовая доза - 1 таблетка. Суточная доза зависит от возраста и веса ребенка:
. 3-6 лет (15-20 кг) - 3 таблетки в сут.;
. 6-12 лет (20-40 кг) - 5-6 таблеток в сут. с интервалом 4 ч;
. дети старше 12 лет - 1 «взрослая» таблетка 3 раза в сут. Следует помнить, что в качестве жаропонижающего средства Ибуклин не следует принимать пациентам любого возраста более 3 дней.
Следует помнить, что возможные причины лихорадки чрезвычайно многообразны, поэтому только тщательный сбор анамнеза, анализ клинических данных в сочетании с углубленным целенаправленным обследованием позволят лечащему врачу выявить конкретную причину лихорадки, диагностировать заболевание и назначить соответствующую терапию.





Литература
1. Воробьев П.А. Лихорадка без диагноза. - М.: Ньюдиамед, 2008.- 80 с.
2. Saper C.B., Breder C.D. Endogenous pyrogens in the CNS: role in the febrile respons // Prog. Brain Res. 1992. 93. P. 419-428.
3. Foreman J.C. Pyrogenesis // Nextbook of Immunopharmacology. - Blackwel Scientific Publications, 1989.
4. Коровина Н.А., Захарова И.Н., А.Л. Заплатников, Т.М. Творогова. Лихорадка у детей: дифференциальная диагностика и терапевтическая тактика: Пособие для врачей. - М., 2006.- 54 с.
5. Чебуркин А.В. Патогенетическая терапия и профилактика острого инфекционного токсикоза у детей. - М., 1997. - 48 с.
6. Основы перинатологии / Под ред. Н.П. Шабалова, Ю.В. Цвелева. - М: МЕДпресс-информ, 2002. - С. 393-532.
7. Педиатрия. Клинические рекомендации / Под ред. А.А.Баранова. - М., 2005. - С. 96-107.
8. Коровина Н.А., Захарова И.Н., Гаврюшова Л.П. и др. Вегетативная дистония у детей и подростков: Руководство для врачей. - М., 2009. - 52 с.
9. Алгоритм: лихорадка неясного генеза // Consilium medicum. - 2001.- Т. 2. - С. 291-302.
10. Лыскина Г.А., Ширинская О.Г. Слизисто-кожный лимфонодулярный синдром (синдром Кавасаки). Диагностика и лечение. - М.: Видар, 2008. - 139 с.
11. Моррей Дж.П. Синдром Рейе // Интенсивная терапия в педиатрии. - М.: Медицина, 1995. - Т. 1. - С. 376-388.
12. Федеральное руководство для врачей по использованию лекарственных средств (формулярная система): Выпуск 1.- М.: ГЭОТАР- Медицина, 2005. - 975 с.
13. The management of fever in young children with acute respiratory infection in developing countries /WHO/ ARI/ 93.90, WHO Geneva, 1993.
14. Белоусов Ю.Б., Моисеев В.С., Лепахин В.К. Клиническая фармакология и фармакотерапия. - М.: Универсум Паблишинг, 1997. - С. 218-233.
15. Hu Dai N.V., Lamar K. et al. COX -3, a cyclooxygenase - 1. variant inhibited by acetaminophen and other analgesic/ antipyretic drugs: Cloning, structure, and expression // Proc. Natl. Acad. Sci. 2002. Vol. 99, 21. P. 13926-13931.
16. Starko K.M., Ray C.G., Dominguly L.B. et al. Reye s Syndrom and salicylate use // Pediatrics. 1980. Vol. 66. P. 859.
17. Center for Disease Control: National Reye syndrom Surveillance -United States // New Tngland J. Med. 1999. № 340. Р. 41.
18. Дворецкий Л.И. Лихорадка: лечить или не лечить // Русский медицинский журнал. - 2003. - № 14. - С. 820-826.
19. Дворецкий Л.И. Лихорадящий больной. Место и польза антипиретиков // РМЖ.- 2011. - Т. 19. - № 18. - С. 1-7.
20. Hay A.D. et al. Paracetamol plus ibuprofen for the treatment of the fever in children (PITCH): ra-nomised and controlled trial // BMJ. 2008. Vol. 337. P. 1302.
21. Романюк Ф.П. Современные стратегии лечения лихорадки инфекционного генеза // Мед. вестник. - 2012. - № 25 (602).
22. Lesko S.M., Mitchell A.A. An assessment of the safety of pediatric ibuprofen. A practitioner-based randomized clinical trial // JAMA. 1995. 273 (12). P. 929-933.


По вопросам лихорадки у нас остались для обсуждения еще некоторые из вопросов. Они актуальны и также требуют внимания, подробного разбора действий родителей и методов оказания первой помощи, дальнейшей тактики, а также способа профилактики осложнений. Одним из самых неприятных при лихорадке становится озноб, субъективно неприятное ощущение холода и дискомфорта.

Что делать при ознобе?

Озноб у ребенка может указывать на повышение температуры при различных заболеваниях, и чтобы в этом убедиться, стоит измерить температуру тела малыша привычными способами. То есть, озноб указывает на формирование такого понятия как бледная лихорадка. Стоит помнить, что течение бледной лихорадки может быть достаточно тяжелым и продолжительным, при этом такой вид лихорадки тяжело переносится ребенком или взрослым, особенно при гриппе, детских инфекциях или ОРВИ. Признаками развития именно белого типа лихорадки обычно называются такие признаки, как состояние ребенка близкое к тяжелому или средней тяжести, однако, ребенок в сознании, если отличать состояние от фебрильных судорог младенцев.

Ребенок при белой лихорадке и ознобе дрожит, его сильно знобит, он жалуется на холод, а у детей раннего возраста эквивалентами этого состояния является сильное беспокойство. На коже детей отчетливо выступают признаки гусиной кожи и мраморность кожных покровов. Малыш пытается принять позу эмбриона, сворачивается клубочком под одеялом, никак не согреется. Кожа сильно бледная, теплая или горячая, сухая на ощупь, а вот руки и ноги по ощущениям очень холодные, ледяные и сухие. Уровень температуры тела может варьировать от совсем невысокой температуры до 38.1 градуса, до очень высоких цифр в 39.1 и выше. Длительное течение белого варианта лихорадки очень тяжело переносится малышом, в отличие от розового варианта лихорадки. Такой вид лихорадки с ознобом считается неблагоприятным для прогноза и течения заболевания, в плане осложнений и сложен в оказании медицинской помощи. Но, развитие озноба и лихорадки не повод для паники, если все сделать правильно и своевременно.

Первым делом при оказании помощи ребенку нужно постараться улучшить самочувствие малыша методами и приемами для снятия периферического спазма подкожных сосудов, который характерен для бледного типа лихорадки. Можно применить накрывание малыша теплым одеялом или пледом, к ледяным ножкам и кистям можно приложить теплые бутылки с водой или грелки, либо же растереть или размассировать стопы и кисти до согревания их. Параллельно с этим необходимо дать ребенку жаропонижающее средство на основе парацетамола или ибупрофена.

Если ребенок плохо себя чувствует при бледной лихорадке, уровень температуры повышается до 38.5-39.5 и выше, если на протяжении болезни возникают повторные эпизоды выраженных проявлений бледной лихорадки, тогда вместе с жаропонижающими препаратами нужно дать ребенку дополнительно препараты для снятия спазмов сосудов микроциркуляторного русла. Обычно для этого применяют "Но-шпу" или "Папаверин", обсудив дозировку вашему ребенку по возрасту с врачом. Иногда один только жаропонижающий препарат без сосудистого, при таком типе лихорадки может оказаться неэффективным. Однако стоит запомнить, что такие спазмолитические препараты можно давать детям при лихорадке только при полной уверенности в том, что у ребенка нет признаков хирургической патологии и отсутствия жалоб на боль в животе, тошноту и т.д. Иначе комбинация этих препаратов замаскирует симптомы и отсрочит наступление необходимого лечения.

По мере улучшения состояния, примерно через двадцать минут после выполнения всех этих действий, признаки бледного типа лихорадки должны пройти и трансформироваться в розовый тип лихорадки, но значения градусника могут при этом даже повыситься – не пугайтесь, это нормально, значит, при лихорадке организм начал излучать тепло в окружающее пространство. Однако, не смотря на температуру общее состояние малыша должно стать лучше, тогда можно раскрыть ребенка и убрать с него лишние одежки, если ему не холодно. Снижать температуру при бледной лихорадке нужно плавно и медленно, в течение трех часов, не нужно стремиться ее сбить до нормальной, нужно чтобы она опустилась ниже 38.0 градусов. И категорически нельзя при бледном типе лихорадки с ознобом применять наружные способы охлаждения – это только ухудшит состояние и приведет к более тяжелым последствиям.

Напоминаю вам еще раз, что основной задачей всех наших действий при лихорадке является улучшение общего состояния ребенка и его самочувствия, при этом нужно добиться снижения температуры, но не обязательно это должна быть граница нормы. Можно вполне комфортно снизить температуру до 38.1-38.4 градуса и при этом дальше дать защитным силам организма самим поработать в борьбе с заболеванием. То есть, не нужно стремиться во что бы то ни стало снизить температуру до 36.6 градусов, лечат не саму по себе высокую температуру, лечат то заболевание, которое и спровоцировало столь высокие цифры лихорадки.

При приеме жаропонижающих препаратов их эффекты можно оценивать не ранее, чем через два часа, а при бледном типе лихорадки можно выждать и три часа – это нормальная реакция организма на препарат. Конечно, большинство препаратов начнут постепенно действовать уже через полчаса, но максимальная концентрация препарата и его эффект достигается не сразу. Не паникуйте. Если через полчаса пока нет эффекта, не давайте лишних препаратов – дайте организму начать работать. Лихорадочное состояние начнет идти на спад в тот момент, когда пиковая концентрация препарат совпадет с пиковым повышением температуры тела ребенка, то есть когда наступит непосредственно самый основной жаропонижающий эффект препарата. Стоит также помнить, что на стадии бледной лихорадки или в процессе пробуждения или засыпания малыша эффект также будет несколько отсроченным, это физиологические особенности метаболизма.

После приема препаратов не стоит бросаться сразу же мерить температуру и оценивать эффект, померьте температуру через два-три часа – тогда картина лечения будет наиболее объективной. Сопоставьте данные по измерению ранее, до приема препарата и те, что получились после того, как прошло два часа, должна быть динамика в снижении температуры. Очень хорошо, если температура понизилась ниже чем отметка в 38.0 градусов. Но совсем неплохо будет, если лихорадка снизилась на 0.5-1 градус. Это тоже положительная динамика. Необходимо отталкиваться от исходных цифр лихорадки, а не от нормальных значений. Поэтому, при температуре у ребенка не паникуйте, не порите горячку и не пичкайте каждый час ребенка жаропонижающими – не приводите к состоянию передозировки и затем к резкой гипотермии. Это запутает и вас самих, и вашего врача, и сформирует у вас ощущение, то препараты вам «совсем не помогают».

Итак, вы дали ребенку жаропонижающий препарат, его общее состояние улучшилось, температура стала снижаться до 38.5-38.0 градусов. И тут возникает вопрос, а что же делать далее? Почему-то, в основном все рассказывают как сбить высокую температуру и на этом останавливаются, но ведь болезнь еще не прошла, и ребенок еще лихорадит. Нужно ведь лечиться далее, и делать это правильно. Прежде всего, необходимо продолжать наблюдение за состоянием ребенка и цифрами лихорадки, измерять температуру нужно два-три раза в день, при подозрении на скачок лихорадки – дополнительно померить температуру. Не нужно укутывать ребенка и давать ему пропотеть, при лихорадке у детей перегрев не менее опасен, чем замерзание.

Не стоит, пока малыш лихорадит, с ним гулять, особенно если на улице жара, ветер или холод, дождь. А вот если тепло и позволяет состояние – можно выйти подышать свежим воздухом минут на пятнадцать. Если ребенок просит есть – покормите его по аппетиту, если он отказывается от еды, можно только поить ребенка сладкими напитками, сладким чаем с лимоном, травяными чаями, соками, компотами. Пить надо много и активно, чтобы малыш мог активно мочиться. Обязательно обратитесь к врачу, чтобы выяснить причины лихорадки и назначить полноценное лечение причин лихорадки.

Если температура не снижается?

Если через два-три часа лихорадка не проходит после приема первого жаропонижающего препарата, стоит повторить прием препарата, этого же или другого. Например, после "Парацетамола" дать "Нурофен". Нужно тщательно и правильно измерить температуру и оценить ее динамику, и если температура не снижается или растет – необходимо вызвать врача или "Скорую помощь", если ребенок чувствует себя очень плохо. До приезда врачей успокойте ребенка и проводите все ранее оговоренные мероприятия, будьте готовы к тому, что при высокой температуре и подозрении на инфекции вас могут госпитализировать в стационар, соберите вещи и документы. Завтра мы поговорим о особых видах лихорадок при различных патологиях и заболеваниях.

Написать этот пост меня побудило активно процветающее мракобесие, выражающееся в обтирании детей водой с уксусом или водкой при повышенной температуре. Особо неприятно, что это мракобесие до сих пор не только поддерживается, но и распространяется изрядной частью отечественных педиатров и других детских врачей. (Тут можно было бы написать о состоянии отечественной муниципальной и не только педитарии, и степени ответственности врачей за свои рекомендации, с приведением личных примеров из своей жизни и жизни знакомых, но я не буду, ибо все все понимают и примеров своих есть, думаю, у всех)

Немного истории. Водочно-уксусные растирания были очень сильно распространены лет 30 назад (и раньше, соответственно), когда мы были маленькими. Фармакология и фармацевтика тогда были развиты далеко не так хорошо, как сейчас, и весь арсенал лекарств для борьбы с жаром у наших родителей составлял анальгин и амидопирин, которые довольно часто бывали неэффективны. Поэтому частенько использовались именно те самые, пресловутые, водочно-уксусные растирания.
Достаточно бесспорно, что растирания эти штука весьма действенная, но , к сожалению, очень немногие знают, что это достаточно вредно, и, при определенных состояних ребенка, просто опасно для его жизни.

Начнем, пожалуй, именно с этих самых состояний.
Лихорадка у детей бывает двух типов - белая и розовая (иногда говорят "красная"). Сейчас я не буду нести отсебятину и процитирую одну девушку, детского врача, которая очень хорошо написала об этом на одном из форумов ( ira_doc , ты ведь не против? :о)).

"У детей выделяют два типа лихорадки - розовую и белую.
Разделение между ними - по цвету кожных покровов, цифры температуры при этом могут быть одинаковыми.
«Розовая» - более благоприятная лихорадка, при ней одинаковое количество тепла производится организмом и выделяется в окружающую среду. При этом у ребенка кожа розового цвета, влажная и теплая на ощупь. Общее самочувствие не нарушено или нарушено незначительно.
«Белая лихорадка» обусловлена спазмом периферических сосудов, при этом нарушается теплоотдача. Сопровождается ознобом, выраженным ухудшением самочувствия, ребенок вялый, неактивный, кожа бледная, кисти и стопы холодные.
Все вопросы о том, выше каких цифр нужно снижать темпертатуру, относятся только к «розовой» лихорадке. При «белой» снижать нужно обязательно.
В каких же еще случаях надо снижать температуру?
- детям первых 3 месяцев жизни - выше 38 градусов;
- детям, у которых раньше были фебрильные судороги (судороги, возникающие при высокой температуре) - выше 38 градусов;
- ранее здоровым детям с относительно неизмененным самочувствием - выше 38,5 градусов;
- во всех других случаях и при всех других цифрах - по назначению лечащего врача.

Как снижать?
Частый вопрос - можно ли обтирать ребенка, информация у родителей по этому поводу обычно самая противоречивая, одни «всегда обтирают, и ничего», другие слышали, что «врач сказал, ни в коем случае не обтирать». При «белой» лихорадке обтирать ни в коем случае нельзя, при «розовой» можно обтирать водой комнатной температуры, спирт и уксус лучше не добавлять.

Чем снижать?
Наиболее часто начинают с парацетамола (Эффералган) в возрастных дозировках. Быстро снижает температуру, однако эффект не очень продолжительный. Применяется до 4 раз в сутки. Для детей раннего возраста применяются свечи и сироп.
Ибупрофен (Нурофен) снижает температуру более длительно, однако эффект от него зачастую более выраженный и продолжительный. Применяется в возрастных дозировках до 3 раз в сутки.
При высокой температуре возможно комбинированное применение этих двух препаратов, которое лучше проводить под наблюдением лечащего врача.
Метамизол натрия (Анальгин) в основном применяется бригадами неотложной помощи при неэффективности. Из-за возможных побочных эффектов не рекомендуется частый прием анальгина, самостоятельно родителям пользоваться не следует.
Нимесулид (Найз, нимегезик, нимесил) к приему у детей запрещен .

При «белой» лихорадке врач может дополнительно назначить спазмолитики для снятия спазма периферических сосудов.

Да, при любом повышении температуры лучше, если ребенка осмотрит врач, а если повышение сохраняется больше трех суток - осмотр обязателен. "

В общем, достаточно исчерпывающе. Допишу только, почему ни в коем случае нельзя обтирать детей с белой лихорадкой.
Как уже написано выше, при белой лихорадке у ребенка спазмированы периферические сосуды -сосуды кожи. При этом кожа теряет способность нормально отводить тепло, и получается картина, когда ребенок внутри перегревается, а тепло наужу не отводится. Любые обтирания (даже простой водой) усиливают спазм сосудов кожи, и способны завести ситуацию в непосредственную угрозу жизни ребенку. Почему это происходит - достаточно понятно, если немного знать физику - вода, а тем более вода с водкой или уксусом, активно испаряется и резко охлаждает кожу. Что только усиливает спам сосудов, как я уже сказала.

Теперь непосредственно по поводу водки и уксуса, то есть почему же нельзя обтирать детей с розовой лихорадкой водой с этими субстанциями (ведь, по идее, при розовой обтирать можно?). Тут я опять не буду нести отсебятину, а процитирую, на сей раз, известного педиатра, доктора Евгения Олеговича Комаровского .

" При повышении температуры тела необходимо сделать все для того, чтобы организм имел возможность терять тепло. Тепло теряется двумя путями — при испарении пота и при согревании вдыхаемого воздуха.
Два обязательных действия:
1. Обильное питье — чтобы было чем потеть.
2. Прохладный воздух в комнате (оптимально 16—18 градусов).

Если эти условия выполнены, вероятность того, что организм сам не справится с температурой, очень невелика.
Внимание!
При контакте тела с холодом происходит спазм сосудов кожи. В ней замедляется кровоток, уменьшается образование пота и отдача тепла. Температура кожи уменьшается, но температура внутренних органов увеличивается. И это исключительно опасно!
Нельзя использовать в домашних условиях так называемые «физические методы охлаждения»: грелки со льдом, влажные холодные простыни, холодные клизмы и т. п. В больницах или после визита врача можно, потому что до того (до физических методов охлаждения) врачи назначают специальные лекарства, которые устраняют спазм сосудов кожи. Дома необходимо сделать все для того, чтобы спазма сосудов кожи не допустить. Поэтому

Прохладный воздух, но достаточно теплая одежда.

Частички тепла уносятся из организма при испарении пота и таким образом понижается температура тела. Были придуманы несколько способов, позволяющих ускорить испарение. Например, поставить рядом с голеньким ребенком вентилятор; растереть его спиртом или уксусом (после растирания уменьшается поверхностное натяжение пота и он испаряется быстрее).
Люди! Вы даже представить себе не можете, какое количество детей поплатилось жизнью за эти растирания! Если уж ребенок пропотел, то температура тела снизится сама. А если вы растираете сухую кожу — это безумие, потому что через нежную детскую кожу то, чем вы растираете, всасывается в кровь. Растерли спиртом (водкой, самогоном) — добавили к болезни отравление алкоголем. Растерли уксусом — добавили отравление кислотой.
Вывод очевиден — никогда и ничем не растирайте . И вентиляторы тоже не нужны — поток прохладного воздуха, опять-таки, вызовет спазм сосудов кожи. Поэтому, если пропотел — переоденьте (перепеленайте) в сухое и теплое, после чего успокойтесь."

Ну вот. Тоже достаточно подробно и понятно. Заодно и про спазм сосудов еще раз объяснили.

АПД от pitchforkgirl :
1. Неэффективность парацетамола часто объясняется неверно подобранной дозировкой препарата. О допустимых дозировках указывается, например, .
2. Нимесулид запрещен для применения у детей до 12 лет.
3. Аспирин и синдром Рея:
"В настоящее время ацетилсалициловая кислота не рекомендуется для использования с целью снижения температуры у детей, особенно при подозрении на вирусное заболевание. Известно, что использование аспирина у этой категории больных может стать причиной некроза печени и развитияострой печеночной недостаточности Данное осложнение известно под названием "Синдрома Рея (Рейе)". На данный момент патогенетический механизм развития синдрома Рея неизвестен. Заболевание протекает с развитием острой печеночной недостаточности. Заболеваемость синдромом Рея среди детей до 18 лет в США составляет примерно 1:100 000, при этом летальность превышает 36 %"

АПД 2 от inescher :
Одежда для ребенка должна подбираться, в зависимости от его состояния и типа лихорадки. При розовой лихорадке ребенка нужно одеть полегче и очень желательно снять памперс - по некоторым данным только от этого температура может упасть примерно на градус. Раздевая ребенка не стоит забывать про то, что на ногах должны быть носочки и степень раздевания должна быть адекватна комнатной температуре (при +18 в комнате я сильно заголять ребенка не рискну, например).
При белой лихорадке ребенка, как это не парадоксально, нужно согревать (особенно руки и ноги) - тепло частично снимает спазм сосудов кожи. Но при этом одежда не должна создавать эффект термоса, должна "дышать".

Лихорадкой называют защитную реакцию организма в ответ на воздействие патогенных раздражителей. Ее задача - стимуляция иммунитета для борьбы с бактериями и вирусами. Повышение температуры считается показателем того, что организм пытается сам победить недуг. Лихорадка может быть красной и белой. Отличие заключается в симптомах и правилах оказания первой помощи. Любое повышение температуры - это плохо, но лихорадка белая у детей очень опасна и требует особого внимания родителей, когда их ребенок заболел.

Почему температура тела повышается?

Повышается в тех случаях, когда в организм попадает болезнетворная бактерия или вирус. Лихорадка позволяет стимулировать все защитные силы детского организма, тем самым ускоряя процесс выздоровления.

Лихорадка белая у детей чаще всего возникает вследствие респираторных вирусных инфекций, которыми болеет каждый ребенок. В таких случаях ее называют «лихорадкой инфекционного генеза». Но существуют и неинфекционные причины у ребенка:

  • травма, отек, кровоизлияние;
  • проблемы психологического характера (невроз, эмоциональное перенапряжение и т. д.);
  • прием лекарственных препаратов;
  • болевой синдром любого генеза;
  • сбой в эндокринной системе;
  • аллергическая реакция;
  • мочекаменная болезнь (конкременты, которые выходят по мочевыводящим путям, травмируют слизистую, вследствие чего температуру тела повышается).

Вышеперечисленные факторы, которые могут спровоцировать лихорадку, считаются основными. Но существуют и другие.

Как определить белую лихорадку?

Красная и белая лихорадка у детей протекают по-разному, естественно, разными будут и симптомы. Но, как уже говорилось выше, последний вид считается более опасным для детского организма. Поэтому так важно уметь определить, какое именно состояние наблюдается в данный момент у малыша. Ведь от этого зависит, какой способ борьбы следует выбирать.

Если у ребенка кожа розовая и влажная, а тело горячее, то в этом случае можно говорить о красной лихорадке. Конечности будут теплыми - на это стоит обратить особое внимание. Наблюдаются учащенные дыхание и пульс.

Протекает более тяжело. Ребенок ставится бледным, можно даже увидеть сосудистую сетку. Иногда такое состояние кожи называют «мраморным».

Губы становятся синими, посинение можно наблюдать и в ногтевых ложах. Холодные конечности, когда все тело разгоряченное - это главный признак белой лихорадки. Если надавить на кожу, то на теле остается белое пятно, которое долгое время не проходит.

При белой лихорадке разница между ректальной и подмышечной температурой составляет 1° C и больше.

Опасные симптомы!

Такой вид лихорадки может проявлять себя очень опасными симптомами, о которых должен быть осведомлен каждый родитель. Речь идет о судорогах. Если вовремя не среагировать на состояние ребенка, не сбить температуру, то возникновение судорог в большинстве случаев неизбежно.

Ребенок меняется в поведении. Он вялый, ничего не хочет, отказывается от еды. На фоне судорожного состояния малыш может начать бредить.

Когда сбивать температуру?

Многие родители, обнаружив у своего чада малейшее повышение температуры тела, начинают паниковать, доставать всевозможные жаропонижающие средства и давать их своему ребенку. Но когда это делать обязательно, а когда нет?

Общее правило: детям нужно сбивать температуру только в тех случаях, когда градусник показывает 38,5 °C и более. Но разве это касается каждого ребенка и каждого случая? Ответ - нет! Лихорадка белая у детей требует немедленного вмешательства, даже если температура тела не достигла отметки 38,5 °C. Особенно это касается:

  • новорожденных, не достигших трехмесячного возраста;
  • детей, у которых ранее наблюдалось судорожное состояние;
  • детей с нарушениями ЦНС;
  • пациентов, которые имеют хронические заболевания сердечной мышцы или легких;
  • тех, у кого есть проблемы с метаболизмом.

Действия родителей при белой лихорадке

Каждый должен знать, что делать, если имеет место белая лихорадка у детей. Неотложная помощь заключается в следующем:

  • вызвать "скорую" - первое, что нужно сделать, если возникли симптомы белой лихорадки;
  • приложить к конечностям сухое тепло (это может быть грелка или бутылка с теплой водой);
  • укрыть ребенка, если он отказывается одеться (но не переусердствовать, главное - чтобы тело было в тепле, а не еще больше грелось);
  • давать пить больше теплого чая, компота или воды;
  • запрещается обтирать ребенка спиртовыми и уксусными растворами, т. к. это может привести к спазму.

Лекарственные средства

Что из лекарственных средств можно использовать, если возникла белая лихорадка у детей? Лечение заключается в применении таких препаратов:

  1. "Парацетамол". Рекомендуется применять не больше 3-4 раз в сутки. Общий курс лечение составляет 3 дня.
  2. "Ибупрофен". Частота приема - каждые 8 часов.
  3. "Но-шпа". Лекарственное средство, которое помогает убрать спазм сосудов, что очень важно при таком состоянии.
  4. Группа фенотиазинов. Сюда относятся лекарства "Пропазин", "Пипольфен", "Дипразин". Дозировку должен назначать только доктор.
  5. Ректальные свечи с анальгином и димедролом, например, "Анальдим".

Если была вызвана бригада скорой помощи, то, как правило, ребенку будет сделан укол на основе одного из следующих средств "Анальгин", "Но-шпа", "Димедрол". Дозировка зависит от возраста ребенка.

Перед применением каждого препарата нужно детально ознакомиться с прилагаемой к нему инструкцией.

В чем опасность?

Тела до высоких показателей иногда становится причиной опасных последствий. Внутренние органы очень сильно перегреваются, страдает мозг. Поэтому так важно сбивать температуру детям.

Чем опасна белая лихорадка у ребенка? Главная опасность заключается в развитии Происходит это в 3 % всех случаев. Судороги неблагоприятно влияют на ЦНС и ее развитие.

Обезвоживание - еще один фактор, на который стоит обратить внимание. При любом повышении температуры тела нужно давать ребенку пить, чтобы не допустить обезвоживания организма.

Нельзя!

При белой лихорадке запрещается:

  • укутывать ребенка в теплое одеяло, надевать теплую одежду;
  • чрезмерно увлажнять воздух в помещении;
  • протирать тело уксусными и спиртовыми растворами (грозит развитием опасных последствий);
  • помещать ребенка в ванну с прохладной водой;
  • заниматься самолечением в случае, если состояние ребенка критичное;
  • пренебрегать медицинской помощью.

Теперь вам известно, как сбить температуру при белой лихорадке ребенку. Важно учитывать все нюансы помощи, ведь если что-то сделать не так или вопреки правилам, то нанесенный вред детскому организму может быть непоправимым. Лучше сразу вызвать "скорую помощь". Доктор сделает и даст рекомендации насчет дальнейших действий.